Характеристика деятельности обучающихся
Объединять слова в группы по указанному обобщающему слову, по грамматическому вопросу (кто? что?).
Использовать в речи предложения по аналогии, по образцу.
Практически различать число существительных при выполнении словесных инструкций, выражении просьб, желаний.
Знать начальную форму слов-существительных.
Определять род существительных (жен., муж., сред.).
Отвечать на вопросы о цвете, форме, величине (какой? какая? какое? какие?).
Проводить элементарные обобщения по лексико-грамматическим разрядам: кто? что? – предметное значение; что делает? – значение действия; какой? – признак; чей? – принадлежность; сколько? – количество.
Объединять слова в группы по родовому, видовому признаку.
Различать (практически) текст, предложение, слово, букву.
Различать в условиях общения вопросы, ответы, поручения, сообщения и адекватно реагировать на них.
Понимать и употреблять утвердительные и отрицательные конструкции.
Отбирать предложения по образцу.
Строить предложения из знакомых слов с опорой на грамматический вопрос.
Знать начальную форму существительных с окончанием на -о, -е и с нулевой флексией, прилагательных (по существительному), глаголов.
Выделять в речи местоимения и заменять существительные ими и наоборот.
Изменять форму существительных с учетом вопросов: у кого? у чего? кого? что?
Понимать, употреблять вопросы: кто? что? что делал(-и, -а)? что делает(-ют)? что будем делать? что делаешь(-ем, -ете)? какой(-ая, -ое, -ие)? чей (чья, чьё, чьи)? который? из чего? для кого? откуда? когда? Отвечать на эти вопросы.
Использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания (где? куда? откуда? когда? как? без чего? о ком? за чем? чего (нет)?)
Понимать и употреблять (с помощью учителя) предложения усложненных структур с союзами потому что, что, когда.
Объединять в группы слова, близкие и противоположные по значению, употреблять их в речи.
Объединять в группы однокоренные слова.
Понимать и употреблять прямую речь в связных высказываниях.
Понимать косвенную речь.
Исправлять ошибки в окончании слов, пользуясь образцом, грамматическим вопросом.
Использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания.
Проводить первоначальные наблюдения за языковыми закономерностями и делать выводы.
Строить предложения по образцу, по аналогии, по вопросной схеме.
Использовать в речи конструкции простого, сложного предложения.
Распространять предложения в соответствии с задачей высказывания. Дополнять предложения, исключать лишние слова.
Употреблять в соответствии с задачей высказывания предложения предусмотренных типов.
Учебный предмет «Предметно практическое обучение»
Речевая деятельность
Потребность в речи. Словесная речь как средство общения. Развитие устной и письменной, диалогической и монологической речи. Формирование разных видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Соотнесение предметных действий с речевыми. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых моделей высказываний. Речевое поведение. Ситуативное и внеситуативное общение. Использование деловой и эмоционально-оценочной лексики. Вариативность высказываний. Перенос знакомого материала на новые условия. Практическое овладение структурой языка: фонетикой, лексикой, морфологией, синтаксисом.
Житейские понятия
Признаки предметов: цвет, форма, величина; обществоведческие и природоведческие понятия; количественные, временные, пространственные, относительные понятия (время, движение, скорость), определение продолжительности действий и др.; представления о городе и деревне, о народном хозяйстве, видах профессиональной деятельности, видах транспорта. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими.
Познавательная деятельность
Планомерное развитие мышления глухих детей от наглядно-образного к речевому и понятийному; развитие восприятия, мышления, памяти воображения; формирование внутреннего плана деятельности на основе использования предметно-инструктивных карт для поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие регулятивных компонентов деятельности, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию оценку и саморегуляцию как способность к выбору, изменению способов действий, к преодолению препятствий; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач).