Средства нравственного воспитания.
1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).
2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).
3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - игра, труд, учение, общение.
4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК.
5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА.
Условия и средства эстетического воспитания:
Эстетика быта - среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).
Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.
Искусство: изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.
Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)
Тема 10. Целостный педагогический процесс (ЦПП) –
Объект изучения в педагогике
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 14 – 19, 380 – 382.
План
1. Сущность и функции ЦПП как целостного явления.
2. Закономерности и принципы ЦПП.
3. Основные компоненты ЦПП.
4. Этапы педагогического процесса.
5. Условия эффективности педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация.
Педагогический процесс - целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев).
Компоненты педагогического процесса:цель, содержание, деятельность и результат.
Условие эффективности педагогического процесса: активность и того, кто воздействует, и того, на кого он направлено воздействие.
Педагогический процесс
в широком смысле - в узком смысле -
совокупность всех условий, средств, сосредоточение содержания обучения,
методов и др., направленных на средств, методов, форм организации
решение одной глобальной задачи. какой-то более конкретной задаче.
Этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).
Подготовительный этап: определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.
Основной этап: осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный контроль за промежуточными результатами. Контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. В процессе основного этапа решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Заключительный этап: предназначен для анализа результатов.
Принципы построения педагогического процесса:
- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
- учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
— стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
Тема 11. Понятие о биологических и социальных факторах развития,
Их влияние на развитие человека
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 64 – 69.
Понятие развития личности
Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.
Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.
В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Результатом развития является формирование личности.
Формирование – становление человека как биологического и социального существа.
Биологическое в человеке – его физическое развитие, включающее в себя физиологические изменения. Биологические свойства являются врожденными (морфологические признаки, темперамент, характер, способности).
Социальное развитие находит свое выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте человека. Личные качества формируются и развиваются в процессе жизни человека.
Процесс (с латинского) – движение вперед или изменение.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. (Личностью не рождаются, а становятся в процессе развития).
Человек – живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.
Индивид – человек как неповторимый представитель рода с психофизиологическими свойствами выступающими в качестве предпосылок развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности и индивида, ее неповторимость (она проявляется в чертах темперамента, характера, способностях, эмоциональной и волевой сферах, интересах, склонностях).
Основные факторы развития личности:
Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.
Основные факторы, влияющие на развитие личности:
· среда;
· наследственность;
· воспитание.
Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.
Для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.
Среда бывает:
1. Социальная, т. е. определяемая экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Социальная среда (общество): микросреда – ближайшее окружение ребёнка и макросреда – мир вокруг ребёнка.
В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.
К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения населения в пределах территории страны, из города в деревню и обратно, демографические процессы — изменения в рождаемости, продолжительности жизни, возрасте вступления в брак и т. п.
К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья, учебно-воспитательные заведения, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, СМИ.
2. Природная, географическая, (климат, флора, фауна, место) и исскуственная (рукотворная): здания, мебель и др.;
Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности). Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни.
Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами.
Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.
Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Вывод: чтобы стать личностью человек должен в деятельности, на практике проявить и раскрыть свои внутренние свойства заложенные природой и сформулированные жизнью и воспитанием.
Тема 12. Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей в воспитании и обучении детей
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 70 – 85.