Основные направления и формы организации

Внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями Стандарта время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3050 часов, в течение 12 учебных лет не более 4070 часов, в течение 13 учебных лет не более 4400 часов.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответ­с­тв­у­ющих программ. Организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления вне­урочной деятельности, определять организационные формы её учетом реальных условий, осо­бенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных предста­ви­телей).

При этом следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности до­л­жны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания. Результативность вне­урочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования поло­жи­тель­ного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного об­ще­с­т­ве­нного действия.

Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная со­лидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, тра­ди­ци­он­ные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

Внеурочная деятельностьобъединяет все виды деятельности обучающихся (кроме уче­б­ной деятельности на уроке), в которых возможно и це­лесообразно решение задач их во­с­пи­тания и социализации. Содержание вне­урочной деятельности обучающихся с ум­с­т­ве­н­ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) скла­ды­ва­ется из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности. Программы могут проектироваться на основе различных видов деятельности, что, в свою очередь, позволяет создавать разные их варианты с учетом возможностей и потребностей обучающихся с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями).

Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.

Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.

В зависимости от возможностей общеобразовательной организации, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:

• непосредственно в общеобразовательной организации по типу школы полного дня;

• совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры;

• в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов общеобразовательной организации (комбинированная схема).

Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в общеобразовательной организации заключается в том, что в ней могут быть созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых) с участием различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и их обычно развивающихся сверстников.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха обучающихся и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), так же и медицинские работники.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятель­ности в Организации рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности сле­ду­ет понимать нормативный документ Организации, который оп­ределяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения.

Формы и способы организации внеурочной деятельности образовательной Организации определяет самостоятельно, исходя из необходимости, обеспечить достижение планируемых результатов реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании возможностей обучающихся, запросов родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обе­с­пе­чи­вать­ся достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями):

• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет вза­и­мо­дей­с­т­вие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в ко­торой обучающийся получает (или не получает) первое практическое под­т­ве­рждение приобретённых социальных зна­ний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной от­с­та­ло­с­тью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного об­ще­с­т­ве­н­но­го дей­ствия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для до­сти­же­ния данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с пред­ставителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной ор­ганизации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличи­вает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обу­ча­ю­щихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, эти­че­ская, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организационный раздел

2.3.1. Учебный план

Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее ― Уче­бный план), реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интелле­ктуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём ау­ди­торной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, рас­пределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах:

1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);

2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);

3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);

4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).

Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с учетом:

особенностей психофизического развития обучающихся, сформи­ро­ва­н­но­сти у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых об­ра­зо­ва­тельных потребностей;

наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).

На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в со­став каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую на­правленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физи­чес­кого развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-раз­ви­ва­ющая область.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;

введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация.

Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы
Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год Всего
I1 I II III IV
Обязательная часть  
1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика
2. Математика 2.1.Математика
3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека
4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство
5. Физическая культура 5.1. Физическая культура
6. Технологии 6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений - -
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию
                         
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы
Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год Всего
I II III IV
Обязательная часть  
1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика
2. Математика 2.1.Математика
3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека
4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство
5. Физическая культура 5.1. Физическая культура
6. Технологии 6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений -
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию
 
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы
Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I1 I II III IV
Обязательная часть  
1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика
2. Математика 2.1.Математика
3. Естествознание 3.1. Мир природы и человека
4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство
5. Физическая культура 5.1. Физическая культура
6. Технологии 6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений - -
Максимально допустимая недельная нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)::
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию
                       
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы
Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год Всего
I II III IV
Обязательная часть  
1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика
2. Математика 2.1.Математика
3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека
4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство
5. Физическая культура 5.1. Физическая культура
6. Технологии 6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений -
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы
Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть    
1. Язык и речевая практика 1.1. Русский язык 1.2. Чтение (Литературное чтение)
2. Математика 2.1. Математика 2.2. Информатика - -
3. Естествознание 3.1. Природоведение 3.2. Биология 3.3. География - -   - - -
4. Человек 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества -   -   - -   -   -    
5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка   -   - -   - -   - -   -  
6. Физическая культура 6.1. Физическая культура
7. Технологии 7.1. Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию
                     
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы
Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть  
1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение (Ли­тературное чтение)  
2. Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика
3. Естествознание 3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География - -   - - -
4. Человек и общество 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества -   -   - -   -   2 - 2   2  
5. Искусство   5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка   -   - -   - -   - -   -  
6. Физическая культура 6.1. Физическая культура
7. Технологии 7.1. Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2
Максимально допустимая недельная нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию
                   
  Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): X-XII классы
  Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год
  X XI XII Всего
Обязательная часть  
  1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Литературное чтение
  2. Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 68 34 68 34 68 34
  4. Человек 4.2. Основы социальной жизни 4.4. Обществоведение 4.5. Этика    
  6. Физическая культура 6.1. Физическая культура
  7. Технологии 7.1. Профильный труд  
  Итого
  Часть, формируемая уча­с­т­никами образовательных отношений
  Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
  Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
  Внеурочная деятельность:
  Всего к финансированию
               
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): X-XII классы
Образовательные области Классы Учебные предметы Количество часов в год
X XI XII Всего
Обязательная часть    
1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Литературное чтение
2. Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 2 1 2 1 2 1 6
4. Человек 4.2. Основы социальной жизни 4.4. Обществоведение 4.5. Этика 2 1 2        
6. Физическая культура 6.1. Физическая культура
7. Технологии 7.1. Профильный труд
Итого
Часть, формируемая уча­с­т­никами образовательных отношений 3 3 3
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-раз­ви­ва­ю­щая область (ко­р­ре­к­ци­он­ные занятия)
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию
               

2.3.2. Условия реализации адаптированной основной

общеобразовательной программы

образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Кадровые условия

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьного образования.

Организация, реализующая АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должна быть уко­м­п­ле­ктована педагогическими, руководящими и иными работниками, име­ю­щи­ми профессиональную подготовку соответствующего уровня и на­пра­в­ле­н­но­с­ти.

Уровень квалификации работников Организации, ре­а­ли­зу­ющей АООП, для каждой занимаемой должности дол­жен соответствовать квалификационным характеристикам по со­от­вет­с­т­ву­ю­щей должности, а для педагогических работников государственной или му­ни­ципальной образовательной организации ― также квалификационной ка­те­гории.

Организация обеспечивает работникам воз­мож­ность повышения профессиональной квалификации через профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации; ведения методической ра­боты; применения, обобщения и распространения опыта использования со­вре­менных образовательных технологий обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями).

В реализации АООП для обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (ин­теллектуальными нарушениями) в отдельных образовательных ор­га­ни­за­ци­ях, отдельных классах и группах принимают участие следующие спе­циалисты: учителя-дефектологи, воспитатели, учителя-ло­гопеды, педагоги-пси­хо­ло­ги, специалисты по физической культуре и ада­п­тив­ной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки (музыкальный работник), со­ци­аль­ные педагоги, педагоги до­по­л­ни­тель­ного образования, медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физ­куль­туре.

Учитель-дефектолог должен иметь высшее про­фессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.

Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;

б) по направлению «Специа

Наши рекомендации