Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Общие подходы к разработке СИПР
Итоговые достижения определяется индивидуальными возможностями ребенка.
Содержания образования – максимально расширяется компонент «жизненной компетенции», но «академический» компонент сохраняется в объеме, соответствующим индивидуальным возможностям ребенка.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы, в т.ч. обеспечение за ним присмотра и ухода. Для этого необходима организация взаимодействия специалистов и его семьи.
Расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка путем индивидуально дозированного поэтапного и планомерного введения ребенка в более сложную предметную и социальную среду с использованием специфических методов и средств обучения.
5.2.2.Структура и содержание СИПР
Общие сведения о ребёнке;
характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
индивидуальный учебный план;
содержание образования в условиях организации и семьи;
организация реализации потребности в уходе и присмотре;
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
средства мониторинга и оценки динамики обучения.
5.2.3.Общие подходы к планированию коррекционно-развивающей работы
В соответствии с ФГОС обучающихся с ТМНР
Категория обучающихся | Перечень коррекционных курсов |
Глухие обучающиеся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР (1.4) | - развитие слухового восприятия и обучение произношению; - музыкально-ритмические занятия |
Слепые обучающиеся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР (3.4) | - ритмика; - сенсорное развитие, - предметно-практические действия, - двигательное развитие, - социально-коммуникативное развитие, - основы пространственной ориентировки, - социально-бытовая ориентировка |
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР (6.4) | - речевая практика, - основы коммуникации, - психомоторика и развитие деятельности, - двигательная коррекция |
обучающиеся с расстройствами аутистического спектра, осложненными умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР (8.4.) | - эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие, - сенсорное развитие, - предметно-практические действия, - двигательное развитие |
Обучающиеся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР (2) | - сенсорное развитие, - предметно-практические действия, - двигательное развитие, - альтернативная коммуникация |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примерная адаптированная образовательная программа
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Краткая характеристика ребёнка
Иванова Мария Ивановна 25.12.2007 года рождения относится к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с расстройствами аутистического спектра.
Согласно заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга … рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе (АОП) с созданием условий для детей с ОВЗ, имеющих нарушения аутистического спектра (в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.1).
Девочка испытывает трудности в установлении и поддержании взаимоотношений с другими людьми. Формы поведения повторяющиеся и стереотипичные. Затрудняется в установлении причинно-следственных отношений. Испытывает повышенную чувствительность к сенсорным стимулам. В речи встречается инверсия местоимений, придуманные слова. Отмечается нарушение в развитии восприятия и использования речи. Чаще пользуется невербальными способами общения (жесты). Не умеет работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, сама не поддерживает диалог и не инициирует его.
Цель программы: создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями; коррекция речевого, познавательного и личностного развития.
Задачи:
- формирование коммуникативных навыков;
-формирование навыков адекватного учебного поведения в условиях работы в классе;
- психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов;
- формирование в сознании обучающегося целостной картины мира и ее пространственно-временной организации;
- коррекция нарушений устной и письменной речи.
Планируемые результаты освоения обучающимся АОП
Адаптированная образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению.
Предметные результаты:освоение обучающимся в ходе изучения того или иного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.
Метапредметные результаты:освоенные обучающимся в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Результаты развития жизненной компетенции:адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
В результате обучения на ступени начального общего образования у выпускника будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы иих выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник овладеет
всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную
цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научиться использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускник приобретет умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов
Оценивать результаты начального образования ребенка с РАС, обучающегося в условиях инклюзии предлагается по его завершении. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, поскольку у обучающегося с РАС может иметь свой – индивидуальный темп освоения содержания образования.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с РАС, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО . (Раздел III ФГОС НОО)