Место и этапы изучения раздела.

Место и этапы изучения раздела.

1.Пропедевтический: 1-4кл. знание об основных строительных элементов, осн. частях (корень, суффикс, приставка, основа).

2.Систематический: ступенчато представлено изучение (разбивается по классам) (Шанский).

5 класс – морфемика, 6 класс - с/образование.

Бабайцева: морфемика выделена в отдельный раздел, а раздела с/образования нет. § с/образования разбросаны по ЧР.

3.Аспекстное изучение: в старших классах новых сведений нет.

Ст.классы – почему слова с такими аффиксами использованы в тексте? (С/образование и морфемика текста).

Место.

Шанский: 5 класс: лексика – морфемика – морфология

6 класс: лексика - С/образование – морфология

Бабайцева: фонетика – морфемика – лексика

Принципы методики и с/образования:

1. Единство анализа и синтеза (единство морфемного анализа и с/о анализа);

Чтобы выяснить как построено слово, надо его проанализировать, выделив части. А чтобы образовать слово необходимо синтезировать его с/о элементы.

Знание о приставочно, приставочно-суффиксальном способе образования мы переносим в 5 класс. Не надо в этом случае следовать программе

2. Опора на мотивированность производного слова.

Анализируем производное, обращаемся к ближайшему производящему, находящемуся в одном деривационном шаге от него. (тракстористß трактор + ист).

Предупреждает механическое членение на морфемы, осмысливает то значение морфемы, которое образует новое слово. (изобретатель ßизобретать + тель)

3. Синхронное изучение языка.

При изучении этого раздела мы анализируем современную структуру слова. Этимологические справки емкие, с установкой на то, что это было раньше.

4. Функционально-стиллистический.

Какое значение морфемы в слове, в целом тексте имеют для достижения определенные коммуникативные задачи, адекватный выбор слов со стилистически окрашенной морфемой в коммуникативном акте.

Содержание обучения:

В учебнике Шанского нарушен принцип единство синтеза и анализа.

5 класс – значение об основе, корне, суффиксе, окончании, приставке; о значении этих морфем, о ф-ии их в тексте, об отношении, в которые вступают друг с другом. (значение о вариантном корне, о нулевом суффиксе можно предлагать школьникам).

6 класс – в учебнике Шанскоговсt способы с/о даны в одном §. Необходимо данный § разгрузить. Нужно распределить его по способам с/о-ния на разные темы.

У Бабайцевой очень подробно представлена аббревиация.

(нажно работать с аббревиатурами, расшифровывать их, учиться читать их).

Способы деятельности:

Умение одновременного выполнения морфемного и с/о анализа.

Семантический аспект в изучении с/о и морфемики является ведущим. В школе - формальным. (минус).

Трудности:

1. Дети механически выделяют морфемы. (гвоздИКа, дедУШКка). Необходимо выполянть морфемный и с/о анализ и разбор одновременно.

2. Смешение однокоренных слов со словами – омонимами. Однокоренные (родственные) слова - общее значение корня.Необходимо формулировать ЛЗ. (ЛЕТний и ЛЕТчик – не однокоренные).

3. Трудно выделить части слова в единице с большой морфемной структурой (приподзадуматься). Необходимо работать с такими словами, опираться на производящее слово, формулировать ЛЗ и т.д. (усложняем дидактический материал, когда ребенок усвоил базу).

4. Не различают слова с нулевым окончанием и слова, где нет окончания вообще. (стол □, пальто). Надо строить парадигму изменения с П.п. к Им.п..

5. Плохо вычленяют j в слове как суффикс. (лисьего, здание). Необходимо произносить слово.

6. В учебниках предлагаются слова для анализа со слабой степенью членимости. Необходимо тщательно подбирать материал на начальном этапе.

7. Разграничение форм слова и однокоренных слов (читаю, читайте – формы, не меняют ЛЗ; работа, работник – однокоренные слова, есть свои ЛЗ).

Необходимо обращаться к словарям.

Виды упражнений и заданий:

- морфемный и с/о разборы ( «раздень слово», «одень слово»(; воспроизвести слово по морфемам, которые взяли из других слов.

- восстановление пропущенных звеньев деривационной цепочки.

- построение слова по схеме, модели.

- решение, составление кроссвордов, в которых переосмысливается семантика морфем.

- анализ детских инноваций (молоко скефирилось).

- определение семантико – стилистической функции морфем.

- работа со словарями (показывают с/о в синхронном аспекте).

- построение словообразовательных гнезд.

- знакомство школьников ч вариантными, связанными корнями, с непродуктивными с/о моделями (на последних стадиях).

ОТД и ЭЦО к миру.

Как можно использовать текст в системе уроков по с/о и морфемике?

Дает возможность приобщить школьников Методика изучения морфемики и словообразования

Содержание обучения

Учебник Шанского: 2 года (5 кл. – морфемика, 6 кл. – словообразование)

Учебник Бабайцевой: 1 год (5 кл. – только морфемика)

Учебник Разумовской: 5 класс (линейно), словообразование на указание частей речи.

Виды упражнений

1. Морфемный и словообразовательный анализ

2. Подбор слов по схеме

3. Подбор слова по модели

4. Подбор слов с одноимённой морфемой

5. Построение словообразовательных цепочек

6. «Собери слово» (таблица)

7. Графический диктант

8. Кодовый диктант

9. Третий лишний

10. Группировка слов

11. Составление и разгадывание кроссвордов

12. Определение функций морфем в тексте

13. Составление собственных неологизмов, разгадывание авторских

Место и этапы изучения раздела.

1.Пропедевтический: 1-4кл. знание об основных строительных элементов, осн. частях (корень, суффикс, приставка, основа).

2.Систематический: ступенчато представлено изучение (разбивается по классам) (Шанский).

5 класс – морфемика, 6 класс - с/образование.

Бабайцева: морфемика выделена в отдельный раздел, а раздела с/образования нет. § с/образования разбросаны по ЧР.

3.Аспекстное изучение: в старших классах новых сведений нет.

Ст.классы – почему слова с такими аффиксами использованы в тексте? (С/образование и морфемика текста).

Место.

Шанский: 5 класс: лексика – морфемика – морфология

6 класс: лексика - С/образование – морфология

Бабайцева: фонетика – морфемика – лексика

Принципы методики и с/образования:

1. Единство анализа и синтеза (единство морфемного анализа и с/о анализа);

Чтобы выяснить как построено слово, надо его проанализировать, выделив части. А чтобы образовать слово необходимо синтезировать его с/о элементы.

Знание о приставочно, приставочно-суффиксальном способе образования мы переносим в 5 класс. Не надо в этом случае следовать программе

2. Опора на мотивированность производного слова.

Анализируем производное, обращаемся к ближайшему производящему, находящемуся в одном деривационном шаге от него. (тракстористß трактор + ист).

Предупреждает механическое членение на морфемы, осмысливает то значение морфемы, которое образует новое слово. (изобретатель ßизобретать + тель)

3. Синхронное изучение языка.

При изучении этого раздела мы анализируем современную структуру слова. Этимологические справки емкие, с установкой на то, что это было раньше.

4. Функционально-стиллистический.

Какое значение морфемы в слове, в целом тексте имеют для достижения определенные коммуникативные задачи, адекватный выбор слов со стилистически окрашенной морфемой в коммуникативном акте.

Содержание обучения:

В учебнике Шанского нарушен принцип единство синтеза и анализа.

5 класс – значение об основе, корне, суффиксе, окончании, приставке; о значении этих морфем, о ф-ии их в тексте, об отношении, в которые вступают друг с другом. (значение о вариантном корне, о нулевом суффиксе можно предлагать школьникам).

6 класс – в учебнике Шанскоговсt способы с/о даны в одном §. Необходимо данный § разгрузить. Нужно распределить его по способам с/о-ния на разные темы.

У Бабайцевой очень подробно представлена аббревиация.

(нажно работать с аббревиатурами, расшифровывать их, учиться читать их).

Способы деятельности:

Умение одновременного выполнения морфемного и с/о анализа.

Семантический аспект в изучении с/о и морфемики является ведущим. В школе - формальным. (минус).

Трудности:

1. Дети механически выделяют морфемы. (гвоздИКа, дедУШКка). Необходимо выполянть морфемный и с/о анализ и разбор одновременно.

2. Смешение однокоренных слов со словами – омонимами. Однокоренные (родственные) слова - общее значение корня.Необходимо формулировать ЛЗ. (ЛЕТний и ЛЕТчик – не однокоренные).

3. Трудно выделить части слова в единице с большой морфемной структурой (приподзадуматься). Необходимо работать с такими словами, опираться на производящее слово, формулировать ЛЗ и т.д. (усложняем дидактический материал, когда ребенок усвоил базу).

4. Не различают слова с нулевым окончанием и слова, где нет окончания вообще. (стол □, пальто). Надо строить парадигму изменения с П.п. к Им.п..

5. Плохо вычленяют j в слове как суффикс. (лисьего, здание). Необходимо произносить слово.

6. В учебниках предлагаются слова для анализа со слабой степенью членимости. Необходимо тщательно подбирать материал на начальном этапе.

7. Разграничение форм слова и однокоренных слов (читаю, читайте – формы, не меняют ЛЗ; работа, работник – однокоренные слова, есть свои ЛЗ).

Необходимо обращаться к словарям.

Виды упражнений и заданий:

- морфемный и с/о разборы ( «раздень слово», «одень слово»(; воспроизвести слово по морфемам, которые взяли из других слов.

- восстановление пропущенных звеньев деривационной цепочки.

- построение слова по схеме, модели.

- решение, составление кроссвордов, в которых переосмысливается семантика морфем.

- анализ детских инноваций (молоко скефирилось).

- определение семантико – стилистической функции морфем.

- работа со словарями (показывают с/о в синхронном аспекте).

- построение словообразовательных гнезд.

- знакомство школьников ч вариантными, связанными корнями, с непродуктивными с/о моделями (на последних стадиях).

ОТД и ЭЦО к миру.

Как можно использовать текст в системе уроков по с/о и морфемике?

Дает возможность приобщить школьников Методика изучения морфемики и словообразования

Наши рекомендации