Презентация результатов интеллектуального труда и научных исследований, основные формы и способы.
Студенты в ходе получения высшего образования фактически ежедневно сталкиваются с необходимостью выполнения самых различных письменных работ в рамках очень жестких сроков. В данном параграфе курса лекций представлены основы письменной работы, изучение которых с постоянной практикой написания разного вида текстов дает возможность студенту выработать собственную индивидуальную технологию подготовки письменных работ с учетом базовых норм, правил их подготовки, обработки и оформления.
Самым распространенным видом письменной работы студента является конспект. Конспект(от лат.Conspectus– обзор) является текстом, выполненным в письменной форме, в котором кратко и последовательно изложены содержательные моменты конспектируемого источника информации. Правильный конспект должен отражать логику и смысловые связи фиксируемой информации, а также помогает понимать информацию любой сложности, т.к. представляет ее в логическом, структурированном виде.
Следует отличать конспект лекции и конспект текста книги. Рассмотрим особенности и основные правила работы над конспектом.
Конспектирование лекций.
Лекция – одна из главных форм учебной работы. Учебник никогда не заменит живого общения с преподавателем, в котором раскрываются важнейшие моменты смыслов изучаемых вопросов. Поэтому конспектировать лекцию необходимо, а делать это надо таким образом, чтобы конспект служил студенту максимально продуктивно и долго. С чего начать конспектирования лекции? Во-первых, студент должен иметь на лекции инструменты для выполнения и маркировки конспекта: тетрадь, ручку, линейку, маркеры 1-2 цветов, карандаш. Во-вторых, необходимо выбрать удобную тетрадь, подготовить в ней поля, которые пригодятся для раскрытия и последующего дополнения материала лекции. В-третьих, в начале тетради необходимо оставить 1-2 страницы для фиксации названия дисциплины, фамилии, имени, отчества преподавателя, часов и места проведения его консультаций, основных требований к зачету или экзамену, списка сокращений (общепринятых, индивидуальных и рекомендованных преподавателем), которые студент будет использовать при конспектировании лекции, перечня рекомендованных для освоения дисциплины источников.
Начав конспектировать лекцию, студент обязательно должен фиксировать в конспекте тему и план лекции, записать информацию о связи данной темы с другими темами курса. При конспектировании необходимо придерживаться структуры плана лекции и применять для ее фиксации специальные обозначения. Например: вопрос плана можно обозначить цифрами 1, 2, 3, а подвопросы – 1.1, 1.2.
Главной ошибкой студента при конспектировании лекции является «запись диктанта». Лектор лекцию читает, а студент – слушает. Слушая лекцию, студент должен размышлять вместе с преподавателем, задавать вопросы (во внутренней речи или вслух) понимать то, о чем идет речь и фиксировать главное и важное в своем конспекте.
Конспект лекции является эффективным орудием учебного труда для студента только в том случае, если студент с ним работает и после его написания. Как показывает опыт, через 2-4 часа после написания конспект необходимо просмотреть, внести пометки, расшифровать «по горячим следам» неудачные, неточные сокращения, маркировать. При подготовке к следующей лекции или семинару (практическому занятию) по этой дисциплине конспект необходимо вновь прочитать и дополнить информацией из учебной основной и дополнительной литературы (зафиксировать на полях примеры, иллюстрирующие выводы лекции, определения новых терминов, уточнение нового контекста применения уже известных понятий). Повторное чтение конспектов должно состояться перед контрольной работой, зачетом или экзаменом. Это необходимо для того, что представить себе учебный материал темы или лекции целиком, в смысловом единстве и целостности, что, в свою очередь, позволит уйти от «зубрежки».
Конспектирование источников.
Студент часто недооценивает необходимость конспектирования при работе с книгой. Особенно это связано с развитием технологий. Все чаще студент заменяет конспект книги сканированной копией или ксерокопией. Однако, это неправильно. Копия – это фотография , а конспект – результат личных сознательных усилий студента. Конспектируя, студент не только вступает в беседу с автором, осваивает логику его рассуждений, но и извлекает информацию в соответствии со стоящими перед ним целями.
Начать конспект источника необходимо с предварительного просмотра материала, составления библиографического описания источника: в специальной тетради с широкими полями укажите автора, точное указание название источника, издательства, года и количества страниц, приблизительное описание структуры источника (по оглавлению) и аннотацию данного источника. В ходе конспектирования в нижнем углу каждой страницы конспекта приводите страничный интервал. Законспектированные фрагменты также необходимо обозначать страничными интервалами, а наиболее важные – цитировать. Конспект должен иметь структуру: наиболее важные фрагменты нужно обозначать крупными заголовками, использовать для выделения важных информационных блоков с помощью приемов верстки (жирность шрифта, подчеркивание, маркировка цветом, обрамление и др.). Обязательно при конспектировании необходимо применять единую систему сокращений и условных обозначений36на полях конспекта указывайте примеры, иллюстрирующие суть того или иного фрагмента текста, ссылки на другие источники, фиксируйте значения употребляемых в конспекте терминов.
Общие правила конспектирования.
Написали конспект – прочитайте его «чужими глазами»;
Не пишите того, что и так понятно;
Используйте приемы сокращения записи;
Умеренно индивидуализируйте сокращения
Не сокращайте новые термины в расчете на свою память;
Просматривайте и дополняйте конспекты.
Конспект– это рабочий инструмент студента. Эффективность его использования зависит не столько от того, как студент его пишет, сколько от того, как часто он к нему обращается (для чтения и доработки). Первое чтение конспекта должно состоятся «по горячим следам» с целью его уточнения, расшифровки, внесения пометок. Повторное чтение должно состояться при подготовке к следующей лекции и практическому занятию (на полях в тетради необходимо внести информацию, полезную для ответов на вопросы и усвоения материала лекции). Последующее чтение конспекта связано с подготовкой к экзамену или зачету. На этом этапе студент может системно подойти к конспекту, связывая и соотнося между собой содержания разных лекций, выстроить системное знание дисциплины, целостно воспринять курс. Такая работа с конспектом позволяет уйти от такого явления в жизни студента как «зубрежка». В дальнейшей перспективе конспект также может пригодиться студенты в случае изучения новых дисциплин. Таким образом, конспект должен стать опорой памяти студента, гарантом его крепких знаний.
Эссе.
Эссе (от французского «essai», англ. «essay» - попытка, проба, очерк). Представляет собой самостоятельную письменную работу на определенную тему, в которой представлены собственные рассуждения автора, выражены индивидуальные впечатления и соображения. Как правило, в образовательном процессе вуза эссе используется для развития у студента навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Качественное эссе предполагает четко и грамотно сформулированные мысли, структурированная информация, использование основных категорий анализа, выделение причинно-следственных связей, иллюстрацию понятий соответствующими примерами, аргументированность выводов автора; владение научным стилем речи. Если преподаватель не дает студенту строго определенной темы, студент должен сделать это самостоятельно. Тема не может быть сформулирована как понятие или повествование, она должна побуждать к размышлению, содержать в себе вопрос или проблему (например, эссе «Почему я выбрал профессию …?»). Следовательно, содержание эссе представляет собой ответ на поставленный в теме вопрос. Таким образом, эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Отметим основные требования к эссе. Во-первых, не смотря на краткость изложения содержания (в среднем объем эссе составляет 5-7 страниц), эссе предполагает наличие нескольких структурных компонентов. Среди них обязательными являются введение, в котором дается обоснование вопроса, основная часть (основные тезисы проблемы, аргументация и анализ основных подходов к ее решению и собственной позиции) и заключение (обобщенные и аргументированные выводы, пояснения, указание на взаимосвязь с другими проблемами, собственное отношение к проблеме). Во-вторых, выводы автора должны быть, с одной стороны, собственными, но с другой, они должны опираться на проверенные данные и факты. В-третьих, эссе не должно быть лишено ссылок на источники, но при этом, не стоит ссылаться на те работы, которые автор сам не читал.
Представим несколько советов по работе над эссе.
Прежде чем писать эссе, обдумайте суть вопроса и возможное содержание ответа.
Подготовьте примерный, а затем и тезисный37план будущего эссе.
Определите цель, основные идеи эссе.
Определите круг источников, на которые вы сможете опираться, отвечая на поставленные вопросы.
Напишите первый вариант эссе с несколькими вариантами аргументации38и выводов.
Проверьте правильность выводов39, сделанных в эссе.
Внесите необходимые правки в текст.
С учетом работы над ошибками подготовьте новый текст эссе.
Эссе - достаточно распространенный вид контроля знаний студента. В связи с этим каждый студент, столкнувшись с необходимостью подготовить эссе по заданному вопросу, должен знать основные требования, предъявляемые к форме данного вида работ. Таким образом, студент, прежде всего, должен поставить перед собой вопрос «Что такое эссе?» и «Как его написать?»40.
Реферат.
Реферат (от лат. referre – сообщать, докладывать) – это краткое точное изложение содержания научного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Цель реферата заключается в том, чтобы сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представления о вновь возникших проблемах в описываемой сфере.
Цель реферирования, осуществляемого студентом, заключается в получении ценных навыков самостоятельного поиска литературы, обработки, конспектирования и анализа источников, построения логики изложения материала, грамотного оформления научной работы (ссылки, сноски, цитаты, рисунки, таблицы и т.п.).
Реферат может быть подготовлен в качестве изложения содержания таких источников информации, как статья, ряд статей, монография и др.
Реферат имеет следующие признаки:
содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
содержание реферата представляет собой точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
постоянные структурные элементы.
Существует несколько видов рефератов. В образовательном процессе вуза наиболее распространено применение тематического реферата, выполняемого в качестве рассуждения студента на определенную тему на основе обзора литературы (нескольких источников информации). Объем такого реферата составляет в среднем 10- 15 страниц текста.
Качество реферата во многом зависит от соблюдения референтом основных этапов работы над рефератом (подготовительный, исполнительский и заключительный). Рассмотрим содержание каждого из них.
На подготовительномэтапе студент должен определить тему, осуществить подбор источников, проанализировать их содержание, включая встречающиеся ссылки на другие издания, отобрать только ту информацию, которая непосредственно касается темы реферата. Далее необходимо составить план работы, т.е. последовательный перечень основных вопросов, раскрывающих суть темы будущего реферата.
Исполнительскийэтап предполагает создание текста реферата. Этот процесс не является однородным: изначально создается первый вариант текста, затем он дорабатывается (более четко выстраивается общая логика, текст дополняется примерами и цитатами) и редактируется (уточняются цитаты, ссылки, выстраивается терминологическое единство).
Заключительныйэтап, к сожалению, очень часто пропускается студентом или выполняется с нарушениями. Реферат обязательно должен завершаться списком использованных источников, тех, на которые студент реально опирался в ходе подготовки реферата41.
Реферат, как правило, состоит из трех частей:
вступление (во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году, формулируются цель и задачи), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы);
основная часть (содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются);
заключение или вывод (делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате).
Кроме того, согласно правилам оформления данного вида письменной работы, реферат также должен иметь титульный лист, план или оглавление42.
Преподаватели вуза довольно часто используют реферат для организации и контроля самостоятельной учебной работы студента. Работа над рефератом – прекрасный способ структуризации знаний по итогам изучения темы или курса. К сожалению, с развитием информационных и компьютерных технологий началось активное распространение уже готовых рефератов. В этой ситуации студент должен помнить, что хоть покупка или сдача скачанныхиз сети Интернет рефератов и не требует больших затрат времени, денег и усилий, но это приводит, в конечном итоге, к ухудшению качества получаемого образования. С проблемами плагиата рефератов борются во многих высших учебных заведениях. Преподаватель и студент могут определить наличие плагиата в различных письменных работах с помощью специальных программ, в частности, используя систему «Антиплагиат»43.
Выполняя те или иные виды письменных работ, студент должен помнить об основных целях получения образования, о своем профессиональном выборе и о желаемых профессиональных перспективах, дабы избежать собственного недобросовестного отношения к выполняемой работе.
Доклад- вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Ключевыми чертами доклада являются целенаправленность (обращенность), связность, логичность, самостоятельность, выразительность и завершенность. Главным преимуществом доклада является возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой. Кроме того, доклад предполагает возможность экспромта и импровизации (к сожалению, многие студенты забывают, что лучший экспромт – это подготовленный экспромт).
Портфолиов переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». По большому счету,портфолио– это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента (будущего профессионала) в определённый период его образовательной (профессиональной) деятельности. Важной чертой применения портфолио в образовательном процессе является его способность активизировать внутренние ресурсы студента как субъекта учебного процесса, мотивировать его на их созидание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности. В частности, в отношении «Студент – Преподаватель» портфолио инициирует
обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями;
рефлексию студентами своей работы;
демонстрацию индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры;
возможность самостоятельно определить темы для портфолио;
возможность для студентов установит связи между предыдущим и новым знанием;
включение студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;
оценку промежуточных достижений, в том числе «формализованная»;
подготовку и обоснование целей будущей работы.