О.Б. Кузнецова - зам. директора по УМНР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЕРВОГО КУРСА КОЛЛЕДЖА
Авторы:
О.Б. Кузнецова - зам. директора по УМНР
И.В Лисицына - методист ИМЦ
Чебоксары, 2016 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ИМЦ МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМНР ____________О.Б. Кузнецова |
РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом МЦК – ЧЭМК
Минобразования Чувашии
Протокол заседания
от 09. 06.2016 г №5
Зам. директора по УМНР
____________О.Б. Кузнецова
АннотацияМетодические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для преподавателей и обучающихся 1 курса всех специальностей очной и заочной формы обучения.
Рекомендации составлены в соответствии с ФЗ «Об Образовании» от 29.12.2012г №273, требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... | |
1.ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ………………………………….. | |
2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА…………………. | |
3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА .…………… | |
4. ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ... | |
5.ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ………………………………… | |
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА …..….. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………... | |
ВВЕДЕНИЕ
Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная научно-исследовательскую работа студента по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение студентом объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике и в профессиональной деятельности.
Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам.
Проектная деятельность является одной из обязательных форм деятельности для студентов первого курса.
Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования.
Рекомендации составлены в соответствии с ФЗ «Об Образовании» от 29.12.2012г №273, требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г., Положения о проектной деятельности студентов и педагогов.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. Невыполнение обучающимися индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебной дисциплине.
Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из видов типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.
Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.
Возможны следующие типы индивидуальных проектов:
- информационные и проблемно-реферативные работы, написанные на основе нескольких литературных источников и предполагающие сопоставление данных из разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы;
- экспериментальные работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат; носят скорее иллюстративный характер и предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных данных;
- натуралистические и описательные работы, представляющие собой наблюдение и качественное описание какого-либо явления;
- исследовательские работы, выполненные с помощью конкретных методик и имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления;
- практико-ориентированные работы, предполагающие изготовление материального объекта (модели, сайта, альбома, макета или иного конструкторского изделия).
Формы продуктов проектной деятельности могут быть различными:
– web – сайт;
– анализ данных социологического опроса;
– бизнес-план;
– видеофильм;
– выставка;
– видеоклип;
– газета;
– журнал;
– законопроект;
– игра;
– коллекция;
– костюм;
– макет;
– модель;
– мультимедийный продукт;
– оформление кабинета;
– пакет рекомендаций;
– праздник;
– публикация;
– серия иллюстраций;
– справочник;
– сравнительно-сопоставительный анализ;
– статья;
– сценарий;
– учебное пособие;
– экскурсия;
– коллекция софизмов;
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации;
– сборник научно–фантастических сочинений и т.д. и т.п.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы (см. приложение 6):
1 - подготовительный
- определение руководителей проектов;
- поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы;
2 - поисковый
- уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта;
3- аналитический
- анализ имеющейся информации;
- поиск информационных ресурсов;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов;
4- практический
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества составления проекта;
- внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;
5- презентационный
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта;
6- контрольный
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.
Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. (полное наименование главы)
2. (полное наименование главы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список информационных источников
Приложения
Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав.
Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.
Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.
На титульном лист индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя (Приложение 4).
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).
Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:
- актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
- цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;
- предмет исследования - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.;
- объект исследования,на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;
- период исследования – указываются временные рамки;
- теоретическая основа – труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;
- информационная база – обзор использованных законодательных и нормативных актов и т.п.;
- объем и структура индивидуального проекта – композиционный состав - введение, количество глав, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.
Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов.
Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета.
Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.
Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 3).
Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении приводятся: календарный график выполнения проекта (Приложение 7), отзыв руководителя (Приложение 8), копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен (таблица 1). Все листы проекта и приложения следуют переплести. Индивидуальный проект структурируется следующим образом:
1. Титульный лист (Приложение 4).
2. Содержание
3. Содержательная часть работы
4. Приложения
Таблица 1- Требования к оформлению индивидуального проекта
Требование | Содержание требования | |||||||||||||||
Объем | не менее 15 страниц компьютерного текста | |||||||||||||||
Оформление | текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 | |||||||||||||||
Интервал | 1,5 | |||||||||||||||
Шрифт | «Times New Roman» | |||||||||||||||
Размер | 14 п | |||||||||||||||
Выравнивание | по ширине | |||||||||||||||
Кавычки | «кавычки-елочки» | |||||||||||||||
Параметры страницы | с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу –20 мм. | |||||||||||||||
Нумерация страниц | - арабскими цифрами, - сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляют - проставляется со второй страницы, - порядковый номер страницы ставится внизу по середине строки | |||||||||||||||
Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников | с новой страницы заглавными буквами по центру жирным шрифтом, в конце точка не ставится | |||||||||||||||
Оформление глав | ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ | |||||||||||||||
Оформление параграфов | 1.2 Признаки юридической ответственности | |||||||||||||||
Расстояние между названием параграфа, предыдущим и последующим текстом | одна свободная строка | |||||||||||||||
Список использованных информационных источников | не менее 10 | |||||||||||||||
Параграф | не менее 3 страниц | |||||||||||||||
Иллюстрации | Рисунок 1 – Сведения о количестве учреждений социального обслуживания семьи и детей | |||||||||||||||
Таблицы | Таблица 3. Местность проживания респондентов
| |||||||||||||||
Подстрочные ссылки | «Текст цитаты в тексте работы.»1 «Текст цитаты в тексте работы.»2 __________________________________________ 1Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25. 2Там же. - С.25. | |||||||||||||||
Сокращения | ГПК РФ, ГК РФ, СК РФ и т.д. | |||||||||||||||
НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр |
ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ
Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.
После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв (Приложение 8).
В отзыве руководитель характеризует проделанную работу по всем разделам.
Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.
Процедура защиты индивидуальных проектов определяется руководителем проекта.
Для выступления основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 10 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.
ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации:
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
-полное название колледжа;
-название цикловой комиссии;
- тема индивидуального проекта
- ФИО обучающегося
- ФИО руководителя индивидуального проекта
- год выполнения работы
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
Актуальность
Цели и задачи проекта
Объект проекта
Предмет проекта
Период проекта
3- 6 слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
7 слайд (ВЫВОДЫ)
-итоги проделанной работы
-основные результаты в виде нескольких пунктов
-обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию.
Все слайды презентации должны быть пронумерованы.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Дисциплина Русский язык и литература |
Часть Русский язык: 1. Обращение в художественных произведениях: классификация, роль в тексте. 2. Этимология географических терминов (по учебнику географии). 3. Эпитеты и их роль в текстах художественных произведений (на материале одного произведения). 4. Фразеологизмы в нашей жизни. 5. Лексемы создающие пространство в поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова. 6. Лексемы, обозначающие цвет, в повести Н.В. Гоголя «Вий». 7. Языковые средства описания интерьера в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 8. Юридические термины в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 9. Орфоэпические ошибки в юридической лексике. 10. Орфографические ошибки в юридических документах. 11. Распространенные ошибки в рекламных текстах. 12. Распространенные ошибки в газетных текстах. 13. Метафора и ее роль в стихотворениях М.И. Цветаевой. 14. Олицетворение и его роль в стихотворениях А.А. Блока. Часть Литература: 1. Пушкин в воспоминаниях современников. 2. Предки Пушкина и его семья. 3. Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова. 4. Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя. 5. «Нам не дано предугадать...» - так ли это? Идейно-художественное значение русской утопии и антиутопии XIX – XX веков. 6. Мир Островского на сцене и на экране. 7. Мир купечества у Гоголя и Островского. 8. Каким путем идти молодому человеку? Базаровы и Аркадии Кирсановы сегодня. 9. Илья Ильич Обломов. Вред или добро несет он человеческой цивилизации? Нужны ли Обломовы XXI веку? 10. Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д.И.Писарев, М.А.Антонович, И.С.Тургенев). 11. Общество будущегоромане Н.Г.Чернышевского «Что делать?». 12. Праведники в творчестве Н.С.Лескова. 13. Русская классическая литература второй половины XIX века – история о прошедшем или родник для дня сегодняшнего? 14. Что делать? — главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов» - и ответы на него Чернышевского и Солженицына (роман «Что делать?» и статья «Как нам обустроить Россию?»). 15. Тема дома в романе «Война и мир». |
Дисциплина Иностранный язык |
1. Деловая корреспонденция на английском языке. 2. Национальные кухни Лондона: блюда и традиции. 3. Национальные традиции Великобритании и США: семантический анализ. 4. Праздники в англоязычной культуре: семантический анализ. 5. Праздники этнических меньшинств в англоязычных странах. 6. Различие между британским и американским вариантом английского. 7. Региональные диалекты Великобритании. 8. Семантическое поле «чаепитие» в художественных текстах. 9. Синтаксический анализ англоязычного дискурса. 10. Социальная характеристика речевых клише (на примере английского языка). 11. Сложноподчиненные предложения в английских публицистических текстах. 12. Стилистический анализ англоязычной прозы. 13. Французские кулинарные заимствования: фонетический аспект. 14. Функциональные характеристики вспомогательных частей речи в публицистических текстах. 15. Этика англоязычного общения в интернете. |
Дисциплина Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия |
1. Множества действительных чисел. Практическое применение. 2. Симметрия вокруг нас. 3. Математические парадоксы и софизмы. 4. Многогранники вокруг нас (на примере пирамиды). 5. Магия чисел. 6. «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». 7. Расположение линий на плоскости и в пространстве. Практические примеры. 8. Календарь и треугольники. 9. Полуправильные многогранники. 10. Математика в нашей жизни. 11. Расположение плоскостей в пространстве. Практические примеры. 12. Теория вероятности – наука о случайных явлениях. 13. Математическое моделирование сегодня. 14. Развитие научного и логического мышления в ходе изучения математики. |
Дисциплина История |
1. Древний Восток и Античность: сходство и различия. 2. Феномен западноевропейского Средневековья. Сходства и различия со временем средневековой Руси. 3. Теории происхождения славян. 4. И. В. Сталин: вождь народов или тиран? 5. Внешняя политика Александра II: Успех или неудача? 6. Личности в истории. Иван Грозный: тиран или созидатель? 7. Восток и Запад. Истоки противостояния и диалог культур. 8. Возникновение благотворительности в России. История и современность. 9. Двоевластие в России (февраль – октябрь 1917 г.). Альтернативные пути развития. 10. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Героические подвиги солдат. 11. Присоединение Крыма к России: история и современность. 12. Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина. 13. Крещение Руси. Взаимодействие языческих и православных праздников. 14. Опыт и уроки воспитания молодежи 60-80-е гг. XX в. (на примере Ставропольского края). 15. Политические партии до и после октября 1917 г: сопоставление и анализ. |
Дисциплина Информатика |
1. Методы и средства создания и сопровождения сайта. 2. Мультимедиа технологии: использование их в профессиональной деятельности 3. Город, в котором я живу. 4. Моя профессия – моё будущее. 5. Электронная доска объявлений. 6. Разработка интерактивного плаката по информатике средствами MS Power Point. 7. Интернет – зависимость – проблема современного общества. 8. Влияние компьютера на здоровье человека. 9. Преступления в сфере компьютерной информации. 10. Приёмы работы с интерактивными средствами обучения. 11. Война ПК и книги. 12. Лень двигатель прогресса? 13. Безопасность работы в сети Интернет. 14. Компьютерные технологии в…(выбрать интересующую область деятельности). 15. Действительно ли ПК – друг человека? |
Дисциплина Обществознание |
1. Человек как продукт биологической эволюции. Сущность человека и загадка бытия. 2. Политика и мораль: совместимы ли эти понятия? 3. Современные религии. И их роль в духовной жизни современного общества. 4. Формы государственного устройства: сравнительная характеристика (на примере нескольких стран). 5. Конституционное право РФ: история и современность. 6. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? 7. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. 8. Это сладкое слово «свобода». Может ли общество быть абсолютно свободным. 9. Этносоциальные конфликты в современном мире: пути и способы решения. 10. Социальные нормы и отклоняющееся поведение: самоконтроль и социальный контроль личности. 11. Антиглобализм как социальное движение современного мира. 12. Я или мы: проблемы взаимодействия людей в обществе. 13. Права человека в ХХ - начале XXI века: сравнительный анализ на основе форм правления Российского государства. 14. Исторические изменения роли семьи как социального института. 15. Беженцы и вынужденные переселенцы: проблема и пути решения. |
Дисциплина География |
1. Новейшие изменения политической карты мира. 2. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. 3. Результаты демографической политики в Китае и Индии. 4. Современные международные миграции населения. 5. Особенности демографической ситуации в Ставропольском крае. 6. «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. 7. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. 8. Перспективы развития международного туризма в России. 9. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы их влияние на мировую экономику. 10. Запад и Восток Германии сегодня. 11. Особенности политической карты Африки. 12. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. 13. Особенности современного экономико-географического положения России. 14. Внешняя торговля товарами России к концу 21 века. 15.Демографический портрет планеты к концу 21 века. |
Дисциплина Биология |
1. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. 2. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. 3. Успехи современной генетике в медицине и здравоохранении. 4. Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. 5. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. 6. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. 7. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. 8. Наследственная информация и передача её из поколения в поколение. 9. Современные представления о зарождении жизни. 10. Оценка различных гипотез происхождения жизни. 11. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. 12. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. 13. Биогеоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. 14. Видовое и экологическое разнообразие биогеоценоза как основа его устойчивости. 15. Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах) |
Дисциплина Химия |
1. Единство и борьба противоположностей в развитии теории растворов. 2. Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами и меры профилактики. 3. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. 4. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности. 5. Серная кислота — «хлеб химической промышленности». 6. Поваренная соль как химическое сырье. 7. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. 8. Пищевые добавки в нашей жизни 9. Все о пище с точки зрения химика 10. Углеводы и их роль и значение в жизни человека. 11. Витамины и их роль в жизнедеятельности человека. 12. Минздрав предупреждает: «Курение опасно для вашего здоровья». 13. Полимеры в природе и жизни человека. 14. Чайные истории с точки зрения химии. 15. Нитраты в продуктах питания. |
Дисциплина Физика |
1. Архимедова сила и человек на воде. 2. Глобальное потепление – угроза человечеству – кто виноват и что делать. 3. Вклад российских учёных, оказывающих наибольшее влияние на развитие физики. 4. Современные представления о происхождении Солнечной системы. 5. Влияние излучения, исходящего из сотового телефона на организм человека. 6. Исследование влияния шума на живые организмы. 7. Альберт Эйнштейн – парадоксальный гений или вечный ребёнок?! Своё отношение 8. Современная научная картина мира. 9. Что такое время с точки зрения физики. 10. Энергия воды. Круговорот воды в природе. 11. Наука на страже здоровья. Влияние ультразвука на организм человека. 12. Теория электромагнитного поля вчера и сегодня. 13. Астрономия в древности. Пирамиды – первый астрономический прибор. 14. Световолокно на службе у человека. 15. Практическое применение сил трения.. |
Приложение 2
Образец оформления содержания индивидуального проекта по теме «Уголовная ответственность как вид юридической ответственности»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………..2
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ …….....3
1.1. Признаки юридической ответственности …………………………………...3
1.2. Виды юридической ответственности.………..................................................8
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ …………………………………………………………..10
2.1. Задачи и принципы уголовной ответственности …………………………...10
2.2. Функции уголовной ответственности ……………………………………….15
ГЛАВА III. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ………………………………………..18
3.1 Понятие состава преступления ……………………………………………….18
3.2 Виды составов преступления …………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........23
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...........24
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……….………………………….……..25
Приложение 3
Образец оформления списка информационных источников
IV. Интернет ресурсы
1. Интернет ресурс «garant..ru» - Информационно-правовой портал. Форма доступа: http://www.garant.ru.;
2. Интернет ресурс «consultant.ru» - Официальный сайт компании Консультант плюс. Форма доступа: http://www.consultant.ru.
Приложение 4
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Цикловая комиссия ОГСЭ (2)
Дисциплина «ИСТОРИЯ»