Жизнь и деятельность человека
Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям. Занятия человека в разное время суток.
Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью.
Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи с сельскохозяйственными работами в разное время года. Помощь взрослым.
Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка).
Забота об охране здоровья. Значение соблюдения режима дня. Полезные привычки. Одежда и обувь в разное время года. Проветривание помещения. Пребывание на свежем воздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле и др.) и меры первой помощи.
Забота об охране природы ближайшего окружения. Отношение человека к животным. Растения и животные живого уголка, условия их содержания. Приятные эмоции от ухода за животными и растениями. Оценка собственной деятельности, направленной на поддержание экологии данной местности (помощь животным и растениям, правильное поведение на природе).
Элементарные представления о безопасности на природе. Поведение во время грозы и при сильном ветре, на жаре и во время сильных морозов. Что делать, если заблудился в лесу.
Предметные требования к результатам обучения
Обучающиеся должны знать/понимать:
- свои имя и фамилию, имена и фамилии одноклассников, состав семьи, имена и отчества учителя, воспитателя, членов семьи;
- особенности своего организма, ограничения здоровья и возможности познания окружающей действительности с помощью сохранных органов чувств и вспомогательной аппаратуры.
- элементарные правила здорового образа жизни, личной гигиены;
- названия предметов и объектов ближнего окружения (дома, школьных помещений), улиц города и дальнего окружения;
- несколько (до 10-15) распространенных в местности названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), в том числе домашних животных.
- правила поведения дома, в школе, общественных местах, на улице;
- безопасную дорогу до школы, правила дорожного движения (сигналы светофора);
- название нашей страны и столицы; символику нашей страны (флаг и герб);
- названия нескольких городов, местные традиции, государственные праздники;
- основные правила безопасного поведения в различных общественных местах, а также при возникновении опасных природных ситуаций и в экстренных случаях;
Обучающиеся должны уметь:
- называть членов своей семьи, имена и отчества членов семьи, учителя, воспитателя;
- соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, в группе, в семье и др.);
- соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать приветствие, просьбу, желания;
- исполнять обязанности дежурного, члена семьи, следить за внешним видом, правильно пользоваться учебными принадлежностями;
- соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни, следить за правильной осанкой; проявлять элементарные навыки самообслуживания;
- соблюдать правила первоначальной экологической культуры и безопасного поведения на природе и в разных погодных условиях;
- владеть навыками безопасного поведения в общественных местах; пользоваться доступными средствами связи при критических ситуациях и обращаться за необходимой помощью (пожар, плохое самочувствие, др.);
- показывать на географической карте и глобусе границы нашей Родины, столицу, 3-4 крупных города
- знать основные достопримечательности своего города (села)
- различать времена года и время суток, ориентироваться во времени;
- устанавливать элементарные взаимосвязи между изменениями в природе и жизнедеятельностью человека (его занятиями, одеждой),
- овладевать приемами самоконтроля, давать оценку своим поступкам (в элементарной форме);
- сообщать учителю, товарищу об интересных явлениях природы, о погоде, о своих домашних животных, интересных событиях,
- выражать свои желания / нежелания по отношению к чему-либо, характеризовать свое настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (в элементарной форме), определять причину изменения настроения
- наблюдать за природой и погодой своего края
- вести «Дневник наблюдений» («Календарь погоды»), фиксировать наблюдения в записях и зарисовках, рассказывать о результатах наблюдений, об экскурсиях, опытах;
- оперировать знаниями о признаках времен года, о животных, растениях, человеке, жизни города и страны в ходе учебных и игровых ситуаций;
- выделять существенные признаки при характеристике объектов живой и неживой природы;
- коллективно готовить проекты (презентации), выставки на темы: «Моя школа», «Мой город», «Моя семья», «9 мая – День Победы», «Важные профессии» и др.
Виды деятельности обучающихся под педагогическим руководством[13]:
Экскурсии по школе, на пришкольный участок, магазин (супермаркет, булочную, гастроном), на рынок, на главную площадь города, к памятнику, по главной улице города (села), к строительству дома (издалека), в троллейбусный или автобусный парк, метро, в парк, к ближайшему водоёму, в зоопарк, планетарий,на огород (в теплицу), в сад, в краеведческий музей.
Наблюдения:
за погодой и изменениями характеристик её составляющих (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);
за сезонными изменениями в природе (распускание почек на ветках, принесенных в помещение ранней весной, поведение птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период);
за сменой времени суток (закат, рассвет, полная луна, месяц, звёзды в ясную ночь, долгота дня),
за домашними животными и аквариумными рыбками (особенности поведения, приёмы ухода и безопасного обращения);
за образцами правильного поведения в обществе и на природе, за собственным внешним видом;
за изменениями настроения (собственного и окружающих) в связи изменениями в погоде, самочувствии, во взаимоотношениях с людьми и др.
Участие в работах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой.
Совместное приготовление к школьным праздникам, привлечение обучающихся к участию в общешкольных и внешкольных общественных мероприятиях.
Наблюдения и элементарные практические опыты по изучению своей внешности, строению и особенностей своего организма (измерение роста, веса и пульса), познание своих возможностей восприятия окружающей действительности посредством различных органов чувств, ограничения и способов компенсации.
Получение элементарных навыков пользования ИКТ. Участие в подборе материалов на заданную тему и подготовке проекта с привлечением информационно-коммуникационных технологий (Интернет, программа Microsoft PowerPoint), переписка посредством электронной почты.