Место и этапы изучения раздела.
Место и этапы изучения раздела.
1.Пропедевтический: 1-4кл. знание об основных строительных элементов, осн. частях (корень, суффикс, приставка, основа).
2.Систематический: ступенчато представлено изучение (разбивается по классам) (Шанский).
5 класс – морфемика, 6 класс - с/образование.
Бабайцева: морфемика выделена в отдельный раздел, а раздела с/образования нет. § с/образования разбросаны по ЧР.
3.Аспекстное изучение: в старших классах новых сведений нет.
Ст.классы – почему слова с такими аффиксами использованы в тексте? (С/образование и морфемика текста).
Место.
Шанский: 5 класс: лексика – морфемика – морфология
6 класс: лексика - С/образование – морфология
Бабайцева: фонетика – морфемика – лексика
Принципы методики и с/образования:
1. Единство анализа и синтеза (единство морфемного анализа и с/о анализа);
Чтобы выяснить как построено слово, надо его проанализировать, выделив части. А чтобы образовать слово необходимо синтезировать его с/о элементы.
Знание о приставочно, приставочно-суффиксальном способе образования мы переносим в 5 класс. Не надо в этом случае следовать программе
2. Опора на мотивированность производного слова.
Анализируем производное, обращаемся к ближайшему производящему, находящемуся в одном деривационном шаге от него. (тракстористß трактор + ист).
Предупреждает механическое членение на морфемы, осмысливает то значение морфемы, которое образует новое слово. (изобретатель ßизобретать + тель)
3. Синхронное изучение языка.
При изучении этого раздела мы анализируем современную структуру слова. Этимологические справки емкие, с установкой на то, что это было раньше.
4. Функционально-стиллистический.
Какое значение морфемы в слове, в целом тексте имеют для достижения определенные коммуникативные задачи, адекватный выбор слов со стилистически окрашенной морфемой в коммуникативном акте.
Содержание обучения:
В учебнике Шанского нарушен принцип единство синтеза и анализа.
5 класс – значение об основе, корне, суффиксе, окончании, приставке; о значении этих морфем, о ф-ии их в тексте, об отношении, в которые вступают друг с другом. (значение о вариантном корне, о нулевом суффиксе можно предлагать школьникам).
6 класс – в учебнике Шанскоговсt способы с/о даны в одном §. Необходимо данный § разгрузить. Нужно распределить его по способам с/о-ния на разные темы.
У Бабайцевой очень подробно представлена аббревиация.
(нажно работать с аббревиатурами, расшифровывать их, учиться читать их).
Способы деятельности:
Умение одновременного выполнения морфемного и с/о анализа.
Семантический аспект в изучении с/о и морфемики является ведущим. В школе - формальным. (минус).
Трудности:
1. Дети механически выделяют морфемы. (гвоздИКа, дедУШКка). Необходимо выполянть морфемный и с/о анализ и разбор одновременно.
2. Смешение однокоренных слов со словами – омонимами. Однокоренные (родственные) слова - общее значение корня.Необходимо формулировать ЛЗ. (ЛЕТний и ЛЕТчик – не однокоренные).
3. Трудно выделить части слова в единице с большой морфемной структурой (приподзадуматься). Необходимо работать с такими словами, опираться на производящее слово, формулировать ЛЗ и т.д. (усложняем дидактический материал, когда ребенок усвоил базу).
4. Не различают слова с нулевым окончанием и слова, где нет окончания вообще. (стол □, пальто). Надо строить парадигму изменения с П.п. к Им.п..
5. Плохо вычленяют j в слове как суффикс. (лисьего, здание). Необходимо произносить слово.
6. В учебниках предлагаются слова для анализа со слабой степенью членимости. Необходимо тщательно подбирать материал на начальном этапе.
7. Разграничение форм слова и однокоренных слов (читаю, читайте – формы, не меняют ЛЗ; работа, работник – однокоренные слова, есть свои ЛЗ).
Необходимо обращаться к словарям.
Виды упражнений и заданий:
- морфемный и с/о разборы ( «раздень слово», «одень слово»(; воспроизвести слово по морфемам, которые взяли из других слов.
- восстановление пропущенных звеньев деривационной цепочки.
- построение слова по схеме, модели.
- решение, составление кроссвордов, в которых переосмысливается семантика морфем.
- анализ детских инноваций (молоко скефирилось).
- определение семантико – стилистической функции морфем.
- работа со словарями (показывают с/о в синхронном аспекте).
- построение словообразовательных гнезд.
- знакомство школьников ч вариантными, связанными корнями, с непродуктивными с/о моделями (на последних стадиях).
ОТД и ЭЦО к миру.
Как можно использовать текст в системе уроков по с/о и морфемике?
Дает возможность приобщить школьников Методика изучения морфемики и словообразования
Содержание обучения
Учебник Шанского: 2 года (5 кл. – морфемика, 6 кл. – словообразование)
Учебник Бабайцевой: 1 год (5 кл. – только морфемика)
Учебник Разумовской: 5 класс (линейно), словообразование на указание частей речи.
Виды упражнений
1. Морфемный и словообразовательный анализ
2. Подбор слов по схеме
3. Подбор слова по модели
4. Подбор слов с одноимённой морфемой
5. Построение словообразовательных цепочек
6. «Собери слово» (таблица)
7. Графический диктант
8. Кодовый диктант
9. Третий лишний
10. Группировка слов
11. Составление и разгадывание кроссвордов
12. Определение функций морфем в тексте
13. Составление собственных неологизмов, разгадывание авторских
Место и этапы изучения раздела.
1.Пропедевтический: 1-4кл. знание об основных строительных элементов, осн. частях (корень, суффикс, приставка, основа).
2.Систематический: ступенчато представлено изучение (разбивается по классам) (Шанский).
5 класс – морфемика, 6 класс - с/образование.
Бабайцева: морфемика выделена в отдельный раздел, а раздела с/образования нет. § с/образования разбросаны по ЧР.
3.Аспекстное изучение: в старших классах новых сведений нет.
Ст.классы – почему слова с такими аффиксами использованы в тексте? (С/образование и морфемика текста).
Место.
Шанский: 5 класс: лексика – морфемика – морфология
6 класс: лексика - С/образование – морфология
Бабайцева: фонетика – морфемика – лексика
Принципы методики и с/образования:
1. Единство анализа и синтеза (единство морфемного анализа и с/о анализа);
Чтобы выяснить как построено слово, надо его проанализировать, выделив части. А чтобы образовать слово необходимо синтезировать его с/о элементы.
Знание о приставочно, приставочно-суффиксальном способе образования мы переносим в 5 класс. Не надо в этом случае следовать программе
2. Опора на мотивированность производного слова.
Анализируем производное, обращаемся к ближайшему производящему, находящемуся в одном деривационном шаге от него. (тракстористß трактор + ист).
Предупреждает механическое членение на морфемы, осмысливает то значение морфемы, которое образует новое слово. (изобретатель ßизобретать + тель)
3. Синхронное изучение языка.
При изучении этого раздела мы анализируем современную структуру слова. Этимологические справки емкие, с установкой на то, что это было раньше.
4. Функционально-стиллистический.
Какое значение морфемы в слове, в целом тексте имеют для достижения определенные коммуникативные задачи, адекватный выбор слов со стилистически окрашенной морфемой в коммуникативном акте.
Содержание обучения:
В учебнике Шанского нарушен принцип единство синтеза и анализа.
5 класс – значение об основе, корне, суффиксе, окончании, приставке; о значении этих морфем, о ф-ии их в тексте, об отношении, в которые вступают друг с другом. (значение о вариантном корне, о нулевом суффиксе можно предлагать школьникам).
6 класс – в учебнике Шанскоговсt способы с/о даны в одном §. Необходимо данный § разгрузить. Нужно распределить его по способам с/о-ния на разные темы.
У Бабайцевой очень подробно представлена аббревиация.
(нажно работать с аббревиатурами, расшифровывать их, учиться читать их).
Способы деятельности:
Умение одновременного выполнения морфемного и с/о анализа.
Семантический аспект в изучении с/о и морфемики является ведущим. В школе - формальным. (минус).
Трудности:
1. Дети механически выделяют морфемы. (гвоздИКа, дедУШКка). Необходимо выполянть морфемный и с/о анализ и разбор одновременно.
2. Смешение однокоренных слов со словами – омонимами. Однокоренные (родственные) слова - общее значение корня.Необходимо формулировать ЛЗ. (ЛЕТний и ЛЕТчик – не однокоренные).
3. Трудно выделить части слова в единице с большой морфемной структурой (приподзадуматься). Необходимо работать с такими словами, опираться на производящее слово, формулировать ЛЗ и т.д. (усложняем дидактический материал, когда ребенок усвоил базу).
4. Не различают слова с нулевым окончанием и слова, где нет окончания вообще. (стол □, пальто). Надо строить парадигму изменения с П.п. к Им.п..
5. Плохо вычленяют j в слове как суффикс. (лисьего, здание). Необходимо произносить слово.
6. В учебниках предлагаются слова для анализа со слабой степенью членимости. Необходимо тщательно подбирать материал на начальном этапе.
7. Разграничение форм слова и однокоренных слов (читаю, читайте – формы, не меняют ЛЗ; работа, работник – однокоренные слова, есть свои ЛЗ).
Необходимо обращаться к словарям.
Виды упражнений и заданий:
- морфемный и с/о разборы ( «раздень слово», «одень слово»(; воспроизвести слово по морфемам, которые взяли из других слов.
- восстановление пропущенных звеньев деривационной цепочки.
- построение слова по схеме, модели.
- решение, составление кроссвордов, в которых переосмысливается семантика морфем.
- анализ детских инноваций (молоко скефирилось).
- определение семантико – стилистической функции морфем.
- работа со словарями (показывают с/о в синхронном аспекте).
- построение словообразовательных гнезд.
- знакомство школьников ч вариантными, связанными корнями, с непродуктивными с/о моделями (на последних стадиях).
ОТД и ЭЦО к миру.
Как можно использовать текст в системе уроков по с/о и морфемике?
Дает возможность приобщить школьников Методика изучения морфемики и словообразования