Форма обучения: очно-заочная
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Всего (час.) | В том числе (час.) | |||
лекции | практические, лабораторные | (заочная) самостоятельная работа | форма контроля | |||
Модуль I. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | ||||||
Модуль II. Организация образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР | ||||||
Модуль III. Знакомство с системой комплексного сопровождения жизни людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения до зрелого возраста вне стационарных учреждений в г. Пскове | ||||||
4. | Выполнение итоговой работы | |||||
ИТОГО: |
Содержание учебной программы
Модуль I. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (14 часов)
Тема 1. Нормативно-правовое регулирование организации образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями (4 часа)
Социальная политика в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации. Понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья". Категории обучающихся с ОВЗ. Новое понимание обществом возможностей социальной адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья. Нормативные документы, регламентирующие образование детей с ОВЗ: федеральные, региональные. Локальные акты образовательной организации, регламентирующие включение ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Тема 2. Федеральный государственный образовательный стандарт и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (8 часов)
ФГОС ОВЗ - базовый инструмент реализации конституционных прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нормативный правовой акт РФ. Функции федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ. Предмет стандартизации. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Требования ФГОС к структуре образовательной программы и результатам освоения АООП. Принципы и подходы к формированию АООП.
Модуль II. Организация образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР (43 часа)
Тема 1. Психолого-педагогическое обследование ребенка (2 часа)
Организация психолого-педагогического обследования ребенка. Наблюдение за ребенком, особенностями сенсорного, физического, речевого, эмоционально-волевого развития, сформированное™ навыков предметной деятельности, самообслуживания, способов общения с окружающими, способности управлять своими эмоциональными проявлениями (наличие поведенческих проблем). Определение приоритетных образовательных областей. Беседа с родителями. Сбор информации об истории развития ребенка. Уточнение запроса родителей в отношении развития и обучения ребенка. Рекомендации специалистов по обучению и воспитанию ребенка. Определение направлений возможного сотрудничества специалистов образовательной организации и семьи.
Тема 2. Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Система оценки достижений освоения планируемых результатов АООП (3 часа)
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) как специальное условие, позволяющее удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся по варианту 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура, организация разработки и составления СИПР. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося в процессе разработки СИПР. Составление психолого-педагогической характеристики. Составление индивидуального учебного плана (ИУП) и расписания уроков/занятий. Формулирование конкретных задач обучения и воспитания ребенка. Формирование базовых учебных действий. Подбор оптимальных методов и средств для реализации СИПР. Создание условий для реализации потребности в уходе и присмотре. Программа сотрудничества с родителями. Оценка достижений освоения планируемых результатов СИПР (приложение Б).
Тема 3. Условия реализации АООП (1 час)
Материально-технические условия реализации АООП: организация пространства, временного режима обучения, учебного места обучающихся; технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии); специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся; условия для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся. Организационно-методические условия реализации АООП: формирование классов, групп обучающихся; разработка календарно-тематического планирования; составление расписаний уроков/занятий, графиков работы; выбор методов, приемов обучения; анализ полученных результатов; проведение консилиумов, консультаций. Кадровые условия реализации АООП: междисциплинарный состав специалистов, квалификация педагогических работников.
Тема 4. Формирование базовых учебных действий (2 часа)
Формирование базовых учебных действий. Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, взаимодействию в группе обучающихся. Учебное поведение, формирование учебного поведения. Выполнение задания, переход от одного задания к другому. Обучение подражанию, следованию вербальным инструкциям, поддержанию правильной позы, зрительному контакту. Основные проблемы поведения. Функции проблемного поведения. Коррекция поведенческих проблем (анализ ситуаций проблемного поведения). Методы и способы коррекции.
Тема 5. Сенсорное развитие (1 час)
Развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Цель обучения. Организация педагогической работы, направленной на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Кинестетическое восприятие. Восприятие вкуса. Восприятие запаха.
Тема 6. Формирование предметно-практических действий (1 час)
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Цель, задачи формирования предметных действий. Действия с материалами. Действия с предметами. Приемы работы с детьми.
Тема 7. Содержание программного материала предмета "Человек" (3 часа)
Представления о себе. Представления о своей семье. Цель, задачи, содержание самообслуживания. Гигиенические навыки. Обращение с одеждой и обувью. Прием пищи. Использование специальных столовых приборов. Туалет. Развитие самостоятельности обучающихся с ТМНР.
Тема 8. Развитие речи и общения (в т.ч. с использованием средств альтернативной/дополнительной коммуникации) (2 часа)
Потребность в общении у детей и подростков с ТМНР. Формирование навыков общения. Выбор средств общения. Обучение использованию вербальных и невербальных средств коммуникации и социального общения. Материально-технические условия реализации АООП и СИПР. Альтернативная коммуникация (с использованием графических символов, технических устройств).
Тема 9. Использование средств искусства в процессе образования (2 часа)
Развитие изобразительных и творческих способностей обучающихся с ТМНР. Задачи обучения изобразительной деятельности. Освоение доступных приемов работы с различными материалами и инструментами. Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами (при лепке, рисовании, аппликации). Музыка как средство развития эмоциональной и личностной сфер, социализации и самореализации ребенка. Виды и формы музыкальной деятельности. Взаимодействие с различными организациями в реализации творческих проектов, способствующих социокультурной интеграции детей.
Тема 10. Формирование трудовых навыков у подростков с ТМНР (2 часа)
Подготовка людей с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Формирование навыков трудовой деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями развития подростков с ТМНР. Профили трудовой подготовки: растениеводство, полиграфия, деревообработка, ткачество, керамика, батик, шитье. Алгоритм действий как основное условие освоения последовательности операций. Приемы и способы формирования трудовых навыков.
Тема 11. Физическое развитие детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР (2 часа)
Физическая активность у детей и подростков с ТМНР. Уровни физической подготовленности обучаюшихся. Цель, задачи адаптивной физической культуры (АФК). Обогащение сенсомоторного опыта обучающихся с ТМНР. Используемые технологии: Бобат-терапия, MOVE (развитие двигательных возможностей через обучение), кинезитерапия, гидрокинезитерапия, МОТОмед-терапия. Факторы, влияющие на сопровождение детей и подростков с ТМНР. Техники перемещения. Активность детей и подростков с ТМНР во время перемещения. Позиционирование детей и подростков с ТМНР.
Тема 12. Формы и содержание внеурочной деятельности (1 час)
Внеурочная деятельность как важная часть учебно-воспитательного процесса, направленного на реализацию АООП образования обучающихся. Цель, задачи, направления внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности. Разработка и реализация рабочих программ по разным направлениям внеурочной деятельности. Разработка и реализация рабочих программ для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР в рамках социального направления внеурочной деятельности.
Тема 13. Организация сотрудничества с семьями обучающихся (2 часа)
Особенности жизненной ситуации семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР, запросы семьи. Содержание направлений работы с семьей: социально-правовое, психокоррекционное, психолого-педагогическое, социальное, информационно-просветительское. Формирование партнерства с семьей. Программа сотрудничества с семьей: психологическая поддержка семьи; повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка; обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР; организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения; организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Тема 14. Организация образовательного процесса с детьми и подростками с ТМНР по формированию жизненной компетенции (19 часов)
Практическая работа в классах школьного отделения ЦЛП. Особенности когнитивного, психомоторного и эмоционально-волевого развития обучающихся, их особые образовательные потребности. Организация образовательного процесса на ступенях: пространственная и временная организация, расписание занятий, календарно-тематическое планирование, использование технических средств обучения, коррекционных технологий, специальных подходов и методов в работе с детьми и подростками в рамках реализации СИПР. Индивидуальные и групповые занятия специалистов. Междисциплинарный подход. Организация присмотра и ухода.
Модуль III. Знакомство с системой комплексного сопровождения жизни людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения до зрелого возраста вне стационарных учреждений в г. Пскове (5 часов)
Тема 1. Ранняя помощь и дошкольное образование (1 час)
Посещение отделения ранней помощи ЦЛП "Лим-по-по". Знакомство с организацией ранней помощи и дошкольного образования с детьми с ОВЗ: создание специальной образовательной среды, систематическая коррекционная и развивающая работа специалистов по оказанию медицинской, психолого-педагогической помощи. Включение семьи в процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Тема 2. Обеспечение занятости взрослых с нарушениями развития (1 час)
Посещение ГБУСО "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов". Знакомство с организацией работы в ПИМах. Посещение отделений. Возможности трудовой занятости и организация дневного пребывания в условиях производственно-интеграционных мастерских: задачи, структура мастерских (производственные и непроизводственные отделения), кадровые и материально-технические условия трудовой занятости. Продукция и услуги мастерских.
Тема 3. Организация сопровождаемого проживания (2 часа)
Посещение квартир учебного и постоянного сопровождаемого проживания. Цель, задачи, направления обучения людей с тяжелыми нарушениями развития самостоятельному проживанию. Организация обучения навыкам самостоятельного проживания: основные направления обучения, кадровые и материально-технические условия, особенности организации процесса обучения. Организация ухода. Сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся. Сотрудничество с местным сообществом.
Учебно-методическое обеспечение программы
Модуль I. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Интернет-ресурсы
1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/dec1_conv/cwnventions/disability.shtml.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013.
3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" [Электронный ресурс].
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс]. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/5133.
7. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
8. Институт дополнительного образования МГПУ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgpu.ru/subdivision.
9. Информационный портал: [Электронный ресурс]. URL: fgos-ovz.herzen.spb.ru.
10. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: [Электронный ресурс]. URL: herzen.spb.ru.
Модуль II. Организация деятельности учителя по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.
3. Головчиц, Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, A.M. Царев // Дефектология. 2014. № 1. С. 3-13.
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995.
5. Константинова И.С. Музыкальные занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 53-62.
6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
7. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Б.П. Пузанов. М.: Академия, 1999. С. 160.
8. Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 20-22.
9. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 38-43.
10. Специальная педагогика / под ред. М.Н. Назаровой. М.: Академия, 2000.
11. Хохлова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с множественными нарушениями развития в условиях индивидуального обучения в школе глухих // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 44-52.
12. Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 12-22.
13. Царев A.M. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / A.M. Царев, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 12-19.
Модуль III. Знакомство с системой комплексного сопровождения жизни людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения до зрелого возраста вне стационарных учреждений в г. Пскове
Литература
1. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е.А. Виноградова, Е.А. Зуева, А.Г. Нестерова, А.М. Царев; под ред. A.M. Царева. Псков: ПОИПКРО, 2014. 161 с.
2. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л.А. Головчиц: учебное пособие. М.: Логомаг, 2015. 266 с.
3. Емельянова В.В. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 3-6.
4. Назаркина С.И. Организация "Службы сопровождения семьи и ребенка" в Пскове / С.И. Назаркина, A.M. Царев, И.М. Бгажнокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 28-35.
5. Федотова Л.Е. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в производственно-интеграционных мастерских // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 46-49.