Как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок, так невозможна жизнь человека вне общества.

Макроэкономика

Курс лекций

под общей редакцией профессора Э.А. Лутохиной

Минск 2006

УДК 330.101.541 (075.8)

ББК 65.012.2

Э 40

Авторы: доктора экономических наук: Э.А. Лутохина (главы 1, 9, 11), А.О. Тихонов (главы 3, 5, 10); кандидаты экономических наук: М.З. Ачаповская (глава 4), В.А. Коврей (глава 2), Л.П. Пацкевич (глава 7), О.И. Приходченко (глава 8); О.Э. Шаркова (глава 6).

  Э 40 Макроэкономика: курс лекций / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. –288 с.

ISBN

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».

УДК 330.101.541 (075.8)

ББК 65.012.2

ISBN © Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 9

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ 11

Лекция 1. Введение в макроэкономику 11

Понятие и предмет макроэкономики 11

Функции и субъекты макроэкономики. Особенности их поведения 16

Модели кругооборота в макроэкономике 19

Основные научные направления макроэкономики и проблемы ее регулирования 22

Контрольные вопросы к теме №1 26

ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 28

Лекция 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели 28

Методологические основы классической модели макроэкономического равновесия 28

Общее экономическое равновесие в классической модели 32

Контрольные вопросы к теме №2 43

ТЕМА 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ В МОДЕЛИ СОВОКУПНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 44

Лекции 3, 4. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов 44

Совокупный спрос: структура и детерминанты 44

Особенности методологии Дж.М.Кейнса при анализе равновесия на товарном рынке 48

Кейнсианская функция потребления 50

Модели потребления И.Фишера, Ф.Модильяни и М.Фридмена 52

Инвестиции и равновесный объем национального производства. Мультипликатор расходов 55

Равновесие в условиях полной занятости и проблема государственной политики 61

Контрольные вопросы к теме №3 64

ТЕМА 4. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 66

Лекции 5, 6. Бюджетно-налоговая политика 66

Финансовая система: сущность, принципы построения, структура 66

Бюджет: понятие, функции, структура, виды 69

Налоговая система и ее структура 77

Налогово-бюджетная политика: понятие, виды. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро 84

Эффективность фискальной политики 97

Эволюция налоговой системы 99

Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь 105

Контрольные вопросы к теме №4 110

ТЕМА 5. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 112

Лекция 7. Денежно-кредитная политика 112

Понятие денег. Денежные агрегаты 112

Денежное предложение и денежный мультипликатор 116

Денежно-кредитная политика: понятие, теоретические основы и инструменты 120

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Типы денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь 129

Контрольные вопросы к теме №5 133

ТЕМА 6. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ. МОДЕЛЬ IS–LM 135

Лекции 8, 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS–LM 135

Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS–LM: условия ее построения 135

Равновесие на рынке товаров и услуг – кривая IS (инвестиции – сбережения). Интерпретация наклона IS, сдвиги кривой IS 139

Равновесие денежного рынка – кривая LM (предпочтения ликвидности – денежная масса). Интерпретация наклона LM, сдвиги кривой LM 145

Взаимодействие реального и денежного секторов экономики в модели IS–LM. Совместное равновесие двух рынков 153

Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики 156

Модель IS–LM как теория совокупного спроса. Построение кривой совокупного спроса 164

Контрольные вопросы к теме №6 169

ТЕМА 7. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И КРИВАЯ ФИЛЛИПСА 171

Лекция 10. Совокупное предложение и кривая Филлипса 171

Совокупное предложение, уровень цен и безработица 171

Влияние изменения денежного предложения на рост ВВП, совокупный спрос и цены 175

Совокупное предложение в краткосрочном периоде 181

Совокупное предложение в долгосрочном периоде 184

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная и долгосрочная кривая Филлипса 186

Влияние ожиданий на экономику 194

Шоки совокупного предложения 201

Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера 206

Антиинфляционная политика 211

Контрольные вопросы к теме №7 219

ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 221

Лекции 11, 12. Экономический рост 221

Деловые циклы: понятие, модели 221

Понятие, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост 226

Неокейнсианские модели экономического роста (модели Е.Домара, Р.Харрода, принцип мультипликатора-акселератора). «Гарантированный», «естественный» и фактический темпы экономического роста 232

Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и расчет факторов экономического роста. Модель Р.Солоу. «Золотое правило» Э.Фелпса 244

Модель В.Леонтьева: статический и динамический варианты 252

Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь 256

Контрольные вопросы к теме №8 265

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 267

Лекция 13. Социальная политика государства 267

Социальная политика, ее содержание, направления, принципы 267

Уровень и качество жизни населения 272

Политика обеспечения занятости как составляющая социальной политики 275

Политика регулирования доходов населения 276

Политика социальных гарантий 281

Политика социальной защиты 284

Политика защиты здоровья и экологической безопасности 287

Контрольные вопросы к теме №9 289

ТЕМА 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ 291

Лекции 14-15. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике 291

Понятие открытой экономики. Платежный баланс и реальный валютный курс 291

Равновесие открытой экономики. Модель IS–LM–FE 300

Адаптация открытой экономики к внешним шокам 305

Абсорбция дохода. Диаграмма Свона 308

Модель Манделла-Флеминга 311

Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики 313

Контрольные вопросы к теме №10 317

ТЕМА 11. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА 319

Лекция 16. Трансформационная экономика 319

Необходимость, понятие и закономерности трансформационной экономики 319

Формирование новых субъектов экономики в трансформационный период 324

Направления и этапы трансформации в экономике 328

Три модели макроэкономической стабилизации в переходный период 330

Новая роль государства в трансформационной экономике и социальной политике 333

Белорусская модель перехода к рынку 345

Контрольные вопросы к теме №11 357

ЛИТЕРАТУРА 359

ГЛОССАРИЙ 363

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 390

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучив I и II части курса «Экономическая теория», Вы приступаете к III части – Макроэкономика.

Макроэкономика – молодая наука. Но за весьма короткий, по меркам науки, срок она сумела занять достойное место в ряду фундаментальных наук.

Учебники же по макроэкономике – совсем юные. Они стали появляться в последние десятилетия ХХ века и характеризовали макроэкономику Западных стран. Отечественным учебникам «Макроэкономики» – и того меньше, ибо первые из них вышли только в 1994–1997гг. (в Санкт-Петербурге и Москве).

Видимо, молодостью, ее порывистостью, стремлением к поиску нового можно объяснить современные особенности «Макроэкономики». Одна из них в том, что структура этого курса еще неустойчива, изменчива.

Данное пособие по макроэкономике содержит системное изложение современного курса и соответствует новой типовой программе, разработанной известными учеными БГЭУ в 2005 году.

Этим определяется первая особенность нашего издания.

Вторая особенность состоит в том, что в данном издании авторы сохранили социально ориентированный подход к макроэкономике, который был разработан ими и получил признание[1].

Третьей особенностью является то, что универсальные знания по макроэкономике сочетаются с анализом макроэкономических процессов в нашей стране – Республике Беларусь.

Овладение знаниями всегда требует больших усилий и вдумчивой последовательной самостоятельной работы, ибо «ум и знания всех людей, вместе взятых, не помогут тому, у кого нет своих: слепому не в пользу чужая зоркость» (Ж.Лабрюйер).

Поскольку это особенно касается студентов системы открытого образования, мы снабдили данный курс лекций графиками, схемами, таблицами, чтобы помочь Вам усвоить учебный материал. В книге выделены основные понятия для тренинг-тестирования и контрольные вопросы, в Приложении дан Глоссарий.

Желаем Вам с интересом и пользой изучить «Макроэкономику»!

Профессор Э.А.Лутохина

Эволюция налоговой системы

Трудно найти значимое историческое событие, прямо или косвенно не связанное с налогами. Ведь именно налоги стали причиной падения Римской империи, американской революции. Они – «золотая цепь», задушившая европейские монархии средневековья. В наше же время роль налогов кардинально изменилась. В конце ХХ века им были отданы функции построения нового индустриального общества, обеспечения прозрачности глобальных финансовых потоков и справедливости распределения общественных благ.

Налоги стали не просто средством наполнения центрального или местного бюджета, но и реальным рычагом контроля за капиталом и финансовыми рынками. Новые коммуникационные технологии создали безграничную мобильность капитала и инвестиций. Но, как прежде в национальных рамках, теперь инвестиционные и финансовые решения очень чувствительны к налоговым изменениям и налоговым особенностям разных стран. Это привело к тому, что как развитые, так и развивающиеся страны включались в активную, а иногда и агрессивную конкурентную борьбу за привлечение капитала посредством создания преференциального налогового климата. За последнее десятилетие мировая экономика выработала определенные «правила игры» в налоговых реформах, которые заключаются в снижении уровня государственного вмешательства в инвестиционные решения, перенесении тяжести налогов на потребление (доказано, например, что налог на добавленную стоимость равномерно повышает цены всех товаров и услуг и тем самым не искажает ценовых стимулов в обществе), снижении налоговых ставок с одновременным сокращением льгот, освобождении от налогов сбережений и инвестиций не только компаний, но и физических лиц.

Эволюция налоговых систем уже два десятилетия идет по пути упрощения налогообложения, снижения налоговых ставок при одновременном расширении налоговой базы и ликвидации налоговых льгот. Целями налоговой политики, создающей условия для экономического роста, являются уменьшение избыточного налогового бремени в экономике и сокращение налоговых потерь. Основными средствами здесь служат снижение количества налогов и уменьшение предельных налоговых ставок.

Так, по статистике ОЭСР, структура налогообложения кардинально изменилась по всем 29-ти странам, входящим в эту организацию. В 1998 году правительства ОЭСР собрали рекордный уровень налогов – почти 8 трлн. долл. США, что составило 37,2% совокупного ВВП этих стран. Средний по странам уровень налогов в ВВП увеличился с 29% в 1970 году до 33% в 1980 году и 36% в 1990 году, а затем снизился до 32,7% в 1998 году. В настоящее время больше всего налогов собирают Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Франция и Люксембург (более 45% ВВП). На уровне 20–30% от ВВП сохраняются налоговые поступления у Кореи, Японии, Австралии, США и Турции. Интересно, что во многих странах (Бельгия, Германия, Ирландия, Люксембург, Голландия, Мексика, Норвегия и Великобритания) уровень налогов в ВВП, начиная с 1985 года, постоянно сокращался.

В 90-е годы во всех странах ОЭСР была расширена общая налоговая база с одновременным сокращением налоговых ставок. Многие страны стремились сократить количество и уровень налоговых льгот, так как они нарушают баланс потребления, сбережений и инвестирования, дополнительно усложняют налоговую систему, быстро теряют свою эффективность ввиду меняющихся общественных предпочтений. Поэтому в условиях жестких бюджетных ограничений конца 90-х годов прямые государственные расходы на целевые программы, имея большую «прозрачность» и контролируемость, были гораздо предпочтительнее как общих, так и адресных налоговых льгот.

Особо стоит выделить тенденцию увеличения роли налогов на потребление как основного инструмента налогового регулирования. За последние 25 лет доля налогов на потребление в странах – членах ОЭСР выросла на 4 процентных пункта от ВВП. Главную роль здесь сыграли налоги, подобные налогу на добавленную стоимость (НДС), – в 2000 году 28 из 29 стран ОЭСР имели НДС (или схожий с ним налог) на товары и услуги. Хотя основные принципы НДС близки во всех странах, существуют и значительные различия в уровне ставок и области его применения. В то же время схожесть налоговых процедур облегчает координацию и унификацию налогов на потребление в странах ОЭСР. Именно в этой области первоначально стали возможны двусторонние и многосторонние договоры об избежании двойного налогообложения. Последние достижения ОЭСР – соглашения о принципах косвенного обложения финансовых услуг и электронной торговли – ставят целью уменьшить двойное налогообложение и создать условия для справедливой конкуренции.

Причиной сегодняшних проблем запутанности налогов называют чрезмерное увлечение в 30–70-х годах ХХ века развитыми странами инструментами краткосрочной стабилизации экономики. Механизм краткосрочного повышения совокупного спроса выглядит весьма просто. Необходимо забирать в бюджет лишние сбережения и через систему государственных расходов направлять их в отрасли, страдающие от нехватки капитала, или в сферы с недостатком платежеспособного спроса. При этом прирост государственных закупок товаров и услуг повысит количество раскупаемых товаров, а социальные выплаты увеличат покупательную способность населения. В этой политике подоходное налогообложение играет основную роль.

В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века косвенные налоги уступили место прямым. В 60–70-е годы отличительными чертами стабилизационной налоговой политики были дифференциация налоговых ставок, предоставление адресных налоговых льгот и усиление прогрессивного характера налогообложения. Следствием краткосрочной стимулирующей налоговой политики в 70-е годы стало то, что расширение государственных расходов поддерживало скрытую безработицу, тем самым способствовало выпуску неэффективной с общественной точки зрения продукции, чем ухудшало благосостояние населения и требовало еще большего перераспределения. Запутанность налоговых систем и высокие налоговые ставки приводили к массовым сокрытиям доходов от налогообложения.

Реконструкция налоговой системы в конце 70-х – начале 80-х годов, состоявшая в существенном снижении налогов на доходы предприятий, дивиденды и доходы от биржевых операций, изменяла пропорции распределения и потребления. Уровень налоговых ставок корректировался таким образом, чтобы стимулировать накопление, а не потребление. Налогообложение стало ориентироваться на реальный доход, а не на номинальную прибыль. Механизм реформы выглядел следующим образом: уменьшение налогов на прибыль предприятий означает рост остающихся в распоряжении фирм прибылей, увеличение уровня выплачиваемых дивидендов. Это способствует росту курса акций и других рыночных активов фирм и облегчает привлечение дополнительных внешних средств, повышает ликвидность предприятия. Уменьшение налогов на доходы от ценных бумаг делает привлекательным этот вид сбережений, что стимулирует склонность к сбережениям. В свою очередь, это ведет к росту предложения средств на рынке ссудного капитала, снижает ставку процента и активизирует инвестиционную активность. Одновременно снижение предельных ставок налога на зарплату обеспечивает вновь созданный капитал дополнительной рабочей силы, способствует росту производительности труда и, следовательно, создает условия для снижения инфляции.

В наиболее полном варианте либеральная налоговая реформа была проведена в США. В настоящее время налоговая реформа в США продолжает линию, провозглашенную еще в конце 70-х годов экономистами либерального направления. Признается, что налог на потребление увеличивает склонность к сбережению и инвестициям, вызывает рост накопления капитала и стимулирует экономическое развитие. Осуществляемый в настоящее время переход на единый налог по единой ставке в перспективе должен резко сократить административные издержки, так как отпадает необходимость выполнения сложных налоговых операций.

Критика либеральных реформ велась сторонниками социально ориентированной экономики. Однако до сих пор не представляется возможным «частично» реформировать систему социального обеспечения и подоходного налога с населения, хотя за последние 5 лет в странах Европейского союза сделано немало по координации и унификации налоговых реформ.

Еще лет 20 назад личный подоходный налог был исключительно внутренним делом государства. Теперь, в связи с мобильностью трудовых ресурсов, снятием границ в Европейском пространстве и в других региональных союзах он также становится средством межгосударственной конкуренции за привлечение квалифицированной рабочей силы. Видимо, с развитием Интернета эта проблема будет усложняться. Уже сейчас многие немцы предпочитают заключать контракты на работу с австрийскими или швейцарскими фирмами, а на севере Германии – с голландскими. Работая в Германии, они получают зарплату и, соответственно, выплачивают налоги в соседних странах, экономя, таким образом, от 7 до 20% своего заработка. Этим конкуренция за рабочих не ограничивается. Многие государства, борющиеся за привлечение иностранных инвестиций и квалифицированной рабочей силы, предоставляют особые льготы для вновь созданных компаний (табл.4.1).

Таблица 4.1

Личный подоходный налог и взносы на социальное страхование работников, 1998 г. (% от начисленной заработной платы)*

Страна** Подоходный налог Взносы работника на социальное страхование Всего обязательных платежей Начисленная зарплата, долл. США***
Дания
Бельгия
Канада
Германия
Австралия
Швейцария
США
Норвегия
Голландия
Люксембург
Великобритания
Япония
Новая Зеландия
Италия
Финляндия
Австрия
Швеция
Ирландия
Исландия
Корея
Франция
Испания
Турция
Греция
Чехия
Португалия
Польша
Мексика
Венгрия

* Анализируются работники, получающие заработную плату на уровне рабочего со средней производительностью труда (методика ОЭСР).

** Страны в порядке убывания средней заработной платы.

***Доход в долл. США, пересчитанный по уровню покупательной способности.

Рис.4.6. Удельный вес налогов, отчислений и платежей

Таблица 5.1

Структура денежных агрегатов

Составляющие Агрегаты
М0 Ден. база М1 М2 М3
Наличные деньги в обращении + + + + +
Обязательные и избыточные резервы коммерческих банков   +      
Рублевые депозиты до востребования     + + +
Срочные рублевые депозиты       + +
Депозиты в иностранной валюте         +

Антиинфляционная политика

Современной рыночной экономике свойственна инфляция. В связи с тем, что главная причина инфляции кроется в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпа роста денежной массы, что вызывает сокращение объема производства и падение занятости. Правительства ищут пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками.

Поэтому антиинфляционная политика практически ставит две цели: умеренность уровня инфляции и ее управляемость. Подавление инфляции необходимо при угрозе гиперинфляции.

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционнойостроты.

Антиинфляционная политикаправительства, согласно кривой Филлипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска. Экономика перемещается вдоль кривой Филлипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают, и они сокращают объем своего выпуска, а значит, и занятость.

Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется так называемый коэффициент потерь.Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт.

Антиинфляционная политика включает в себя 2 блока мероприятий:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.

Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

Монетаризм же исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного времени.

Можно выделить следующие виды современной антиинфляционной политики:

· шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы. При проведении политики шоковой терапии инфляционные ожидания снижаются. Снижение инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. Шоковая терапия оказывает сильное влияние на занятость и объем производства. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы (деноминацию, девальвации и т.д.);

· градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно.

Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса.

В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни; освобождение цен; свертывание хозяйственной активности государства; жесткое ограничение роста денежной массы; балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д.

Программы постепенного снижения инфляции (политика градуализма) предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства; налоговое стимулирование предпринимательства; частичное регулирование процесса ценообразования; создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

В антиинфляционных целях может быть использована также политика цен и доходов(контроль над заработной платой и ценами). Правительство сокращает рост заработной платы и цен путем замораживания или ограничения роста заработной платы и цен. Однако проведение чистой политики цен и доходов чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономической политики.

Большинство стран – как развитых, так и с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией не следуют жестким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводит к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения, социальным противоречиям.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, выделяют:

1) меры по стимулированию текущего объема производства;

2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими сферами их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

Ко второй группе относят: стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией могут быть существенно снижены, если меры проведения такой антиинфляционной политики будут объявлены заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана, т.е. политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая спада.

Ожидания должны быть встроены в соглашения о ставках заработной платы и другие долгосрочные контракты. Пересмотр контрактов требует времени, какой-то период будут действовать старые контракты, включающие прежние ожидания. Поэтому из-за инфляционной инерции быстрое возвращение к умеренной инфляции маловероятно. Легче всего изменить темп инфляции, когда в экономике отсутствуют долгосрочные контракты, например, в период гиперинфляции, а политика правительства пользуется доверием. Тем не менее, остается верным положение, что независимо от структуры контрактов, чем большим доверием пользуется антиинфляционная политика, тем больший успех она будет иметь.

Инфляционные процессы в Беларуси. Национальная экономика пережила сложные потрясения в результате глубокого трансформационного кризиса. Экономисты выделяют четыре периода динамики инфляционных процессов.

Первый период (1991–1994гг.) – связан с углублением экономического кризиса, вызванного разрывом хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. В 1993–1994 годах цены возрастали в год более чем в 20 раз, среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 долл. США.

Второй период (ноябрь 1994–1996гг.). В результате проведения жесткой кредитно-денежной политики, связанной с ограничением темпов роста денежной массы, сокращением объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличением доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, достигнута определенная финансовая стабилизация. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 году до 44%, в 1996 – до 39,3% (в 1994 году – 59%). Но в конце периода произошло ухудшение ситуации, вызванное усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности и использованием денежной экспансии для поддержки реального сектора экономики.

Третий период (1997–1999гг.) Высокая инфляция в республике имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена экспансионистской кредитно-денежной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 году выросла в данном периоде до 350% в год.

Четвертый период (2000–2003 гг.). Произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике. По итогам 2001 года, рост ИПЦ[62] составил 146,0%, в 2002 году – 134,8%, в 2003 году – 125,4%. Впервые с 1996 года было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 года был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 года составила 76 долл. США. В 2002 году реальная заработная плата повысилась на 7,7%. К концу периода в 2003 году среднемесячная заработная плата выросла до 140 долл. США.

Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%. Тем не менее, медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий создают предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:

1. комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;

2. комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;

3. комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы предусмотрено обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6–7% и энергоемкости ВВП – на 20–25%. На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001–2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Кроме того, в республике ежегодно утверждаются основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

Контрольные вопросы к теме №7

1. К каким основным моментам может быть сведена количественная теория денег?

2. В чем состоит принципиальное отличие кейнсианской и классической трактовки совокупного предложения?

3. Каковы последствия длительной экспансионистской политики?

4. Объясните, почему разовые мероприятия в рамках стимулирующей политики, по мнению монетаристов, могут привести к росту занятости и национального дохода.

5. Покажите негативное воздействие шоков на экономику.

6. Каково влияние изменения денежного предложения на рост ВВП, совокупный спрос и цены?

7. В чем состоит главная идея теории экономики предложения?

8. Покажите различия между статическими, адаптивными и рациональными ожиданиями. Можно ли утверждать, что в настоящее время рациональный тип ожиданий стал преобладающим?

9. Найдите аргументы «за» и «против» утверждения сторонников концепции «экономики предложения» о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту экономической активности и увеличению объема производства.

10. Представители каких экономических школ рассматривают мероприятия по регулированию совокупного спроса и регулированию совокупного предложения как составляющие антиинфляционной политики?

11. Назовите основные виды современной антиинфляционной политики.

ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Политика социальной защиты

В структуру социальной политики входит также политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обсто

Наши рекомендации