I. Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Одним из важных направлений коррекционно - развивающей работы с глухими детьми, имеющими умеренную или тяжелую умственную отсталость, является использование возможностей слухового восприятия для социальной адаптации. В структуре сложного нарушения у детей может быть разная потеря слуха: от незначительной тугоухости до глухоты. Однако в сочетании с другими нарушениями даже небольшое снижение слуха в значительной степени усиливает его отрицательное влияние на развитие ребенка. Обогащение сенсорной сферы за счет использования возможностей слухового восприятия может оказать детям значительную помощь в ориентации в звуках окружающего мира, а также, по возможности, развитии восприятия устной речи, формировании ее произносительной стороны.

Коррекционно–развивающая работа направлена на формирование у детей базовых способностей слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые сигналы; обогащение представлений о неречевых звучаниях окружающего мира, воспитанию поведения, учитывающего ориентацию на доступные неречевые звуки. Работа строится в двух направлениях: обучение восприятию звучаний музыкальных инструментов / игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна и др.), и обучение восприятию неречевых звуков окружающего мира (бытовых и городских шумов, голосов птиц и животных и др.).

Важным направлением коррекционно –развивающей работы является развитие возможностей детей в восприятии неречевых звучаний, связанных с окружающим человека звуковым фоном. Развитие представлений об акустическом пространстве является весьма значимыми для более их полноценной ориентации в социуме. В процессе обучения с учетом индивидуальных возможностей детей можно использовать бытовые шумы – шумы бытовой техники (включенного пылесоса, холодильника, будильника, миксера, дрели и др.), телефонный звонок, стук в дверь, звонок в дверь, стук молотка, звуки от упавшего или поставленного с силой предмета, скрип качелей и др.; городские шумы – сигналы городского транспорта, шумы приближающегося транспорта, сигналы машин службы помощи – скорая, пожарная, милиция и др.; голоса животных и птиц; шумы, связанные с явлениями природы (раскаты грома, шум дождя, завывание ветра, звон капели, плеск реки и др.). Важно, чтобы обучение восприятию на слух неречевых звучаний не проводилось формально, всегда связывалось с расширением представлений детей об окружающей действительности. Поэтому рекомендуется группировать звучания по темам, например, «На ферме», «Животные в лесу», «Пение птиц» «Городской транспорт» и др.

В обучение с учетом возможностей детей может быть включена специальная работа по развитию слухо-зрительного и слухового восприятия сначала слов, а затем элементарных фраз разговорного характера, обучение произношению. Дети учатся воспринимать слухо-зрительно и на слух знакомый им и необходимый в устном общении на уроках и во внеурочное время речевой материал, включающий фразы, слова и словосочетания разговорного характера.

Обучение произношению глухих обучающихся (вариант 1.4.) направлено на достижение, по–возможности, достаточно внятного, т.е. понятного окружающим, произнесения необходимого в общении речевого материала. Ведется работа по развитию речевого дыхания, голоса нормальной высоты, силы и тембра, формированию звукового состава речи, ее ритмико –интонационной структуры, обучению детей воспроизведению слов и фраз.

В процессе обучения большое внимание уделяется формированию имитационных способностей, т.е. умений подражать речевым и неречевым действиям взрослых и сверстников - движениям фонетической ритмики, образцу речи учителя, движениям его артикуляционных органов и др.

Важное значение придается формированию умений пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами – выражением лица, позой, естественными жестами.

Работа по развитию слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, ее воспроизведения осуществляется, прежде всего, на индивидуальных занятиях. В работе малыми группами может осуществляться закрепление сформированных навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Кроме этого, в условиях слухоречевой среды развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся осуществляется в ходе всего образовательно – коррекционного процесса.

Предмет«Развитие слухового восприятия и обучение произношению» представлен в учебном плане в каждом классе. В случае, если для глухого обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению является недоступной, занятия не включаются в индивидуальный учебный план и специальную индивидуальную образовательную программу.

Содержание предмета.

Выработка условной двигательной реакции

на неречевые и речевые стимулы

Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии сначала слухозрительно, а затем на слух (без аппаратов и с использованием индивидуальных слуховых аппаратов и /или кохлеарного импланта (кохлеарных имплантов) звучания музыкальных инструментов, речевых стимулов.Формирование условной двигательной реакции при восприятии на слух аудиозаписей бытовых шумов (телефонный звонок, звонок в дверь и др.); городских шумов (сигналы городского транспорта и др.); голосов домашних животных (лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки и др.). Определение расстояния, на котором ученик реагирует на данные речевые стимулы.

Обучение различению и опознаванию на слух неречевых звучаний

Формирование различения (и опознавания - с учетом индивидуальных возможностей) слухозрительно и на слух и воспроизведение движениями звучаний музыкальных инструментов (игрушек), резко противопоставленных по высоте и тембру сначала при выборе из двух (барабан-свисток, металлофон-бубен, гармошка-бубен, гармошка-шарманка и др.), затем с постепенным увеличением выбора

Формирование различения и опознавания сначала слухозрительно и на слух при выборе из двух, затем трех звучаний и воспроизведение движениями и голосом: многократных и однократных звучаний (один – много), длительности звучаний (кратко – долго),темпа звучаний (быстрый, медленный, умеренный), степени интенсивности звучания (громко, тихо, негромко), высоты звучаний.

(Источники звучания - музыкальные инструменты / игрушки, доступные слуховому восприятию обучающихся)

Формирование различения и опознавания на слух доступных по звучанию неречевых звуков окружающего мира при прослушивании аудиозаписей и естественных звучаний бытовых шумов (шумы бытовой техники, звонок мобильного телефона, стук в дверь и др.); городских шумов (сигналы городского транспорта, сигналы машин службы помощи – скорая, пожарная, милиция, свисток милиционера и др.); голосов домашних животных и птиц, шумов, связанных с явлениями природы (раскаты грома, шум дождя).

Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи,

ее произносительной стороны

Формирование внимания к лицу говорящего. Побуждение обучающихся к устной коммуникации на уровне их произносительных возможностей. Формирование различения и опознавания (слухо-зрительно и на слух) знакомых и необходимых в общении слов и коротких фраз (сначала при выборе из двух – трех с последующим увеличением выбора с учетом возможностей обучающихся). Темы для развития слухозрительного и слухового восприятия: « В классе», «Завтракаем, обедаем, ужинаем», «Здоровье», «Я и моя семья», « Времена года», «Каникулы», «Тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин» и др.

Подражание движениям фонетической ритмики и артикуляционным движениям. Формирование и развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы (сопряжено с учителем, отраженно и самостоятельно).

Формирование голоса нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра. Формирование и развитие умений воспроизведения звукового состава речи. С учетом возможностей обучающихся формирование и развитие ритмико - интонационной структурой речи - слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур - паузация, темп, громкость, ритмическая и, по –возможности, мелодическая структура речи (сопряжено с учителем, отраженно и самостоятельно). Воспроизведение речевого материала эмоционально при использовании в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (выражение лица, поза, пластика) (по подражанию учителю и самостоятельно)

II.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Пояснительная записка.

Музыкально-ритмические занятия являются одним из специальных (коррекционных) предметов в системе образовательно–коррекционной работы с глухими обучающимися, имеющими умеренную или тяжелую умственную отсталость.

Цель музыкально – ритмических занятий - приобщение глухих детей, обучающихся по варианту 1.4., к различным видам деятельности, связанным с музыкой, и тем самым развитие их слухового восприятия, двигательной и эмоционально – волевой сфер, психических функций, произносительной стороны речи. На занятиях у детей целенаправленно развиваются умения взаимодействовать в коллективе сверстников, получать удовольствие от совместной деятельности, связанной с музыкой.

В процессе проведения музыкально – ритмических занятий обучающиеся, если не имеются медицинские противопоказания, пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами в условиях индукционной петли или других видов беспроводной аппаратуры, например, применяющей радиопринцип.

Коррекционно – развивающая работа на музыкально–ритмических занятиях базируется на сочетании музыки, движений и устной речи при использовании следующих видов деятельности, связанные с музыкой: восприятие музыки, движения под музыку, игра на элементарных музыкальных инструментах, работа над произношением с использованием фонетической ритмики и мелодекламации.

На занятиях у детей (с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей) формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, условная двигательная реакция на музыкальное звучание, восприятие ее элементарных структур (контрастных динамических, темповых, ритмических, звуковысотных и тембровых отношений). Основными методическими приемами обучения восприятию музыки является двигательное моделирование воспринятых элементов музыки с помощью элементарных движений, доступных детям (хлопки, притопы, ходьба, бег, элементарные движения пляски и танца и др.), предметное моделирование (соотнесение музыкального звучания с игрушками, например, большой мишка идет – низкие звуки, маленький – высокие звуки), по–возможности, словесное определение звучаний. Дети различают и опознают контрастные музыкальные звучания в условиях, когда видят исполнение учителя на фортепьяно и слышат музыку; затем только на слух (зрительное восприятие клавиатуры и пианиста исключается) в случае доступности этого вида деятельности.

Ведущим видом деятельности являются движения под музыку. Дети, с учетом индивидуальных возможностей, учатся эмоционально выполнять под музыку основные движения, элементарные гимнастические и танцевальные движения на месте и при перестроениях в простых пространственных композициях. Дети выполняют движения под музыку по подражанию учителю и самостоятельно. На занятиях используются музыкально – двигательные игры, способствующие в доступной и интересной для детей форме закреплению сформированных умений восприятия музыки, двигательных умений.

На музыкально – ритмических занятиях дети учатся также игре на элементарных музыкальных инструментах - барабане, бубне, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках, металлофоне и др., эмоциональному исполнению в ансамбле простого ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем на фортепьяно.

На занятиях с учетом индивидуальных возможностей детей ведется работа над произношением с использованием фонетической ритмики и декламации под музыку элементарных рифмованных текстов, детских песенок.

На музыкально – ритмических занятиях, с учетом возможностей детей, может использоваться драматизация фрагментов доступных детям музыкальных сказок. Работа над музыкальными сказками предполагает постоянное взаимодействие музыки, движений и речи: познакомившись со сказкой, дети учатся различать и опознавать на слух музыкальные фрагменты, разучивают несложные музыкально – пластические композиции, песенки, учатся передавать образ персонажа в выразительной пластике и эмоциональных простых высказываниях.

Материально-техническое оснащение специального (коррекционного) предмета «Музыкально – ритмические занятия»» включает:

индивидуальные слуховые аппараты, если не имеются медицинские противопоказания;

стационарная индукционная петля или аппаратура, работающая на радиопринципе или инфракрасном излучении;

фортепиано, элементарные музыкальные инструменты - барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, треугольники, ложки, палочки, кастаньеты, конги, жалейки, трещотки, колокольчики и др.

музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов и др.,

аудио – и видеозаписи, видеофильмы и др.

дидактический материал, разработанный в соответствии с содержанием занятий (картинки, фотографии и др.), письменные таблички, игрушки, флажки, ленты, обручи, мячи и др.

Содержание предмета.

Восприятие музыки.

Формирование условной двигательной реакции на музыкальное звучание, определение начала и окончания звучания музыки. Различение и опознавание на слух громкой, тихой музыки. Различение и опознавание на слух быстрого, медленного и умеренного темпа. Различение и опознавание на слух веселой и грустной музыки. Различение, опознавание на слух музыкальных жанров ( марш - танец, марш –песня, песня – танец, марш –танец –песня). Распознавание на слух музыкальных жанров (марш, танец, песня).

Движение под музыку.

По подражанию учителю и самостоятельно начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании (элементарные движения - хлопки под музыку, притопы, покачивание с одной ноги на другую, покачивание руками и др.); выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки и др.) под музыку. В зависимости от возможностей детей, в том числе и двигательных, выполнять под музыку: действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.); элементарные гимнастические движения под музыку (наклоны, повороты головы, туловищ, различные положения рук и т п.); построения и простые перестроения (в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение, различные положения в парах и др..); передавать простейшие движения животных; участвовать в музыкально – двигательных играх (типа «Третий лишний», «Волк и зайцы», «Кто первый» и т. п.).

Игра на музыкальных инструментах.

Различение и опознавание по звучанию элементарных музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на элементарных музыкальных инструментах. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Исполнение на элементарных ударных музыкальных инструментах в ансамбле простейшего ритмического аккомпанемента (сильной или каждой доли такта) к музыкальной пьесе (песне), исполняемой учителем.

Работа над произношением с использованием фонетической ритмики и декламации под музыку

Развитие речевого дыхания, умений говорить слитно слова и короткие фразы. Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра. В зависимости от возможностей детей восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи. Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков, усвоенных учащимися класса на индивидуальных занятиях. Развитие умений воспроизводить слова и фразы, короткие стихотворения. Развитие умений реализовывать произносительные возможности при драматизации фрагментов музыкальных сказок. Разучивание попевок и детских песен.

III. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Пояснительная записка.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства глухих детей с выраженной умственной отсталостью имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью индивидуальных форм работы.

Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.

Примерное содержание коррекционных занятий

Удержание головы. Выполнение движений головой. Выполнение движений руками, пальцами рук. Выполнение движений плечами. Опора на предплечья и кисти рук. Броски и ловля мяча. Отбивание мяча от пола. Изменение поз в положении лежа, сидя, стоя. Поза на четвереньках. Ползание. Сидение. Опора на колени (изменение положения тела из положения «сидя на пятках»). Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние. Выполнение движений ногами. Ходьба по ровной и наклонной поверхности, по лестнице. Ходьба на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Бег с захлестыванием голени, высоко поднимая бедро, приставным шагом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге. Удары по мячу ногой.

Наши рекомендации