Методика организации логопедических занятий.

Коррекционное обучение на первом этапе осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

- 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;

- 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;

- 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.

Количество таких занятий для учащихся с ОВЗ по необходимости можно увеличить.

На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.

Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:

- развитию фонематических процессов;

- формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;

- закреплению звуко-буквенных связей;

- автоматизации поставленных звуков;

- формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

Итог программы

К завершению коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

- сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки;

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д

Примерное планирование логопедических занятий для 2 класса общеобразовательной школы и 2 - 4 класса для учащихся с ОВЗ.

№ заня- тия Тема Дата прове- дения Приме- чание
1,2,3   4, 5     6,7, 8,9     10, 11     12,13     14,15     16,17   18,19   20,21     22,23   23,24     25, 26     27, 28   29,30     32,33     34, 35,36     37,38   39,40   41,42     43, 44   45,46     47,48   49,50   51,52   53,54   55,56 57,58   59,60     61,62       Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом.     Речь.     Звуки речевые и неречевые     Предложение.     Предложение, слово.     Творческая работа «Я сам придумываю предложения!»   Дифференциация понятий «Предложение – слово»     Деление слов на слоги (тренинг).   Слогообразующая роль гласных. Ударение.   Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).     Выделение согласных из удобных позиций.   Сравнение гласных и согласных.     Согласные твёрдые и мягкие. Согласные звонкие и глухие.     Тренировка в звуко-буквенном анализе слов.     Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа.   Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков.     Согласные звуки и изученные буквы.     Звуки [П], [П`]. Буква П.   звуки [Б], [Б`]. Буква Б.     Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`].   Тренировочные упражнения.     Звуки [Т], [Т`]. Буква Т.   Звуки [Д], [Д`]. Буква Д.   Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`].   Тренировочные упражнения.   Звуки [К], [К`]. Буква К.     Звуки [Г], [Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г], [К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`].   Итоговое занятие.    

Программа составлена по материалам Н.А. Абрамова «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1 -3 КЛАССЫ». Логопедические занятия.

Примечание. Продвижение по темам – по мере усвоения и сформированности фонематических представлений детьми – логопатами.

Заключение

Возможности обучения у детей с ОВЗ могут быть очень разные, в зависимости от индивидуальных особенностей, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. Наряду с этим можно выделить особенности логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

· логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой;

· весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

· планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Помощь ребёнку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения.

Литература

1. Нечепоренко А.Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика теория и практика-2011-№5

2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология-2009-№1

3. Абрамова И.В. Здоровьесберагающие технологии в начальной школе// Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. - Самара: СИПКРО, 2010.- 157 с.

4. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи с проблемами в развитии// Ульенкова У.В., Лебедева О.С. – М., 2012.- 338с.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010.:ил.(Коррекционная педагогика).

6. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия. 1-4 классы//авт.-сост. Н.А. Абрамова. – Волгоград: Учитель, 2011.-79с.

Приложение.

Конспект

Открытого занятия на тему:

«Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.

МОБУ Краснохолмская СОШ№1

Учитель- логопед

Зайцева Ю.В

Тема: Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.

Цели:

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;

в) обогащение словаря словами со звуком З, закрепление знаний о животных.

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;

в) формирование навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов.

3. Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Этапы занятия Содержание занятия Примечание
1.2. Организа-ционный момент. Постановка целей занятия (объявление темы)     3. Артикуляционная гимнастика; Пальчиковая гимнастика     4.Ориентация в простр. 5.Анализ артикуляции по плану Характерис-тика звука   6. Закрепление изолированного звука и произноше-ние в слогах, чистоговор-ках   7. Связь звука и буквы     8. Развитие фонематических процессов – определение наличия звука З в слове и места звука в начале и середине слова. 9. Закрепление звука в словах. Игры со словами.   Итог занятия. Оценка работы детей.   Домашнее задание   Приветствие. На этом занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать его загадка.   -Этот звонкий звук звенит, нас с тобою веселит. Он согласный, это ясно, а звучит он просто классно! Ведь недаром утром нас он зовёт за парты в класс. Скажите, что зовёт всех учеников на урок? (звонок) С какого звука начинается это слово? (Со звука З) Вот сегодня мы с вами будем работать над произношением твёрдого звука З в слогах, словах, (предложениях, стихах)   - Зимой белый, летом серый. В гору прыжком, а с горы кувырком (заяц)   Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки)   1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза).   2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”   3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – “Перчатки”, “Колечки”, “Флажок”, “Пальчик – пальчик”, “Цепочки” (по 2 упражнения). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - задувание на бабочек из бумаги - поём песенку гласных (слитно).   Игра «Электронная муха» З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки работают (звук звонкий) – контроль ладонью на горлышко)   З – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Он является парным согласным к звуку С по звонкости-глухости.   Сегодня мы будем учиться произносить твёрдый звук З. Звук З будем сравнивать с песенкой большого комара, а мягкий звук ЗЬ – с песенкой маленького комарика. Твёрдый звук З дружит с гласными А О Ы У Э (он стоит перед ними и они указывают на его твёрдость)   Произнесение изолированного звука хором и индивидуально.   Слоговые таблицы “Звёздочка”, слоговые дорожки:   ЗА – ЗЫ – ЗУ ЗО – ЗУ – ЗЫ ЗА – ЗО – ЗА ЗУ – ЗЭ – ЗО   АЗА – ОЗО – УЗУ ЫЗЫ – УЗЫ – АЗЫ УЗО – АЗО – ЫЗО…   За – за – за – закрой глаза зо – зо – зо – у Зои зонт   Зу – зу – зу – привязали козу к возу зы – зы – зы – к стройке подъехали КамАЗы ФИЗМИНУТКА “ОБЕЗЬЯНЫ А чем обозначается звук на письме? Буквой. Давайте посмотрим, на что похожа буква З? (завитки, комарик, цифра 3, змея…) Сейчас мы вылепим контур буквы З из пластилина и приклеим на картон. В какую сторону смотрят завитки? (влево)   Проговорить: З – завиток на завиток,   З – закрывается замок,   З – в зарослях змея ползёт,   З – заинька морковь грызёт   ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука З и назвать его место в слове (начало, середина, конец). Повторим, какое место звука З в слове мы определяли? (в начале и середине слова) Картинки из альбомов: “Грамматика в картинках. Трудные звуки З ЗЬ Ц”. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц”, рабочая тетрадь Новоторцевой.   А) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук З : ЗАЯЦ, ЗУБЫ, КОЗА, ЛАПА, РЫБА, МАЗАЛ, ЗАБОР, ТОРМОЗА, УЛЫБКА, МИМОЗА, ДОБРОТА.   б)Подумайте, кто лишний в этой группе? ЗУБР, БИЗОН, ФАЗАН, ЗАЯЦ. КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, ЗЯБЛИК.   (работа со словами, разбираем непонятные слова)   Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком?     Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука З в начале и середине слов. Д/з карточка-раскраска  

В помощь логопеду:

«Шпаргалка задач при составлении конспекта логопедического занятия»

Развитие общей моторики:

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить

и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

- Совершенствовать ритмическое чувство.

- Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

- Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку

- Статические упражнения с функциональными нагрузками

- Совершенствование пространственной организации движений

Развитие мелкой моторики:

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить

и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно

- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и

конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

- Формирование графомоторных навыков.

- Формирование различного вида захвата.

Артикуляционная моторика:

- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать

губы и язык в заданном положении.

- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций

губ.

- Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

- Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений

- Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

- Развивать мышечную силу и подвижность губ.

- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки.

- Отрабатывать движения языка вверх , развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки.

- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить

удерживать язык распластанным, широким.

- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

- Преодолевать спастичность языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв

языка ), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.

- Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении,

лежащим на нижней губе.

- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

- Учить удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих

звуков (за нижними зубами).

- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

- Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой

для звука « р».

- Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать

подъязычную связку.

- Отрабатывать вибрацию губ и языка, развивать силу выдоха.

- Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении.

- Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.

- Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов

артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргива-

ния, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного

переключения с одного движения к другому.

- Активизировать мышцы мягкого нёба.

- Стимулировать движения нижней челюсти.

- Развивать мимико-артикуляционные мышцы, жевательно-артикуляционные мышцы.

- Развивать подвижность переднее-средней и задней части спинки языка.

- Упражнения для стимуляции кончика языка (вне ротовой полости)

- Упражнения для развития точности движений кончика языка

- Формировать навык создавать и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости

- Отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку»)

- Отрабатывать подвижность языка и вырабатывать качественную длительную вибрацию, необходимую для звука « р».

Общие речевые навыки:

- Воспитание длительного ротового выдоха.

- Отработка слитности нескольких гласных.

- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )

- Воспитание правильного темпа и ритма речи.

- Воспитание интонационной выразительности речи.

- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

- Учить выразительно читать стихи, используя естественные логические паузы,

ударения, передавая своё отношение к окружающему.

- Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление,

радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

- Расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа.

- Постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

- Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в импрессивной речи

- Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный

и форсированный выдохи.

- Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи).

- Совершенствование символического праксиса

Фонематические процессы:

- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях,

словах, слогах, изолированно.

- Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.

- Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.

- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.

- Дифференциация неречевых звуков.

- Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах.

- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

- Формирование умения выделять предложения из текста.

- Формирование умения выделять слова из предложения.

- Опознание звуков речи – восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне

- Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование чёткого акустического образа звука)

- Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении

- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков

- Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения

- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)

Лексика:

- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

- Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

- Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение

(там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,

плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).

- Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам.

- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов.

- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

- Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.

Грамматический строй речи:

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Образование множественного числа существительных.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными.

- Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

- Употребление приставочных глаголов.

- Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.

- Образование сравнительной степени прилагательных.

- Образование наречий от прилагательных.

- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

- Образование относительных прилагательных.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.

- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов,

Составление предложений сданными словами.

Связная речь:

- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстра-

ции действий.

- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений,

обстоятельств, однородных слов.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений.

- Работа над распространением предложений с помощью определений.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.

- Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов.

- Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.

- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

- Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.

- Формирование умения составлять рассказы по серии картин.

- Закрепление умения составления рассказов по серии картин, сюжетной картине.

- Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов.

- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.

- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

ВПФ

- Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

- Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок

- Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

Слоговая структура:

- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

- Работа над двухсложными словами без стечения согласных

- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений

Звукопроизношение:

Автоматизация «Ш» «Ж», дифференциация «С-Ш» «З-Ж» в связной речи

Автоматизация «Щ» «Ч» в речи

Постановка «Л», автоматизация

Постановка «Р», автоматизация

- Дифференциация «С’-Ч»

- Постановка звука «Л», автоматизация

- Постановка звука «Л’»

- Постановка звука «Ч», автоматизация

- Постановка звука «Р’»

- Автоматизация свистящих и шипящих звуков в связной речи

- Уточнение артикуляционного и акустического образа звука «Ц», автоматизация

- Дифференциация «С-Ц»

- Автоматизация звука «Щ» в начале слов

- Дифференциация «Щ-Т’»

- Автоматизация «Р»

- Автоматизация «Р’»

- Автоматизация «Ш» «Ж» в связной речи

Наши рекомендации