Общие подходы к разработке АООП.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается в соответствии с ФГОС и учетом примерных адаптированных основных общеобразовательных программ, одобренных ФМО 14.12. 2015, размещенных на сайте fgosreestr.ru.

В таблице 1 представлено соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Таблица 1.

Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений

Категория обучающихся Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений
1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
ОЧ ВЧ ОЧ ВЧ ОЧ ВЧ ОЧ ВЧ
глухие 80% 20% 80% 20% 70% 30% 60% 40%
Слабослышащие, позднооглохшие 80% 20% 80% 20% 70% 30% Вариант не предусмотрен
слепые 80% 20% 80% 20% 70% 30% 60% 40%
слабовидящие 80% 20% 80% 20% 70% 30% Вариант не предусмотрен
с тяжелыми нарушениями речи 80% 20% 80% 20% Варианты не предусмотрены
с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80% 20% 80% 20% 70% 30% 60% 40%
с задержкой психического развития 80% 20% 80% 20% Варианты не предусмотрены
с расстройствами аутистического спектра 80% 20% 80% 20% 70% 30% 60% 40%
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 70% 30% 60% 40% - - - -

АООП включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Рассмотрим каждый из этих разделов.

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации)

4.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты освоения АООП, систему оценки достижения планируемых результатов.

4.1.1.Пояснительная записка. Цель пояснительной записки представить и описать концептуальные основы и особенности образовательной программы, в ней определяется цель АООП, которая должна быть конкретной, не противоречить цели, заложенной в Стандарте. Сформулировать цель и определить задачи рекомендуется только те, которые решаются через образовательный процесс. Необходимо помнить, что цель является образом желаемого результата, который предполагает:

− фиксированное время его получения;

− соответствие потребностям и возможностям конкретного образовательного учреждения;

− мотивацию педагогического коллектива на деятельность в направлении его достижения;

− операциональную определенность, контроль.

Принципы и подходы к формированию Программы должны включать как основные методологические положения, обще дидактические принципы, подходы, так и специальные, являющиеся основополагающими в работе с конкретной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В пояснительной записке обосновывается системно­деятельностный подход, который лежит в основе реализации основной образовательной программы.

В пояснительной записке прописываются принципы реализации программы,относительно каждой нозологической группы. Например, программа опирается на следующие развивающие принципы:

а) личностно ориентированные (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития и др.

Общая характеристика АООП включает информацию о периоде освоения Программы, с указанием контингента детей.

В пояснительной записке к АООП необходимо дать краткую психолого-педагогическую характеристику детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, раскрыть особенности их развития, указать особенности осуществления образовательного процесса с учетом контингента. Кроме того, в пояснительной записке указывается, что в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником АООП из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, ему может быть рекомендован другой вариант обучения.

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ включают определение потребностей обучающихся в условиях, программно-методическом обеспечении, степени индивидуализации процесса.

Существует принципиальная разница между психолого-педагогической характеристикой (она описывает общие особенности детей определенной нозологической группы) и особыми образовательными потребностями, которые указывают на то, чем надо обеспечить ребенка для успешного освоения АООП.

Для АООП обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) обязательным является описание структуры и общей характеристики СИПР.

Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения АООП включают следующие обобщенные результаты.

Планируемые результаты Критерии оценки
ОВЗ УО (ИН)
Личностные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия
Метапредметные Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Для 3 и 4 вариантов ФГОС НОО ОВЗ Метапредметные результаты при освоении Программы умственно отсталыми обучающимися не учитываются.
Предметные Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфический для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП.

Планируемые результаты определяются с учетом психофизического развития детей, уровня их интеллектуального развития. Учитывая неоднородность нарушений у обучающихся всех нозологических групп, рекомендуем планируемые результаты писать по уровням. Данная рекомендация не является обязательной, но уровневые результаты позволят максимально индивидуализировать образовательный процесс.

4.1.3.Система оценки планируемых результатов.

Система оценки планируемых результатов должна

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты); для 3 и 4 вариантов и 1-2 вариантов образования умственно отсталых детей - формирование базовых учебных действий

- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Особенностями системы оценки являются

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов; оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки для 1 и 2 варианта ФГОС НОО ОВЗ как механизма обеспечения качества образования;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

- смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки:

- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

- ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатовпредполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочее Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать индивидуальные особенности развития универсальных учебных действий учащихся;

- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Цель Портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- поддерживать интерес обучающегося к определенному виду деятельности;

- способствовать его активности и самостоятельности;

- формировать навыки учебной деятельности;

- обеспечивать успешную социализацию;

- повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Наши рекомендации