Нарушения опорно-двигательного аппарата

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА)
и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;

учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные занятия и др.).

Коррекционно-развивающая областьучебного плана реализуется через учебные предметы, включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий
с обучающимися.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивно- спортивное).

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Образовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Одно из направлений внеурочной деятельности – проведение коррекционно-развивающих занятий, которые являются обязательными для обучающихся с НОДА. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Время, отведённое
на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию
и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции,
а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп – 2-4 обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-30 минут, занятий по ЛФК – до 45 минут.

Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя АФК и инструкторы ЛФК, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка
и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации
по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.

В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента обучающихся, ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными
на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.

Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется
под контролем руководителя физического воспитания, учителями АФК. Ежедневно занятия физкультурой чередуются с уроками. В расписании дополнительно (помимо 3 обязательных уроков физкультуры в неделю) могут быть предусмотрены занятия, обеспечивающие ежедневную организацию динамических и/или релаксационных пауз между уроками
в зависимости от структуры и степени тяжести индивидуального двигательного дефекта
за счет часов внеурочной деятельности.

Индивидуальные занятия по АФК и ЛФК обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта. Количество часов на каждого обучающегося определяется медицинской службой в зависимости от тяжести двигательного нарушения
(от 2 до 5 часов в неделю).

Примерный учебный план АООП начального общего образования
обучающихся с НОДА

(вариант 6.2.)

(5 лет обучения)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
Подгот. I II III IV Всего
Обязательная часть
Филология Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык    
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество)
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - -
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Технология (труд)
Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая культура)
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которые определяются психофизическими особенностями развития детей.

Примерный учебный план АООП начального общего образования
обучающихся с НОДА с ЗПР

(вариант 6.2)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
Подгот. I II III IV Всего
Обязательная часть
Филология Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык    
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество)
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - -
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Технология (труд)
Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая культура)
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которые определяются психофизическими особенностями развития детей.

Примерный учебный план АООП начального общего образования
обучающихся с НОДА

(вариант 6.3)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
Подгот. I II III IV Всего
Обязательная часть
Язык и речевая практика Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика и информатика Математика
Естествознание Мир природы и человека - - -
Природоведение - -
Искусство Музыка
Рисование
Технология Технология
Физическая культура Адаптивная физическая культура
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которые определяются психофизическими особенностями развития детей.

Примерный учебный план АООП начального общего образования
обучающихся с НОДА

(вариант 6.4.)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
Подгот. I II III IV Всего
Обязательная часть
Язык и речевая практика Альтернативное чтение
Графика и письмо
Математика Математические представления
Окружающий мир Человек
Домоводство - -
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
Искусство Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Технология Технология
Физическая культура Адаптивная физическая культура
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающие занятия
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которые определяются психофизическими особенностями развития детей.


Наши рекомендации