Методика организации логопедических занятий.
Коррекционное обучение на первом этапе осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).
Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.
В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:
- 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;
- 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;
- 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.
Количество таких занятий для учащихся с ОВЗ по необходимости можно увеличить.
На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.
Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:
- развитию фонематических процессов;
- формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;
- закреплению звуко-буквенных связей;
- автоматизации поставленных звуков;
- формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
Итог программы
К завершению коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:
- сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д
Примерное планирование логопедических занятий для 2 класса общеобразовательной школы и 2 - 4 класса для учащихся с ОВЗ.
№ заня- тия | Тема | Дата прове- дения | Приме- чание |
1,2,3 4, 5 6,7, 8,9 10, 11 12,13 14,15 16,17 18,19 20,21 22,23 23,24 25, 26 27, 28 29,30 32,33 34, 35,36 37,38 39,40 41,42 43, 44 45,46 47,48 49,50 51,52 53,54 55,56 57,58 59,60 61,62 | Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом. Речь. Звуки речевые и неречевые Предложение. Предложение, слово. Творческая работа «Я сам придумываю предложения!» Дифференциация понятий «Предложение – слово» Деление слов на слоги (тренинг). Слогообразующая роль гласных. Ударение. Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова). Выделение согласных из удобных позиций. Сравнение гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Тренировка в звуко-буквенном анализе слов. Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа. Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы. Звуки [П], [П`]. Буква П. звуки [Б], [Б`]. Буква Б. Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`]. Тренировочные упражнения. Звуки [Т], [Т`]. Буква Т. Звуки [Д], [Д`]. Буква Д. Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`]. Тренировочные упражнения. Звуки [К], [К`]. Буква К. Звуки [Г], [Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г], [К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`]. Итоговое занятие. |
Программа составлена по материалам Н.А. Абрамова «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1 -3 КЛАССЫ». Логопедические занятия.
Примечание. Продвижение по темам – по мере усвоения и сформированности фонематических представлений детьми – логопатами.
Заключение
Возможности обучения у детей с ОВЗ могут быть очень разные, в зависимости от индивидуальных особенностей, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. Наряду с этим можно выделить особенности логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
· логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой;
· весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
· планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Помощь ребёнку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения.
Литература
1. Нечепоренко А.Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика теория и практика-2011-№5
2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология-2009-№1
3. Абрамова И.В. Здоровьесберагающие технологии в начальной школе// Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. - Самара: СИПКРО, 2010.- 157 с.
4. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи с проблемами в развитии// Ульенкова У.В., Лебедева О.С. – М., 2012.- 338с.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010.:ил.(Коррекционная педагогика).
6. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия. 1-4 классы//авт.-сост. Н.А. Абрамова. – Волгоград: Учитель, 2011.-79с.
Приложение.
Конспект
Открытого занятия на тему:
«Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.
МОБУ Краснохолмская СОШ№1
Учитель- логопед
Зайцева Ю.В
Тема: Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) обогащение словаря словами со звуком З, закрепление знаний о животных.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов.
3. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;
воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечание |
1.2. Организа-ционный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) 3. Артикуляционная гимнастика; Пальчиковая гимнастика 4.Ориентация в простр. 5.Анализ артикуляции по плану Характерис-тика звука 6. Закрепление изолированного звука и произноше-ние в слогах, чистоговор-ках 7. Связь звука и буквы 8. Развитие фонематических процессов – определение наличия звука З в слове и места звука в начале и середине слова. 9. Закрепление звука в словах. Игры со словами. Итог занятия. Оценка работы детей. Домашнее задание | Приветствие. На этом занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать его загадка. -Этот звонкий звук звенит, нас с тобою веселит. Он согласный, это ясно, а звучит он просто классно! Ведь недаром утром нас он зовёт за парты в класс. Скажите, что зовёт всех учеников на урок? (звонок) С какого звука начинается это слово? (Со звука З) Вот сегодня мы с вами будем работать над произношением твёрдого звука З в слогах, словах, (предложениях, стихах) - Зимой белый, летом серый. В гору прыжком, а с горы кувырком (заяц) Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки” 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – “Перчатки”, “Колечки”, “Флажок”, “Пальчик – пальчик”, “Цепочки” (по 2 упражнения). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - задувание на бабочек из бумаги - поём песенку гласных (слитно). Игра «Электронная муха» З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки работают (звук звонкий) – контроль ладонью на горлышко) З – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Он является парным согласным к звуку С по звонкости-глухости. Сегодня мы будем учиться произносить твёрдый звук З. Звук З будем сравнивать с песенкой большого комара, а мягкий звук ЗЬ – с песенкой маленького комарика. Твёрдый звук З дружит с гласными А О Ы У Э (он стоит перед ними и они указывают на его твёрдость) Произнесение изолированного звука хором и индивидуально. Слоговые таблицы “Звёздочка”, слоговые дорожки: ЗА – ЗЫ – ЗУ ЗО – ЗУ – ЗЫ ЗА – ЗО – ЗА ЗУ – ЗЭ – ЗО АЗА – ОЗО – УЗУ ЫЗЫ – УЗЫ – АЗЫ УЗО – АЗО – ЫЗО… За – за – за – закрой глаза зо – зо – зо – у Зои зонт Зу – зу – зу – привязали козу к возу зы – зы – зы – к стройке подъехали КамАЗы ФИЗМИНУТКА “ОБЕЗЬЯНЫ А чем обозначается звук на письме? Буквой. Давайте посмотрим, на что похожа буква З? (завитки, комарик, цифра 3, змея…) Сейчас мы вылепим контур буквы З из пластилина и приклеим на картон. В какую сторону смотрят завитки? (влево) Проговорить: З – завиток на завиток, З – закрывается замок, З – в зарослях змея ползёт, З – заинька морковь грызёт ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука З и назвать его место в слове (начало, середина, конец). Повторим, какое место звука З в слове мы определяли? (в начале и середине слова) Картинки из альбомов: “Грамматика в картинках. Трудные звуки З ЗЬ Ц”. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц”, рабочая тетрадь Новоторцевой. А) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук З : ЗАЯЦ, ЗУБЫ, КОЗА, ЛАПА, РЫБА, МАЗАЛ, ЗАБОР, ТОРМОЗА, УЛЫБКА, МИМОЗА, ДОБРОТА. б)Подумайте, кто лишний в этой группе? ЗУБР, БИЗОН, ФАЗАН, ЗАЯЦ. КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, ЗЯБЛИК. (работа со словами, разбираем непонятные слова) Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком? Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука З в начале и середине слов. Д/з карточка-раскраска |
В помощь логопеду:
«Шпаргалка задач при составлении конспекта логопедического занятия»
Развитие общей моторики:
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений).
- Совершенствовать ритмическое чувство.
- Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).
- Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений
- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку
- Статические упражнения с функциональными нагрузками
- Совершенствование пространственной организации движений
Развитие мелкой моторики:
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).
- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений).
- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно
- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и
конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).
- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.
- Формирование графомоторных навыков.
- Формирование различного вида захвата.
Артикуляционная моторика:
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
- Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать
губы и язык в заданном положении.
- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций
губ.
- Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.
- Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений
- Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.
- Развивать мышечную силу и подвижность губ.
- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Отрабатывать движения языка вверх , развивая его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить
удерживать язык распластанным, широким.
- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
- Преодолевать спастичность языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв
языка ), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.
- Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении,
лежащим на нижней губе.
- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.
- Учить удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих
звуков (за нижними зубами).
- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
- Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой
для звука « р».
- Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать
подъязычную связку.
- Отрабатывать вибрацию губ и языка, развивать силу выдоха.
- Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении.
- Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.
- Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов
артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргива-
ния, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного
переключения с одного движения к другому.
- Активизировать мышцы мягкого нёба.
- Стимулировать движения нижней челюсти.
- Развивать мимико-артикуляционные мышцы, жевательно-артикуляционные мышцы.
- Развивать подвижность переднее-средней и задней части спинки языка.
- Упражнения для стимуляции кончика языка (вне ротовой полости)
- Упражнения для развития точности движений кончика языка
- Формировать навык создавать и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости
- Отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку»)
- Отрабатывать подвижность языка и вырабатывать качественную длительную вибрацию, необходимую для звука « р».
Общие речевые навыки:
- Воспитание длительного ротового выдоха.
- Отработка слитности нескольких гласных.
- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )
- Воспитание правильного темпа и ритма речи.
- Воспитание интонационной выразительности речи.
- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.
- Учить выразительно читать стихи, используя естественные логические паузы,
ударения, передавая своё отношение к окружающему.
- Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление,
радость, испуг, грусть, сердитое лицо).
- Расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа.
- Постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
- Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в импрессивной речи
- Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный
и форсированный выдохи.
- Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи).
- Совершенствование символического праксиса
Фонематические процессы:
- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.
- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях,
словах, слогах, изолированно.
- Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.
- Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.
- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.
- Дифференциация неречевых звуков.
- Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах.
- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.
- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.
- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.
- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.
- Формирование умения выделять предложения из текста.
- Формирование умения выделять слова из предложения.
- Опознание звуков речи – восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне
- Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование чёткого акустического образа звука)
- Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении
- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков
- Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения
- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)
Лексика:
- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.
- Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,
вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
- Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение
(там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,
плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).
- Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам.
- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов.
- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)
- Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.
Грамматический строй речи:
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образование множественного числа существительных.
- Согласование притяжательных местоимений с существительными.
- Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.
- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
- Употребление приставочных глаголов.
- Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.
- Образование сравнительной степени прилагательных.
- Образование наречий от прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.
- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов,
Составление предложений сданными словами.
Связная речь:
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстра-
ции действий.
- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.
- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений,
обстоятельств, однородных слов.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений.
- Работа над распространением предложений с помощью определений.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.
- Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов.
- Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.
- Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.
- Формирование умения составлять рассказы по серии картин.
- Закрепление умения составления рассказов по серии картин, сюжетной картине.
- Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов.
- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.
ВПФ
- Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
- Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок
- Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)
Слоговая структура:
- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных
- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных
- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок
- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений
Звукопроизношение:
Автоматизация «Ш» «Ж», дифференциация «С-Ш» «З-Ж» в связной речи
Автоматизация «Щ» «Ч» в речи
Постановка «Л», автоматизация
Постановка «Р», автоматизация
- Дифференциация «С’-Ч»
- Постановка звука «Л», автоматизация
- Постановка звука «Л’»
- Постановка звука «Ч», автоматизация
- Постановка звука «Р’»
- Автоматизация свистящих и шипящих звуков в связной речи
- Уточнение артикуляционного и акустического образа звука «Ц», автоматизация
- Дифференциация «С-Ц»
- Автоматизация звука «Щ» в начале слов
- Дифференциация «Щ-Т’»
- Автоматизация «Р»
- Автоматизация «Р’»
- Автоматизация «Ш» «Ж» в связной речи