Коррекционно-развивающая работа.
Данное направление работы способствует удовлетворению особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоению ими адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования,
В состав предметной области внеурочной деятельности «Коррекционно – развивающая работа» входят следующие обязательные предметы: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия); развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия); развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия); социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации обучающихся, а также результатов комплексного психолого –педагогического обследования каждого ребенка при поступлении в образовательную организацию, рекомендаций к коррекционно –развивающей работе по результатам данного обследования, систематических педагогических наблюдений в учебной и внеурочной деятельности, данных систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования, бесед с детьми, учителями школьным педагогом - психологом, социальным педагогом, администрацией школы, родителями (их законными представителями).
2. Диагностическая работа.
Данное направление коррекционной работы включает проведение комплексного психолого- педагогического обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их особых образовательных потребностей; систематического мониторинга (в конце каждой учебной четверти) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образования на основе адаптированной основной общеобразовательной программы; систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
3. Консультативная работа.
Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого – педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации слабослышащих и позднооглохших детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), повышение уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно – развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения коррекционно – развивающей работы во внешкольное время.
4. Информационно-просветительская работа.
Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечению наиболее полноценного образования и развития, созданию необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям лиц с нарушениями слуха и др. Информационно –просветительская работа может проводиться как в данной образовательной организации (среди обучающихся, их родителей и др.), так и в других образовательных организациях, включая организации дополнительного и профессионального образования (среди педагогов, обучающихся, родителей и др.), а также в организациях социальной сферы (здравоохранения, правопорядка и др.).
5. Психолого-педагогическая работа.
Данное направление предполагает проведение психолого–педагогической диагностики с целью психолого-педагогического изучения индивидуальных особенностей личности обучающегося, резервов ее развития; познавательных возможностей и интересов обучающихся, резервов их развития; выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии обучающихся; изучения интересов обучающихся в связи с профоориентационной работой в образовательной организации; осуществление коррекционно–развивающей работы с учетом результатов психолого – педагогической диагностики совместно со специалистами образовательной организации и /или других организаций на основе сетевого взаимодействия; содействие личным достижениям обучающегося в доступных ему видах учебной и внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; осуществление здоровьесберегающей работы совместно со специалистами образовательной организации и /или других организаций на основе сетевого взаимодействия; проведение психолого–педагогического консультирования, направленного на оказание помощи обучающимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, преодоления учебных трудностей, проблем взаимоотношений между обучающимся, родителями, педагогами; осуществление профилактики, формирование и развитие психологически комфортных отношений в классе, образовательной организации, в семье; профилактику внутриличностных конфликтов; психолого – педагогическое содействие обеспечению управленческих процессов на основе проведения мониторинговых исследований психологического климата в системах администрация - педагоги – обучающиеся– родители, психолого – педагогического сопровождения эффективного их взаимодействия, участия в разработке программ развития общеобразовательной организации; осуществление просветительской деятельности для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.