Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране в советский период ее истории позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Напраление | Формы работы |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | · Родительский лекторий, собрание · Экскурсии и туристические поездки по историческим и памятным местам. Линейка и митинг, посвященные Дню Победы (открытое мероприятие) |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | · Родительский лекторий. · Тренинг · Акции благотворительности и милосердия · Курс «Основы светской этики» · Праздники «День матери», «День пожилого человека» · Посещение музеев, выставок, театров, концертов, кинотеатров. · Туристические поездки по родному краю и стране. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | · Родительский лекторий, собрание · Встречи с родителями – представителями разных профессий. (Классные часы «Все работы хороши») · Организация и сопровождение экскурсий на производства. · Субботники, трудовые десанты. · Участие проекте «Красота и уют школьному двору» (Благоустройство школьного двора). · Туристические походы и поездки по родному краю и стране. · Экологические проекты и праздники в рамках кружка «Юный эколог». · Организация и проведение выставок |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | · Родительский лекторий, собрание ·Курс «Основы светской этики» · Организация внеурочной деятельности через кружки, студии по данному направлению. · Организация и проведение выставок · Посещение музеев, выставок, театров, концертов, кинотеатров. · Туристические поездки по родному краю и стране. · Участие в проекте «Красота и уют школьному» (Благоустройство школьного двора» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | · Родительский лекторий, собрание Встреча за круглым столом) ·Дни здоровья, · Экологические проекты и праздники в рамках кружка «Юный эколог». ·Праздники «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья». ·Санитарные дни ( участие в уборке класса, школы) |
Планирование работы с родителями младших школьников
1 класс
№ | Тема | Форма | Сроки |
Создание родительского комитета | Выборы | Сентябрь | |
Трудности адаптации первоклассников в школе | Лекция | Сентябрь | |
Младший школьник: особенности развития | Беседа | Октябрь | |
Телевизор в жизни первоклассника. Подготовка к Новому Году | Беседа | декабрь | |
Детские страхи. Мотивы учения младших школьников | Беседа | Январь | |
«Я люблю свою маму!!» | Семейный праздник | Март | |
Как вырастить ребёнка нравственным. | Лекция | Апрель | |
Организация отдыха детей летом | Беседа | Май | |
Посещение учащихся на дому | Беседа | В течении учебного года | |
Оказание помощи при проведении общешкольных мероприятий | Участие | В течении учебного года | |
Индивидуальные беседы с родителями | Беседа | В течении учебного года |
2 класс
№ | Тема | Форма | Сроки |
Воспитание в семье | Беседа | сентябрь | |
Тепло семейного очага | Беседа | ноябрь | |
Новогодние праздники (Новый год, День Святого Николая) | Праздник, заседание Родительского комитета | декабрь | |
Трудовое воспитание в семье | Беседа | январь | |
При солнышке тепло, при матери- добро | Семейный праздник | март | |
Воспитание созидательной дисциплины | Консультирование | март | |
Моделирование воспитательной системы класса | Беседа | май | |
Летний отдых | Анкетирование | май | |
Посещение учащихся на дому | Беседа | В течении учебного года | |
Оказание помощи при проведении общешкольных мероприятий | Участие | В течении учебного года | |
Индивидуальные беседы с родителями | Беседа | В течении учебного года |
3 класс
№ | Тема | Форма | Сроки |
Значение режима дня в воспитании детей | Беседа | сентябрь | |
О трудностях в обучении | Беседа | ноябрь | |
Агрессия, ее причины и последствия | Лекция | ноябрь | |
Новогодние праздники (Новый год, День Святого Николая) | Праздник, заседание Родительского комитета | декабрь | |
Трудовое воспитание в семье | Беседа | январь | |
«Моя мама лучшая на свете!» | Семейный праздник | март | |
«До свидания ,3 класс!» | Беседа | май | |
Мониторинг | Анкетирование | 3-4 раза в год | |
Посещение учащихся на дому | Беседа | В течении учебного года | |
Оказание помощи при проведении общешкольных мероприятий | Участие | В течении учебного года | |
Индивидуальные беседы с родителями | Беседа | В течении учебного года |
4 класс
№ | Тема | Форма | Сроки |
Особенности организации учебного труда школьников | Беседа | сентябрь | |
Развитие личностных качеств ребенка | Беседа | октябрь | |
Здоровье сбережение детей | Диагностика | ноябрь | |
Новогодние праздники (Новый год, День Святого Николая) | Праздник, заседание Родительского комитета | декабрь | |
Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучения детей | Беседа | декабрь | |
Мама! Лучшее слово на свете! | Семейный праздник | март | |
Развитие самостоятельности у детей | Консультирование | март | |
Выпускной ВПР в 4 классе | Беседа | май | |
Прощание с начальной школой | Семейный праздник | май | |
Посещение учащихся на дому | Беседа | В течении учебного года | |
Оказание помощи при проведении общешкольных мероприятий | Участие | В течении учебного года | |
Индивидуальные беседы с родителями | Беседа | В течении учебного года | |
Мониторинг | Анкетирование | 3-4 раза в год |
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражают содержание основных направлений духовно- нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. по усмотрению классного руководителя.
Также в ОУ проводятся:
·Дни открытых дверей.
·Семейные праздники.
·Общешкольные родительские собрания.
2.3.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоциональноценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления российской культурной и гражданской идентичности, самосознания гражданина России.
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
· воспитательных результатов – тех духовнонравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в какомлибо мероприятии, опыт самостоятельного действия);
· эффекта – последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. – становится возможным благодаря деятельности педагога, других субъектов духовнонравственного воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочнойи внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
· на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
· на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
· на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся | Ожидаемые воспитательные результаты |
Гражданско-патриотическое воспитание | • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; • опыт социальной и межкультурной коммуникации; • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
Нравственно-эстетическое воспитание | • Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; • уважительное отношение к традиционным религиям; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | • Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, физическое воспитание | • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | • Ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе; • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; •личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | • Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи |
2.4. Программа формирования экологической культуры,здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
· неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
· факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
· чувствительность к воздействиям при одновременной
к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
· активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
· особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребенок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучащихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательнойорганизации, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены
Однако только знание основ здорового образа жизнине обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательной организации.
При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста, опираться на зону актуального развития. Необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового
и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательной организации, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательной организации, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурнооздоровительной работы, организации рационального питания.
Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Цели программы– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
· формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
· научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
· дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
· дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
· сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Анализ состояния ОУ
Направление | Состояние ОУ |
1. Соответствие состояния здания и содержание помещений санитарным и гигиеническим требованиям, нормам пожарной безопасности | Соответствие помещений ОУ санитарным и гигиеническим требованиям, нормам пожарной безопасности. |
2. Организация режима дня детей, их нагрузки, питание | Соответствие расписания уроков нормам СанПИН. Нагрузки в рамках предельно допустимых СанПИН. Соблюдаются требования по использованию ТСО. Организовано полноценное горячее питание (5 дней в неделю) |
3.Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы | В 1-х классах чередуются в расписании по дням недели уроки физкультуры и динамические паузы. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физминуток на уроках и игровых перемен. Организации работы спортивных секций Организация и проведение Дней здоровья, спортивных праздников. |
4.Организация просветительской работы ОУ с учащимися. | Через общеобразовательные предметы, спортивные секции. Беседы, викторины, конкурсы, ориентированные на здоровый образ жизни. Спортивные праздники, соревнования. Дни здоровья. |
5.Организация просветительской работы ОУ с родителями. | Лекции с участием специалистов-медиков, психологов. Консультации школьного психолога. Семинары по профилактике негативной зависимости. Спортивные праздники. Участие в проектах, направленных на создание здоровьесберегающей среды ОУ. |
Просветительская и методическая работа с педагогами:
· Повышение квалификации через курсовую подготовку.
· Лекции, семинары, консультации специалистов.
· Круглые столы, тренинги со школьным психологом.
· Знакомство с научно-методической литературой.
· Инструктажи по безопасности и оказании первой помощи при ЧС.
2.5. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы с учащимися на ступени начального общего образования
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с 158 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья», детей из социально-опасных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные», талантливые и одаренные дети. В этом случае главная забота учителя - не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску. Задания для этой группы детей, обучающихся по УМК «Школа России» включены в учебники, рабочие тетради, тетради для дифференцированной работы, дидактические материалы, сборники контрольных и проверочных работ.
Программа КР направлена на реализацию следующих общих целей:
1) преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
2) овладение навыками адаптации учащихся к социуму,
3) психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении,
4) развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей),
5) развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Программа КР позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ и «группы риска» стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к образовательной программе, может уточняться и корректироваться. (Таблица 1)
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
· Соблюдение интересов ребёнка. (Педагог призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка)
· Системность. (Системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, школьников имеющих проблемы в обучении и одаренных учащихся, согласованность и взаимодействие всех участников образовательного процесса)
· Непрерывность. (Оказание помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению)
· Вариативность. (Создание вариативных условий для получения образования детьми).
· Рекомендательный характер оказания помощи. (Соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы).
Этапы реализации программы
Коррекционная работа с учащимися реализуется поэтапно.
Этап реализации программы | Деятельность участников образовательного процесса | Результат деятельности |
Этап сбора и анализа информации | комплексный сбор сведений о ребёнке: на основании диагностической информации от психолога (тестирование, наблюдение), медицинского работника(определение состояние здоровья, уровня физического развития),социального педагога (изучение взаимодействия со сверстниками, домашней обстановки и семьи, родителей ( наблюдения, социальный заказ) , логопеда ( диагностическая работа); | оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально- технической и кадровой базы учреждения. |
Этап планирования, организации, координации | - использование комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка; - создание оптимального режима учебных нагрузок, вариативные формы получения образования; - оказание специализированной помощи квалифицированными специалистами разного профиля; - проведение олимпиад, конкурсов, чемпионатов, организация проектных и исследовательских работ; - работа по методикам, обеспечивающим индивидуальный и дифференцированный подход к данной категории учащихся; - организация домашнего обучения; - создание индивидуальных программ или индивидуальных маршрутов обучения; - проведение различных классных и общешкольных мероприятий; | Организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно- развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных, дезадаптированных и учащихся, испытывающих затруднение в обучении. Создание специальных условий обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. |
Этап диагностики коррекционно- развивающей образовательной среды | - системных контроль успешности обучающихся; - мониторинг образовательной среды; - проведение семинаров о результатах работы по данному направлению; | констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно- развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка |
Этап рег Наши рекомендации
|