По теме: Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с нарушением интеллектуальной сферы на уроках математики в дочисловой период
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
(СГСПУ)
Факультет специального образования
Кафедра: Олигофренопедагогики
Курсовая работа
По теме: Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с нарушением интеллектуальной сферы на уроках математики в дочисловой период
Выполнила:
Алеева Лаура Жимагуловна
Студентка 3 курса
Заочного отделения
Преподаватель:
Терентьева Наталья Петровна
Самара, 2017
Содержание:
Введение………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем детей с ОВЗ, особенности психики и условия работы
1.1Исследования проблем детей с ограниченными возможностями здоровья в истории России……………………………………………..6
1.2Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья на примере детей со стойким нарушением интеллекта………....................................................................................15
1.3Основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми со стойким нарушением интеллекта………………………….32
Вывод по главе 1…………………………………………………37
Глава 2. Теоретические данные по формированию познавательных УУД, способов и методов их формирования
2.1Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей со стойким нарушением интеллектуальной сферы……………38
2.2Современные способы и методы формирования познавательных УУД на уроках по математическому развитию в дочисловой период……..44
2.3Разработка методов коррекционной помощи слабоуспевающим школьникам на уроках математики…………………………………….56
Вывод по главе 2…………………………………………………..62
Заключение………………………………………………………...63
Список использованных источников………………………….....65
Введение
Еще недавно вся та область теоретического знания и научно практической работы, которую мы условно называем общим именем "дефектология", считалась чем - то вроде малой педагогики, наподобие того, как медицина выделяет малую хирургию.
Чисто арифметическая концепция дефективности – характерная черта отживающей, старой дефектологии. Реакция против этого количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту дефектологии современной. Борьба двух дефектологических мировоззрений, двух полярных идей, двух принципов составляет живое содержание того благотворного кризиса, который переживает сейчас эта область научного знания. [9; стр. 1]
Изменение парадигмы образования взаимосвязано и осуществляется в контексте инновационных подходов к его структуре и содержанию. В Законе об образовании 2012 г. отмечается, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». [19]
Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида для умственно отсталых детей являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Федеральный закон РФ "Об образовании в РФ" устанавливает равные образовательные права для лиц с недостатками в развитии со всеми членами общества. Образование детей с нарушениями интеллекта не является цензовым и организуется иначе, чем обучение их здоровых сверстников, отсутствует государственный образовательный стандарт для системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. [4; С. 3–4].
Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями. Общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Содержание образования в школе-интернате направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование. Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья (УО).
Предмет исследования: процесс формирования познавательных УУД на уроках математики в дочисловой период.
Задачи исследования:
- Исследовать аспекты исследования детей с ОВЗ в истории Российской Федерации.
- Раскрыть психологические особенности детей с ОВЗ, а конкретно детей со стойким интеллектуальным нарушением.
- Описать основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми со стойким нарушением интеллекта.
- Рассмотреть механизм формирования познавательных УУД у детей с нарушением интеллектуальной сферы.
- Анализировать способы и методы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в дочисловой период.
- Систематизировать методы коррекционной помощи слабоуспевающим школьникам.
Методы исследования:
- Анализ психолого–педагогической литературы.
Теоретическая значимость:состоит в том, что данные, представленные в курсовой систематизированы и могут использоваться студентами в дальнейшем при подготовке к курсовым, выпускным квалификационным исследованиям, семинарским занятиям.
Практическая значимость: состоит в представленных систематически методах коррекционной и внеурочной помощи слабоуспевающим школьникам.
Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы –67 страниц.
Заключение
Изменение парадигмы образования взаимосвязано и осуществляется в контексте инновационных подходов к его структуре и содержанию. В Законе об образовании 2012 г. отмечается, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями. Общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Содержание образования в школе-интернате направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование.
Для того, чтобы правильно организовать работу по обучению детей со стойким интеллектуальным нарушением, необходимо хорошо знать особенности психики таких детей, не забывать о структуре дефекта, помнить о необходимости коррекционной направленности процесса обучения, заранее разрабатывать направления коррекционной работы, ну и конечно всегда применять принцип коррекционной направленности обучения и принцип дифференцированного подхода.
Задачей системы образования, на сегодняшний день, является формирование универсальных учебных действий (УУД), так как новые социальные запросы общества определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития дошкольников. Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет также практическую важность.
Для того, чтобы правильно организовать коррекционную помощь неуспевающим, необходимо дозировать задания, опираться на предыдущий опыт детей и не перегружать обучающихся информацией.
Список использованных источников:
1.Азбукина Е. Ю., Михайлова Е. Н. Основы специальной педагогики и психологии. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. – С. 258.
2.Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – C. 186
3.Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11. С. 49–56
4.Закон об образовании. 2012 г. – М., 2013. – С. 3–4;
5.Катаева А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием образца и словесной инструкции. // Дефектология. — 1976. — № 1. — С. 69—74.]
6.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — С. 3-4.
7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — C. 7-9
8.Коррекционная педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Academia, 2001
9.Л. С. Выготский. Основы дефектологии. Часть первая. Общие вопросы дефектологии, стр. 1;
10.Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 5.
11.Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. № 1.
12.Никитин В. А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие. – М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 54.
13.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб. материалов Всеросс. науч.практ. конф. 27 марта 2014 г. В 2 ч. Ч. 2/ под общ. ред. С. В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО, 2014. – C.25-28.
14.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — C. 20-2
15.Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт.-сост. С.В. Лауткина. – О-75 Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – С. 71-72.
16.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 54-55.
17.ПРИМЕРНАЯ АООП ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) от 22 декабря 2015 г. – С.24
18.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Под редакцией Н. М. НАЗАРОВОЙ; Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов. Москва, АСАDEMА 2000. – С. 7-8
19.Сохранов-Преображенский В. В. «СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» ИЛИ ПОИСК СМЫСЛА ОБРАЗОВАНИЯ;
20.Специальная педагогика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001 – С. 295-297
21.Специальная педагогика под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000. – С. 291-230.
22.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. — СПб., 1999.
23.https://conf.nsk-2.ru/archive-2015/3-section-2015/formirovanie-poznavatelnykh-uud-u-detej-s-ovz-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole.html
24.http://festival.1september.ru/articles/592471/
25.http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialymo/2012/12/16/korrektsionnaya-rabota-so-slabouspevayushchimi-uchenikami
26http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2014/03/20/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na-urokakh
27http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/03/05/formirovanie-dochislovykh-kolichestvennykh-predstavleniy-u
28http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/10/08/psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detey-s-narusheniem
29.http://www.libma.ru/pedagogika/pedagogicheskie_sistemy_obuchenija_i_vospitanija_detei_s_otklonenijami_v_razvitii/p5.php#metkadoc7
30.http://studopedia.ru/12_194707_etapi-razvitiya-natsionalnih-sistem-spetsialnogo-obrazovaniya-po-nn-malofeevu.html
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
(СГСПУ)
Факультет специального образования
Кафедра: Олигофренопедагогики
Курсовая работа
По теме: Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с нарушением интеллектуальной сферы на уроках математики в дочисловой период
Выполнила:
Алеева Лаура Жимагуловна
Студентка 3 курса
Заочного отделения
Преподаватель:
Терентьева Наталья Петровна
Самара, 2017
Содержание:
Введение………………………………………………………….3