Основные направления и формы организации
Внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями Стандарта время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3050 часов, в течение 12 учебных лет не более 4070 часов, в течение 13 учебных лет не более 4400 часов.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять организационные формы её учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
При этом следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности должны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания. Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Внеурочная деятельностьобъединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности. Программы могут проектироваться на основе различных видов деятельности, что, в свою очередь, позволяет создавать разные их варианты с учетом возможностей и потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.
В зависимости от возможностей общеобразовательной организации, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
• непосредственно в общеобразовательной организации по типу школы полного дня;
• совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры;
• в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов общеобразовательной организации (комбинированная схема).
Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в общеобразовательной организации заключается в том, что в ней могут быть созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых) с участием различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и их обычно развивающихся сверстников.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха обучающихся и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), так же и медицинские работники.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в Организации рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ Организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения.
Формы и способы организации внеурочной деятельности образовательной Организации определяет самостоятельно, исходя из необходимости, обеспечить достижение планируемых результатов реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании возможностей обучающихся, запросов родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее ― Учебный план), реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы | ||||||||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||||||||
I1 | I | II | III | IV | ||||||||
Обязательная часть | ||||||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика | |||||||||||
2. Математика | 2.1.Математика | |||||||||||
3. Естествознание | 3.1.Мир природы и человека | |||||||||||
4. Искусство | 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство | |||||||||||
5. Физическая культура | 5.1. Физическая культура | |||||||||||
6. Технологии | 6.1. Ручной труд | |||||||||||
Итого | ||||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | ||||||||||
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | ||||||||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): | ||||||||||||
Внеурочная деятельность | ||||||||||||
Всего к финансированию | ||||||||||||
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы | |||||||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||||||
I | II | III | IV | ||||||||
Обязательная часть | |||||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика | ||||||||||
2. Математика | 2.1.Математика | ||||||||||
3. Естествознание | 3.1.Мир природы и человека | ||||||||||
4. Искусство | 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство | ||||||||||
5. Физическая культура | 5.1. Физическая культура | ||||||||||
6. Технологии | 6.1. Ручной труд | ||||||||||
Итого | |||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | ||||||||||
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | |||||||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): | |||||||||||
Внеурочная деятельность | |||||||||||
Всего к финансированию | |||||||||||
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы | |||||||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||||||
I1 | I | II | III | IV | |||||||
Обязательная часть | |||||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика | ||||||||||
2. Математика | 2.1.Математика | ||||||||||
3. Естествознание | 3.1. Мир природы и человека | ||||||||||
4. Искусство | 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство | ||||||||||
5. Физическая культура | 5.1. Физическая культура | ||||||||||
6. Технологии | 6.1. Ручной труд | ||||||||||
Итого | |||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | |||||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | |||||||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):: | |||||||||||
Внеурочная деятельность: | |||||||||||
Всего к финансированию | |||||||||||
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы | ||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика | |||||
2. Математика | 2.1.Математика | |||||
3. Естествознание | 3.1.Мир природы и человека | |||||
4. Искусство | 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство | |||||
5. Физическая культура | 5.1. Физическая культура | |||||
6. Технологии | 6.1. Ручной труд | |||||
Итого | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | |||||
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | ||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): | ||||||
Внеурочная деятельность | ||||||
Всего к финансированию |
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы | ||||||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | ||||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | |||||
Обязательная часть | ||||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1. Русский язык 1.2. Чтение (Литературное чтение) | |||||||||
2. Математика | 2.1. Математика 2.2. Информатика | - | - | |||||||
3. Естествознание | 3.1. Природоведение 3.2. Биология 3.3. География | - - | - | - | - | |||||
4. Человек | 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества | - - | - | - | - | - | ||||
5. Искусство | 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка | - - | - - | - - | - - | |||||
6. Физическая культура | 6.1. Физическая культура | |||||||||
7. Технологии | 7.1. Профильный труд | |||||||||
Итого | ||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||||||
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | ||||||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) | ||||||||||
Внеурочная деятельность: | ||||||||||
Всего к финансированию | ||||||||||
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы | |||||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||||
Обязательная часть | |||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение (Литературное чтение) | ||||||||
2. Математика | 2.1.Математика 2.2. Информатика | ||||||||
3. Естествознание | 3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География | - - | - | - | - | ||||
4. Человек и общество | 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества | - - | - | - | - 2 | - 2 2 | |||
5. Искусство | 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка | - - | - - | - - | - - | ||||
6. Физическая культура | 6.1. Физическая культура | ||||||||
7. Технологии | 7.1. Профильный труд | ||||||||
Итого | |||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 2 | 2 | |||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | |||||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) | |||||||||
Внеурочная деятельность: | |||||||||
Всего к финансированию | |||||||||
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): X-XII классы | |||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | |||||
X | XI | XII | Всего | ||||
Обязательная часть | |||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Литературное чтение | ||||||
2. Математика | 2.1.Математика 2.2. Информатика | 68 34 | 68 34 | 68 34 | |||
4. Человек | 4.2. Основы социальной жизни 4.4. Обществоведение 4.5. Этика | ||||||
6. Физическая культура | 6.1. Физическая культура | ||||||
7. Технологии | 7.1. Профильный труд | ||||||
Итого | |||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | |||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) | |||||||
Внеурочная деятельность: | |||||||
Всего к финансированию | |||||||
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): X-XII классы | |||||||
Образовательные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | |||||
X | XI | XII | Всего | ||||
Обязательная часть | |||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Литературное чтение | ||||||
2. Математика | 2.1.Математика 2.2. Информатика | 2 1 | 2 1 | 2 1 | 6 | ||
4. Человек | 4.2. Основы социальной жизни 4.4. Обществоведение 4.5. Этика | 2 1 2 | |||||
6. Физическая культура | 6.1. Физическая культура | ||||||
7. Технологии | 7.1. Профильный труд | ||||||
Итого | |||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 3 | 3 | 3 | ||||
Максимально допустимая годовая нагрузка(при 5-дневной учебной неделе) | |||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) | |||||||
Внеурочная деятельность: | |||||||
Всего к финансированию | |||||||
2.3.2. Условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Кадровые условия
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьного образования.
Организация, реализующая АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификации работников Организации, реализующей АООП, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации ― также квалификационной категории.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации через профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации; ведения методической работы; применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в отдельных образовательных организациях, отдельных классах и группах принимают участие следующие специалисты: учителя-дефектологи, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки (музыкальный работник), социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физкультуре.
Учитель-дефектолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.
Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
б) по направлению «Специа