Разработка методов коррекционной помощи слабоуспевающим школьникам на уроках математики.
Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является основой для разработки и реализации общеобразовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности и коррекционной помощи слабоуспевающим. [17; С. 322-324.]
Проблема школьной неуспеваемости и её причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она остаётся актуальной в связи с многообразием причин, её порождающих. Так выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность процессов анализа и синтеза и др.) Это затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает такой способ работы как дополнительные занятия. Дифференцированный метод обучения также не решает всех проблем неуспеваемости. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся. Благодаря такой работе с самых первых уроков математики повышается успеваемость и степень обученности учащихся.
Оценка и анализ эффективности работы при проведении коррекционно-развивающей работы, планирование дальнейшей работы на основе данных и выводов о результативности, опираясь на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактические игры, самостоятельная и предметно-практическая работа. Оптимальным средством для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность самостоятельно действовать- штриховать, закрашивать, соединять линии, подчеркивать, дорисовывать.
Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях. Нужно вскрыть перед учащимися причины отставания и указать пути ликвидации пробелов. Важно, чтобы учащийся постоянно чувствовал свое продвижение вперёд; объём и трудность заданий следует увеличивать постепенно. Задача учителя - изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом. Часто даже незначительное продвижение окрыляет ребенка, повышает интерес к занятиям.
Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся, для организации индивидуальной работы с ними очень важно, чтобы учитель знал силы каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. К такому убеждению должны прийти и сами ученики. Если же нет уверенности в себе, нет и участия ученика в общей работе.
Задача учителя при обращении к индивидуальной работе – создать условия для психологического комфорта учащихся. А это значит, учителю необходимо продумать следующее:
-стиль взаимоотношений учащихся и учителя на уроке, учащихся друг с другом, атмосферу дружелюбия;
-возможность самореализации личности учащегося через организацию разнообразной деятельности на уроке;
-возможность учащегося учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям;
-атмосферу творчества, являющуюся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности;
-создание ситуации успеха.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). [25]
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких предметов, как русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, английский язык. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
Одна из таких технологий- ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности).
У учителя на каждого ученика составлена матрица учебного успеха, в которой отражены параметры индивидуального стиля ребёнка:
- обученность (объём и глубина знаний по предмету)
- обучаемость (уровень самостоятельности в уч. деятельности)
- внимание (направленность и сосредоточенность сознания на определен. объектах)
- память (запоминание, сохранение, воспроизведение информации)
- модальность (наиболее комфортный канал приёма информации)
- функциональная асимметрия полушарий головного мозга
- организация общеучебных умений и навыков (самостоятельность действий и оптимизация деятельности)
-коммуникативные ОУУН (формы и виды участия в коллективной учебной деятельности)
-информационные ОУУН (возможность самостоятельного поиска и осмысления информации)
- Мыслительные ОУУН (психофизиологические функции ГМ).
В окончательном виде матрица ИСУД ученика является основой для выбора комфортных для ученика заданий и развивающих форм заданий на каждом уроке.
Разумно и применение дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
-специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
-карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
-карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
-карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
-карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности.
Учитель всячески должен избегать эффекта «успеваемости по предмету», эта задача недостижима по сути, хотя большая часть детей способна освоить образы букв, печатную основу письма, они научаются различать цвета и формы, считать и пересчитывать предметы, соотносить их с понятиями «много», «мало», «больше», «меньше». Эти и другие учебные умения формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке (занятии). [14; C. 20-21]
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо органически сочетать с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
-совместные действия детей и взрослого;
-действия по подражанию действиям учителя;
-действия по образцу, по словесной инструкции;
-приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
-элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
-воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
-предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
-соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;
-подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;
-обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности. [14; C.9-11.]
Одним из путей, помогающих избежать перегрузки обучающихся и решать задачи формирования самостоятельной творчески активной личности, адаптированной к жизни, является интеграция предметов. На интегрированных уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья повышается интерес к учёбе и общественной жизни, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счѐт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Она помогает детям с ограниченными возможностями здоровья целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплексом универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
Но в настоящее время проблема интеграции предметов в обучении детей с нарушениями интеллекта изучена недостаточно. В настоящее время не создана и не отработана технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. [13; C.25-28]
Таким образом, задачей системы образования, на сегодняшний день, является формирование универсальных учебных действий (УУД), так как новые социальные запросы общества определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития дошкольников. Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет также практическую важность.
Для того, чтобы правильно организовать коррекционную помощь неуспевающим, необходимо дозировать задания, опираться на предыдущий опыт детей и не перегружать обучающихся информацией.
Заключение
Изменение парадигмы образования взаимосвязано и осуществляется в контексте инновационных подходов к его структуре и содержанию. В Законе об образовании 2012 г. отмечается, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями. Общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Содержание образования в школе-интернате направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование.
Для того, чтобы правильно организовать работу по обучению детей со стойким интеллектуальным нарушением, необходимо хорошо знать особенности психики таких детей, не забывать о структуре дефекта, помнить о необходимости коррекционной направленности процесса обучения, заранее разрабатывать направления коррекционной работы, ну и конечно всегда применять принцип коррекционной направленности обучения и принцип дифференцированного подхода.
Задачей системы образования, на сегодняшний день, является формирование универсальных учебных действий (УУД), так как новые социальные запросы общества определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития дошкольников. Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет также практическую важность.
Для того, чтобы правильно организовать коррекционную помощь неуспевающим, необходимо дозировать задания, опираться на предыдущий опыт детей и не перегружать обучающихся информацией.
Список использованных источников:
1.Азбукина Е. Ю., Михайлова Е. Н. Основы специальной педагогики и психологии. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. – С. 258.
2.Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – C. 186
3.Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11. С. 49–56
4.Закон об образовании. 2012 г. – М., 2013. – С. 3–4;
5.Катаева А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием образца и словесной инструкции. // Дефектология. — 1976. — № 1. — С. 69—74.]
6.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — С. 3-4.
7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — C. 7-9
8.Коррекционная педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Academia, 2001
9.Л. С. Выготский. Основы дефектологии. Часть первая. Общие вопросы дефектологии, стр. 1;
10.Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 5.
11.Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. № 1.
12.Никитин В. А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие. – М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 54.
13.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб. материалов Всеросс. науч.практ. конф. 27 марта 2014 г. В 2 ч. Ч. 2/ под общ. ред. С. В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО, 2014. – C.25-28.
14.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — C. 20-2
15.Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт.-сост. С.В. Лауткина. – О-75 Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – С. 71-72.
16.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 54-55.
17.ПРИМЕРНАЯ АООП ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) от 22 декабря 2015 г. – С.24
18.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Под редакцией Н. М. НАЗАРОВОЙ; Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов. Москва, АСАDEMА 2000. – С. 7-8
19.Сохранов-Преображенский В. В. «СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» ИЛИ ПОИСК СМЫСЛА ОБРАЗОВАНИЯ;
20.Специальная педагогика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001 – С. 295-297
21.Специальная педагогика под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000. – С. 291-230.
22.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. — СПб., 1999.
23.https://conf.nsk-2.ru/archive-2015/3-section-2015/formirovanie-poznavatelnykh-uud-u-detej-s-ovz-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole.html
24.http://festival.1september.ru/articles/592471/
25.http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialymo/2012/12/16/korrektsionnaya-rabota-so-slabouspevayushchimi-uchenikami
26http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2014/03/20/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na-urokakh
27http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/03/05/formirovanie-dochislovykh-kolichestvennykh-predstavleniy-u
28http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/10/08/psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detey-s-narusheniem
29.http://www.libma.ru/pedagogika/pedagogicheskie_sistemy_obuchenija_i_vospitanija_detei_s_otklonenijami_v_razvitii/p5.php#metkadoc7
30.http://studopedia.ru/12_194707_etapi-razvitiya-natsionalnih-sistem-spetsialnogo-obrazovaniya-po-nn-malofeevu.html