Убликация научных результатов исследований

Работать, завершать, публиковать

М. Фарадей

Слово "публикация"(от латинского publicani[1]) применяется, по крайней мере, в двух смыслах – как процесс и как объект. В одном смысле публикация – это доведение до всеобщего сведения (синоним – опубликование), которое может осуществляться посредством печати, радиовещания, телевидения и других средств в том числе электронной информации. В другом случае публикация – это документ, например в виде текста, представленного в каком-либо издании. В каком именно смысле используется конкретное слово "публикация" обычно ясно из контекста.

Признаком научной публикации является возможность для заинтересованных специалистов ознакомиться с публикуемыми научными результатами, при этом, естественно, только фактом публикации не гарантировано внедрение (реализация) соответствующих научных результатов (опубликованные результаты могут оказаться никем не использованными).

Виды и формы публикаций

К основным видам научных публикацийможно отнести учебные, научно-популярные, профессиональные и квалификационные.

Особый вид публикаций представляют собой нормативные и организационно-распорядительные (административные, научно-технические и др.) документы, получающие регистрационные реквизиты, свидетельствующие об официальном статусе соответствующих документов.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получили публикации в виде изданий.

Издание– это документ для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или теснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения (это и приводимые ниже определения основных видов изданий заимствованы из ГОСТа [2]).

Среди изданий по целевому назначению соответственно основным видам публикаций выделяют научные издания, научно-по­пулярные, учебные, справочные и некоторые другие, например, литературно-художественные, массово-политические, рекламные и т.д.

Научное издание– издание, содержащее результаты теоре­тических и/или экспериментальных исследований.

Решением ВАК в качестве научных изданий, в которых мо­гут публиковаться основные научные результаты диссертаций, признаются также электронные научные издания, зарегистриро­ванные в депозитарии НТЦ "Информрегистр". Примером элек­тронного научного издания является электронный многопред­метный научный журнал "Исследовано в России" (адрес электронной почты – [email protected], номер государственного учета 0329900013).

Научно-популярное издание– издание, содержащее сведе­ния о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, дос­тупной читателю-неспециалисту.

Учебное издание– издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания.

Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Учебные публикации

Основными формами учебных публикацийявляются учебник и учебное пособие.

Учебник– учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утверждённое в качестве данного вида издания.

К написанию учебников, которые широко используются не только во всех учебных заведениях, но также и для самообразо­вания, привлекаются наиболее квалифицированные педагоги.

Учебники, как правило, издаются типографским способом после рецензирования рукописи в организациях, внешних по от­ношению к учебному заведению, в котором работают авторы (автор).

Учебными пособиями в широком смысле называют печат­ные, графические, изобразительные и другие материалы (книги, таблицы, карты, картины, макеты, модели, диапозитивы, кино­фильмы и т.д.), предназначенные для целей обучения.

В узком смысле учебное пособие – учебное издание, допол­няющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офици­ально утверждённое в качестве данного вида издания. К издан­ным учебным пособиям предъявляются менее жесткие требова­ния, чем к учебникам, они рецензируются и используются обычно только в стенах учебного заведения, где работают ав­торы (автор). Практически частым случаем является предвари­тельное издание учебных пособий вместо учебника по новым, ещё не установившимся учебным дисциплинам.

Рекомендации по написанию научной статьи

Научная статья основывается на серьезной предварительной работе, отличается по стилю написания и структуре от художественной литературы, технического текста и от журналистской статьи. Она имеет повествовательный характер, в ней излагаются уже полученные автором результаты теоретических, методологических и эмпирических исследований. Соответственно специфике текста подбираются приемы и средства его создания. Научные статьи посвящены научной деятельности, поэтому способы их создания имеют определенные особенности.

Структура научной статьи подчинена основной ее цели – отражение изысканий автора статьи. Несмотря на различия между видами структур, они схожи в основной конструкции и включают три основных блока: введение, основная часть, выводы. Разобравшись с целями, видом и структурой научной статьи при ее подготовке целесообразно следовать правилам, наработанным опытом предшественников.

Виды научных статей:

- научно-теоретические статьи – посвящены теоретическому поиску и объяснению закономерностей изучаемых явлений;

- научно-практические статьи - посвящены научным экспериментам и реальному опыту;

- научно-методические статьи – посвящены обзору процессов, методов, инструментов, позволяющих добиваться научных или прикладных задач.

Структура научной статьи:

  1. заголовок статьи;
  2. аннотация;
  3. ключевые слова;
  4. основной текст статьи;
  5. библиографические ссылки;
  6. библиографический список.

Началом любой статьи является ее заголовок. Заголовок отражает содержание статьи, тематику и результаты проведенного исследования, кратко и точно суммирует исследование, отражает привлекательность и уникальность научного творчества автора. От успешности формулировки заголовка зависит, привлечет ли данная статья внимание читателей. С этой точки зрения нужно очень ответственно подходить к написанию заголовка.

Формулировка заголовка происходит на завершающем этапе написания статьи. Однако этот этап связан с начальным, ключевым этапом – выбором темы научного исследования. От этого этапа зависит успех выполнения всей работы.

К выбору темы следует подходить очень серьезно. Самый лучший путь – выбрать тему, которая касается вас лично – ваших научных или житейских интересов. Если вы лично заинтересованы в результатах исследования – появляется сильнейшая мотивация, которая даст вам заряд энергии и не позволит свернуть с намеченного пути. Однако не все наши личные интересы соответствуют интересам научного сообщества. И результаты важного для вас лично научного исследования, даже самые блестящие, могут никого не заинтересовать и годами пылиться на полке после публикации.

С этой точки зрения необходимо выбирать актуальные темы, темы, которые еще мало разработаны, но вызывают живейший интерес у членов научного сообщества. Чтобы выбрать такую тему, нужно систематически участвовать в научных и научно-практических конференциях, общаться с коллегами и наставниками лично или на научных форумах в интернете, а самое главное – читать научную литературу. Последний аспект поможет вам не только ориентироваться в последних достижениях науки, но и повлияет на понимание структуры и содержания научных статей, их назначения, поможет выработать научный стиль изложения мыслей.

Аннотация -краткая характеристика назначения, содержания, вида, формы и других особенностей статьи. Она должна отражать основные и ценные этапы, объекты, их признаки и выводы проведенного исследования. Рекомендуемый объем аннотации – 300-500 знаков.

Ключевые словаобычно помещаются после аннотации и используются для систематизации статей в различных базах данных, где статья может потенциально быть размещена. Ключевые слова – это набор слов, отражающих содержание текста в терминах объекта, научной отрасли и методов исследования. Рекомендуемое количество 5-7, количество слов внутри ключевой фразы – не более 3.

Структураосновного текста статьизависит от требований издания, в котором вы намерены публиковать ее, однако имеется ряд традиций, которые, в основном, соблюдаются.

В российских научных журналах структура статей включает три основных раздела:

1) введение;

2) основная часть;

3) выводы.

В зарубежных научных журналах структура отличается:

1) введение (Introduction);

2) материалыиметоды (Materials and Methods);

3) результаты (Results);

4) обсуждение и заключения (DiscussionandConclusions).

Введениевключает следующие части:

- предмет, задачи, этапы исследования;

- результаты предшествующих работ ученых, степень разработанности проблемы;

- результаты проведенного исследования;

- что требует дальнейшего изучения, какие есть альтернативы;

- методы и процедуры исследования, оборудование.

Структура и содержание основной части статьизависит от вида статьи. Научная статья отражает процесс самого исследования или последовательность рассуждений. Научно-практическая статья - стадии и этапы экспериментов или опытов; промежуточные результаты (в том числе отрицательные); обоснование общего вывода в виде физического или статистического объяснения.

Для формулировкивыводов собираются тезисы основных достижений проведенного исследования. Выводы отражают значение работы, прежде всего, с субъективной точки зрения. Они могут интерпретировать полученные результаты на основе объединения своего опыта, базовых знаний и научного потенциала, приводя несколько возможных объяснений.

Рекомендации по написанию научной статьи для журнала.

  1. Статью необходимо создавать для определенного журнала.
  2. Целесообразно ознакомиться с опубликованными в журнале статьями.
  3. Информация должна соответствовать профилю журнала.
  4. Заголовок и первый абзац должны вызывать интерес.
  5. Внимание читателя привлекают результаты экспериментов, проведенных автором, факты, цифровой материал, удачно представленный в виде таблиц и диаграмм, примеры, пояснения на основе иллюстраций.

Стиль научной статьи должен соответствовать общепринятым традициям написания научных работ. Научный стиль - среднее между журналистскими статьями и научными докладами, представленными на конференциях. Желательно сдержанное употребление специализированных оборотов и терминов, четкость, ясность, логичность и интересное изложение мыслей. Не следует использовать журналистские приемы и просторечные выражения.

Библиографические ссылкиявляются неотъемлемой частью практически любой статьи, особенно студенческой. В связи с тем, что молодой ученый в процессе работы над темой исследования должен прочитать труды своих коллег-предшественников, он, так или иначе, учась на их опыте, использует произведенные ими знания. Поэтому ссылаться на другие источники необходимо не только для того, чтобы показать широту охвата изученного в процессе научного исследования материала, но и для того, чтобы избежать упреков в плагиате, если вы приводите выдержки из трудов других авторов.

Также очень важно научиться правильно цитировать источники, на которые автор ссылается в процессе написания статьи. Но что еще важнее – правильно выбрать сами источники информации. Традиционно считается, что в процессе исследования в первую очередь следует анализировать монографии за последние пять лет и периодическую литературу за последние три года. Однако есть темы, касающиеся, например, исторических или фундаментальных вопросов, для изучения которых вполне подойдет и литература, выпущенная несколько лет и даже десятилетий назад.

Выбирая источник статистической информации, в первую очередь следует использовать официальные базы данных, часть которых приведена в Приложении Б. Следует обратить внимание, что создатели неофициальных источников информации не отвечают за ее качество. В этой связи наименее надежными являются базы данных, изменение контента которых доступно любому внешнему пользователю, например, Википедия.

Библиографический список является завершающей частью работы. В научных статьях в библиографическом списке автор перечисляет источники, на которые делаются библиографические ссылки в тексте статьи.

Для правильного оформления библиографического списка необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов. К их числу относятся:

- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам» (Межгосударственный стандарт)

- ГОСТ 7.1—2003 СИБИД «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Межгосударственный стандарт)

- ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (Межгосударственный стандарт)

- ГОСТ 7.82-2001 СИБИД «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления» (Межгосударственный стандарт).

Однако с практической точки зрения, если вы пишете статью для конкретного издания, более целесообразно ознакомиться с опубликованными в этом издании статьями и изучить, каким образом в них оформлены как библиографический список, так и весь текст статей в целом. Требования к оформлению статей и их составных частей в различных изданиях могут отличаться, и даже если ваш вариант оформления не противоречит требованиям нормативных документов, статья может быть отклонена из-за несоответствия требованиям издательства.

В заключение, несколько простых, но очень важных для успеха написания научной работы советов:

- выберите наиболее подходящее для работы время в зависимости от особенностей вашего организма и ваших привычек (когда ваш мозг работает наиболее продуктивно);

- строго соблюдайте график выполнения работы (например, по 2 часа каждый день);

- обустройте место, где вы работаете, в рабочем стиле и избавьтесь от всех отвлекающих моментов (телефон, социальные сети);

- выберите интересную вам лично научную тему и идите к намеченной цели.

Рубрикация текста

Представление работы в виде "сплошного" текста не допускается. Предоставление такого текста может восприниматься как сознательное препятствование внимательному прочтению работы.

Рубрикация текста работы представляет собой членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в курсовой и дипломной работах отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Это композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Абзацы облегчают восприятие текста и его чтение.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

Деление текста на более крупные части нельзя совершать путем механического расчленения текста. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких, как минимум, из двух глав. Главы могут быть (но не должны обязательно) разделены на параграфы. Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.

Глава - это часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, параграф – это подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Обычно глава посвящена решению одной или нескольких близких задач, сформулированных во введении.

Делить основной текст на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. При разбивке главы на параграфы следует выполнять следующие правила:

  1. Перечислять все виды делимого понятия. Объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия, и глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов.
  2. На протяжении всего текста избранный нами признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другими признаками.
  1. По смыслу члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.
  2. Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

Объем введения не может быть менее одной страницы. Оптимальный размер введения – до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Существует несколько формальных систем нумерации структурных элементов, из которых наиболее подходящими для курсовой работы являются две.

Первая называется десятичной системой. В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры "2.1" и "2.2" обозначают номера параграфов главы 2. Если параграф 2.2 делился бы на части, то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 2.1.1, 2.1.2 и т. д. Тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста.

Распространена и другая система, в которой главы обозначаются словом "глава" с номером, а параграфы знаком "§" с указанием порядкового номера данного параграфа в главе. Например, "§ 2.1".

Некоторое распространение имеет также система деления текста на основе использования римских цифр для обозначения глав и арабских цифр для параграфов и строчных букв со скобками для второго деления. Например, "II.2", а в случае его разделения на отдельные части – II.2.а), II.2.б).

Выбор той или иной системы – дело вкуса, обязательно лишь последовательно придерживаться однажды выбранной системы на протяжении всего текста и следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответствовало их месту в иерархии частей текста.

Не следует увлекаться делением текста на части: часть текста с любым заголовком не может быть меньше одной страницы, но наличие больших структурных единиц (более 8–10 машинописных страниц) также нежелательно. В курсовой работе бывает вполне достаточно разделить основную часть на 2–3 главы, не выделяя параграфы. Структура дипломной работы может (но не должна) отличаться большей детализацией за счет выделения параграфов.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава, параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше.

Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Нельзя включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры.

Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности краток, т.е. он не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость очень нежелательна, так как чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

ЕДИНООБРАЗИЯ ПРИНЦИП, или унификации принцип, — принципредакционной обработки оригинала с целью придать единообразную словесную, графическую играмматическую форму одним и тем же и однотипным элементам издания (сокращения, названия, числа, подписи к иллюстрациям и т. д.) в одинаковых условиях их употребления. Делается это ради того, чтобывнешние расхождения не отвлекали читателя от существа содержания, а также потому, что любаяупорядоченность улучшает восприятие материала.

Воплощает Е. п. в жизнь главным образом вычитчик. Для этого применяется вертикальный контроль, спецификация вычитки, спецификация корректуры.

Е. п. представляет опасность для инд. стиля, особенно когда внутриизд. инструкции навязывают стандартныерешения тексту, для которого они не подходят.

ОТВЕТ №53. ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

В высшем учебном заведении функционируют два основных вида научно-исследовательской работы студентов: учебная научно-исследовательская работа, предусмотренная учебными планами, и научно-исследовательская работа студентов, которая осуществляется под руководством профессорско-преподавательского состава.

Учебная научно-исследовательская работа. Такой вид работы студентов в рамках учебного процесса является обязательным для каждого и охватывает почти все формы учебной работы:

- Написание рефератов по конкретной теме в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализации и по выбору;

- Выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ, которые содержат элементы проблемного поиска;

- Выполнение нетипичных задач исследовательского характера во время различных видов практики, индивидуальных заданий;

- Разработка методических материалов с применением исследовательских методов (наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и т.д.);

- Подготовку и защиту курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой исследований кафедр.

Согласно учебным планам и программам общеобразовательных и профессиональных дисциплин каждый студент должен овладеть процессом научного познания, выполняя в течение всего периода обучения задачи, которые постепенно усложняются и углубляются.

Российские ученые В. Гаврилюк, Л. Гусейнова и Т. Исламишина на основе обобщения экспериментальных данных выделили возможные уровни самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности:

а) репродуктивно-стереотипный (решение проблемы осуществляется в соответствии с усвоенными алгоритмами размышлений, деятельности, общения). Студенты постоянно обращаются к преподавателю за подробным разъяснением требований задачи исследования, алгоритма деятельности, стремятся получить быстрый результат с минимальным приложением усилий. Они не проявляют стремления к овладению культурой учебного исследования, а следовательно, и к совершенствованию личностной культуры в целом;

б) адаптационный (студенты выполняют учебное исследование на основе разработанного преподавателем алгоритма). Этот уровень также предполагает отсутствие у студентов устойчивого стремления к личностно-ценностного самоопределения и самореализации в учебно-исследовательской деятельности, заинтересованного овладения ее культурологических аспектов;

в) творчески рефлексивный (студенты, актуализируя свой личностно-ценностный, креативный потенциал, выделяют сущность проблемы, моделируют исследовательскую ситуацию, варианты и способы ее решения). Используя рефлексию, студенты критически анализируют полученные в результате своей деятельности достижения, особенно в интеллектуальном, культурно-научному развитию, выделяют барьеры, которые им препятствуют.

Первые этапы приобретения научного опыта предусматривают ознакомление будущих специалистов с приемами, методами, видами научного исследования, основными понятиями научного аппарата, правилами подбора нужной информации и подготовки докладов, рефератов, рецензий и др. На втором курсе студенты полнее знакомятся с профессиональными направлениями работы кафедр, участвующих в кружках научного творчества студенческой молодежи, проблемных группах, а также лично выбирают конкретную тему для самостоятельной поисковой работы. На третьем курсе, кроме рефератов, студенты пишут курсовые работы по учебным дисциплинам. Они, как правило, имеют реферативный и прикладной (в отдельных случаях) характер. На четвертом курсе уровень подготовленности студентов уже достаточен для проведения значимых самостоятельных научных исследований, написания курсовых работ по профессиональным дисциплинам. Благоприятные условия для этого создает активная производственная практика. На пятом курсе, который приближает студентов к квалификационной рамки профессиональной подготовки, они выполняют и защищают дипломную работу, является итогом всей научно-исследовательской работы.

Инновационной технологии обучения является внедрение в учебный процесс индивидуальных учебно-исследовательских задач (ИНДЗ). Это вид внеаудиторной индивидуальной работы студента учебного, учебно-исследовательского или проектно-конструкторского характера, которая выполняется в процессе изучения программного материала учебного курса и завершается составлением итогового экзамена или зачета. ИНДЗ направлены на самостоятельное изучение части программного материала, систематизацию, углубление, обобщение, закрепление, практическое применение знаний студента по учебному курсу и развитие навыков самостоятельной работы.

Среди ИНДЗ наиболее распространены: конспект по теме (модуля) по заданному плану или плану, студент разработал самостоятельно; реферат по теме (модуля) или узкой проблематике; решения и составления расчетных или практических задач разного уровня по теме (модуля) или курса; разработка теоретических или прикладных (действующих) функциональных моделей явлений, процессов, конструкций и т.п.; комплексное описание строения, свойств, функций, явлений, объектов, конструкций и т.п.; аннотация прочитанной дополнительной литературы по курсу, библиографическое описание, исторические исследования и т.

ИНДЗ оценивает преподаватель, читающий лекционный курс по дисциплине и принимает экзамен или зачет. Оценка по ИНДЗ выставляется на завершающем занятии (практическом, семинарском, коллоквиуме) по курсу на основе предварительного ознакомления преподавателя с содержанием ИНДЗ. Возможную защиту задания в форме устного отчета студента о проделанной работе. Оценка по ИНДЗ является обязательным компонентом испытательной оценки (дифференцированного зачета, зачета) и учитывается при выведении итоговой оценки по учебному курсу. Удельный вес ИНДЗ в общей оценке по дисциплине, в зависимости от сложности и содержания задачи, может составлять от 30% до 50%.

В учебной НИРС особая роль принадлежит подготовке курсовых работ на всех курсах, а также дипломной работы. Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. С каждым курсом требования к курсовой работе заметно повышаются и их написание становится настоящим творческим процессом.

Дипломная работа как завершающий этап обучения в высшем учебном заведении направлена на расширение и закрепление теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и это влияет на выбор дипломной работы. В таком случае кроме анализа литературе дипломная работа может содержать собственный практический опыт, обогащает ее научную ценность.

К НИРС относятся также рефераты по тем семинарских и практических занятий при условии, что они написаны на основе нескольких десятков статей и источников.

Научно-исследовательская работа студентов. Научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированного специалиста. Она предусматривает участие в работе предметных научных кружков; проблемных групп, секций, лабораторий; участие в выполнении госбюджетных или хозрасчетных научных работ; проведение исследований в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов; работу в студенческих информационно-аналитических и культурологических центрах, переводческих бюро; рекламную, лекторскую деятельность; написание статей, тезисов, докладов и других публикаций.

Предметный научный кружок как форма НИРС чаще всего используется в работе со студентами младших курсов. Члены научного кружка готовят доклады и рефераты. Впоследствии их заслушивают на заседаниях кружка или научной конференции. Членами кружка могут быть студенты группы, курса, факультета, всего учебного заведения. Последний вариант чаще всего касается кружков, которые изучают проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса будут малопонятные студентам первого, что приведет к потере интереса к кружку.

Для успешного функционирования и результативной деятельности научных студенческих кружков необходимо соблюдение следующих основных организационных принципов: целесообразность, добровольность, плановость, реальность тематики, разнообразие методов работы, стабильность состава, учет интересов и возможностей студентов, высокая научная квалификация и заинтересованность преподавателя, преемственность и формирование традиций в работе, стимулирования, высокий идейно-теоретический уровень.

Деятельность студенческих научных кружков способствует овладению специальностью, расширению теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов, ознакомлению студентов с состоянием разработки научных проблем в различных областях науки, техники, культуры, формированию способностей применять теоретические знания в практической деятельности, привитию студентам навыков ведения научных дискуссий и тому подобное.

На организационном собрании по выбору студентов распределяют темы докладов и рефератов, знакомят их со списком основной и дополнительной литературы и предлагают обсудить план работы. Руководитель научного кружка должен наблюдать за всеми студентами, помогать им в разработке выбранных тем. Целесообразно прочитать студентам две-три лекции о методах и способах научного исследования, сбор материала, работа над литературой, о пользовании научным аппаратом и тому подобное.

Выделяют несколько этапов научно-исследовательской деятельности студентов:

1. Выбор темы исследования.

Она должна быть связана с основными направлениями развития отрасли и научными исследованиями, которые проводятся в высшем учебном заведении.

Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен осознавать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается изучать. Перспективность определяет параметры для выбора объекта исследования, подбора соответствующих методов, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы.

Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Однако это не означает, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины. Наоборот, при выборе темы студент может поставить проведения исследований вопросов из смежных дисциплин. Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента чаще всего обусловлена необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях.

При выборе темы исследования необходимо также учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. Прежде всего речь идет о времени, которое студент может выделить на это с учетом всего учебного процесса. Также должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и финансовых ресурсов. Опыт показывает, что важную роль при выборе темы студентом играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы кафедры. Например, тему студент разрабатывает под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно, он сможет получить квалифицированную помощь в том случае, если этот преподаватель в течение определенного времени проводил исследования по этому направлению.

2. Самостоятельный подбор научных литературных источников (книг, брошюр, статей), официальных документов, ведомственных материалов по теме и обработки их. Данные о литературный источник студент заносит на библиотечные карточки и перфокарты, на каждое литературное источник заполняет отдельную карточку, то есть формирует картотеку литературных источников по теме исследования. Карточки желательно сгруппировать в соответствии с рассматриваемым в научной работе.

3. Уточнение проблемы (темы) и составления содержания научно-исследовательской работы. При составлении содержания работы прежде всего необходимо обосновать тему, определить ее актуальность, новизну, поставить цель, разработать задания и т.п.. Цель исследования - это то, чего в самом общем виде нужно достичь в конечном результате. Ее формулировка обычно начинаются словами "разработать методику (модель, критерии, требования, основания и т.п.)", "обосновать ...", "выявить ...», «раскрыть особенности ...», «выявить возможности использования ..." тому подобное.

4. Формулировка гипотезы, научного предвидения, предположения, предложенного для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили определенный результат. Гипотеза определяет направление деятельности исследования. Удачное ее формулировки прогнозирует неопределенность результата исследования и направляет его на доведение реальности существования предполагаемого предположения.

5. Определение задач, которые нужно решать в процессе работы. Желательно, чтобы содержание отвечал поставленным вопросам.

6. Определение методологии исследования. В научно-исследовательской работе применя<

Наши рекомендации