Обучение декламации песен под музыку

Понимание основных дирижерских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание, логическое ударение).

Эмоциональное коллективное исполнение текста песен под музыку под руководством учителя доступным по силе голосом, реализуя умения воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуру речи. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии, состоящей из четвертных, восьмых, половинных длительностей в умеренном и медленном темпе, выделение логического ударения во фразе. Исполнение напевных песен – мягко, спокойно, плавно; песен энергичных, бодрых – более твердо, легко.

Инсценирование песни.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Эмоциональное исполнение элементарного ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне.

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сильной и каждой доли такта в музыке двух-, трех- и четырехдольного метра в умеренном темпе.

Закрепление произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки)

Слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием, слов и коротких фраз, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию учителю и самостоятельно).

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра; восприятие на слух и воспроизведение модуляций голоса по силе и высоте.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: ударение в двух-, трех-, четырехсложных словах, синтагматическое членение фразы, фразовое ударение, изменения темпа речи (нормальный, медленный, быстрый), изменение силы голоса (нормальный – громкий - тихий), а также произнесение речевого материала шепотом в зависимости от требований учителя, расстояния до собеседника, размера помещения, необходимости соблюдать тишину; изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение); ударение в двух-, трех-, четырех- и пятисложных словах; синтагматическое членение фразы, выделение логического и синтагматического ударения, по возможности, воспроизведение мелодической структуры фраз; передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их сочетаний, усвоенных учащимися класса. Предупреждение возможных отклонений от нормального произнесения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах.

Развитие восприятия слухозрительно и на слух, достаточно естественного и внятного воспроизведения слов, словосочетаний, фраз, коротких текстов (преимущественно микродиалогов), коротких стихотворений.

Учебный предмет коррекционно – развивающей области

«Развитие слухового восприятия и техника речи»

(фронтальные занятия)

Пояснительная записка

Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и технике речи имеют важное значение для развития нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи глухих детей (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов). Формирование у обучающихся базовых способностей, необходимых для слухового восприятия - умений вычленять разнообразные звуковые сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы) и дифференцировать их по длительности, интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных музыкальных инструментов (игрушек), развитие восприятия социально значимых неречевых звучаний окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов, голосов птиц и животных и др.), способствует получению более полной информация об окружающей среде, ориентации и адекватному взаимодействию в социуме, что является необходимым условием регуляции поведения человека, его психического развития. Целенаправленная работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, проводимая на специальных (коррекционных) занятиях на основе преемственности с индивидуальными занятиями и работой по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороной в других организационных формах обучения, имеет важное значение для активизации овладения устной речью обучающимися.

На занятиях «Развитие слухового восприятия и техники речи» реализуются три направления работы:

• формирование у обучающихся базовых способностей, необходимых для слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы) и дифференцировать их по длительности, интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных музыкальных инструментов (игрушек);

• развитие восприятия социально значимых неречевых звучаний окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов, голосов птиц и животных и др.)

• развитие восприятия и воспроизведения устной речи.

Задачизанятий включают:

• приобретение навыков социокультурной адаптации, регуляции и культуры поведения, адекватного взаимодействия в социуме за счет получения более полной информации об окружающей среде при ориентации в социально значимых неречевых звучаниях окружающего мира;

• овладение базовыми сенсорными способностями, необходимыми для более полноценного развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, музыки;

• развитие познавательных интересов в связи с получением более полной информации об окружающей среде;

• готовность применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и умений устной коммуникации при реализации различных проектов, связанных с организацией учебной деятельности и содержательного культурного досуга, в том числе совместно со слышащими сверстниками;

• развитие мотивов овладения устной речью;

• развитие мотивов постоянного использования индивидуальными слуховыми аппаратами, навыков пользования ими.

• развитие восприятия звучаний музыкальных инструментов (игрушек) - барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна, ксилофона, маракасов, треугольника, румб: выработка условной двигательной реакции на данные звучания; различение и опознавание на слух звучания музыкальных инструментов (игрушек), разных по тембру и высоте; определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания;

• развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: бытовых шумов; городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы и др.; различение и опознавание разговора и пения, мужского и женского голоса;

• развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны.

Обучение проводится при пользовании детьми индивидуальными слуховыми аппаратами, в том числе, в условиях индукционной петли или аппаратуры , использующей радиопринцип или инфракрасное излучение.

Содержание занятий должно быть доступно всем учащимся класса. При планировании и организаций работы необходимо знать, какие звучания элементарных музыкальных инструментов (игрушек) ощущает каждый ученик класса (с индивидуальными слуховыми аппаратами) и на каком расстоянии, а также какие звучания окружающего мира (в аудиозаписи) и на каком расстоянии воспринимает каждый ученик (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов).

В процессе обучения восприятию неречевых звучаний ученики сначала различают и опознают на слух резко противопоставленные звучания, а затем более близкие. При этом выбор звучаний постепенно расширяется (сначала при выборе из двух, затем – трех и т.п. в зависимости от возможностей обучающихся).

На данных занятиях развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, обучение произношению строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями. При этом первичные произносительные умения у детей формируются на индивидуальных занятиях, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных занятиях. Таким образом, на специальных (коррекционных) фронтальных занятиях основной задачей является закрепление произносительных умений учеников, сформированных на индивидуальных занятиях. Это предполагает обязательное совместное календарное планирование специальной (коррекционной) работы по закреплению произносительных умений и навыков, реализацию единых требований к устной речи обучающихся.

Особое внимание уделяется работе над ритмико-интонационной структурой речи обучающихся. На специальных фронтальных занятиях создаются условия, при которых дети могут сначала определенные элементы динамических, темповых, ритмических и высотных соотношений звуков, характер звуковедения научиться различать и опознавать на слух при прослушивании звучаний элементарных музыкальных инструментов или игрушек, а затем воспринимать на слух и воспроизводить (при использовании фонетической ритмики) соответствующие элементы речевой интонации (совместно со звучанием элементарных музыкальных инструментов и без них). Близость сенсорной основы различных по темпу, интенсивности, характеру звуковедения, высоте и др. звучаний элементарных музыкальных инструментов (игрушек) и элементов речевой интонации способствует тому, что развивающиеся у учеников возможности слухового восприятия неречевых звучаний оказывают положительное влияние на развитие у них умений более осознанно вслушиваться в элементы ритмико – интонационные структуры речи, что важно для активизации овладения их воспроизведением обучающимися.

Речевой материал - слова, словосочетания, фразы, короткие диалоги, чистоговорки, рифмовки, короткие стихотворения, а также слоги, слогосочетания и отдельные звуки, отбирается с учетом знакомости и необходимости детям в общении на уроках и во внеурочное время, а также в соответствие с фонетической задачей занятия (речевой материал специально насыщен закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи).

На каждом занятии осуществляется текущий учет освоения учениками содержания обучения.

Мониторинг освоения содержания данного специального (коррекционного) предмета предполагает проведение в конце каждой четверти специальных проверок по развитию у обучающихся слухового восприятия неречевых звучаний - звучаний элементарных музыкальных инструментов (игрушек), звуков окружающего мира, которые дети учились воспринимать в данный период обучения. В связи с реализацией преемственности в работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи в разных организационных формах образовательно – коррекционного процесса в содержание проверок слухового и слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны у каждого ученика, проводимых учителем индивидуальных занятий, включается, в том числе, речевой материал, отработанный на фронтальных занятий по развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи.

Учитель фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и техники речи каждую четверть составляет аналитический отчет о достижении планируемых результатов обучения по всем его направлениям – развитие слухового восприятия с помощью элементарных музыкальных инструментов (игрушек), развитие восприятия неречевых звучаний окружающего мира, развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся.Аналитический отчет предоставляется администрации образовательной организации. Кроме этого учитель принимает участие в ежегодном составлении характеристики слухоречевого развития каждого ученика.

Содержание обучения.

Наши рекомендации