Средства нравственного воспитания.

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - игра, труд, учение, общение.

4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК.

5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА.

Условия и средства эстетического воспитания:

Эстетика быта - среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).

Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.

Искусство: изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.

Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)

Тема 10. Целостный педагогический процесс (ЦПП) –

Объект изучения в педагогике

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 14 – 19, 380 – 382.

План

1. Сущность и функции ЦПП как целостного явления.

2. Закономерности и принципы ЦПП.

3. Основные компоненты ЦПП.

4. Этапы педагогического процесса.

5. Условия эффективности педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация.

Педагогический процесс - целенаправленное содержательно насыщенное и орга­низационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев).

Компоненты педагогического процесса:цель, содержание, деятель­ность и результат.

Условие эффективности педагогического процесса: активность и того, кто воз­действует, и того, на кого он направлено воздействие.

Педагогический процесс

в широком смысле - в узком смысле -

совокуп­ность всех условий, средств, сосредоточение содер­жания обучения,

методов и др., направленных на средств, методов, форм организации

решение одной глобальной задачи. какой-то более конкретной задаче.

Этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).

Подготовительный этап: определяются цель, конкретные зада­чи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогно­зируются результат и схема процесса, подбираются мето­ды воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.

Основной этап: осуществля­ется педагогическое взаимодействие воспитанника и вос­питателя, ведется постоянный контроль за промежуточными результатами. Контроль по­могает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произве­сти коррекцию, внести необходимые дополнения или изме­нения. В процессе основного этапа решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Заключительный этап: предназначен для анализа результатов.

Принципы построения педа­гогического процесса:

- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;

- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

- учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая лич­ность;

— стимулировать в педагогическом процессе воспитате­ля и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».

Тема 11. Понятие о биологических и социальных факторах развития,

Их влияние на развитие человека

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 64 – 69.

Понятие развития личности

Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Результатом развития является формирование личности.

Формирование – становление человека как биологического и социального существа.

Биологическое в человеке – его физическое развитие, включающее в себя физиологические изменения. Биологические свойства являются врожденными (морфологические признаки, темперамент, характер, способности).

Социальное развитие находит свое выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте человека. Личные качества формируются и развиваются в процессе жизни человека.

Процесс (с латинского) – движение вперед или изменение.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. (Личностью не рождаются, а становятся в процессе развития).

Человек – живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.

Индивид – человек как неповторимый представитель рода с психофизиологическими свойствами выступающими в качестве предпосылок развития личности и индивидуальности.

Индивидуальность – своеобразие психики и личности и индивида, ее неповторимость (она проявляется в чертах темперамента, характера, способностях, эмоциональной и волевой сферах, интересах, склонностях).

Основные факторы развития личности:

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

Основные факторы, влияющие на развитие личности:

· среда;

· наследственность;

· воспитание.

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Среда бывает:

1. Социальная, т. е. определяемая экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Социальная среда (общество): микросреда – ближайшее окружение ребёнка и макросреда – мир вокруг ребёнка.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения населения в пределах территории страны, из города в деревню и обратно, демографические процессы — изменения в рождаемости, продолжительности жизни, возрасте вступления в брак и т. п.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья, учебно-воспитательные заведения, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, СМИ.

2. Природная, географическая, (климат, флора, фауна, место) и исскуственная (рукотворная): здания, мебель и др.;

Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности). Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.

Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами.

Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

Вывод: чтобы стать личностью человек должен в деятельности, на практике проявить и раскрыть свои внутренние свойства заложенные природой и сформулированные жизнью и воспитанием.

Тема 12. Необходимость учета индивидуальных, воз­растных и половых особенностей в воспитании и обучении детей

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 70 – 85.

Наши рекомендации