Обязанности группового руководителя практики
1. Разработка программы летней педагогической практики.
2. Проведение установочной и итоговой конференции по практике.
3. Проведение консультаций по практике студентов.
4. Проверка документации по практике и составление отчета о летней педагогической (производственной) практике студентов.
14. Дополнения и изменения в рабочей программе практики на учебный год _____/______
Следующие записи относятся к п. |
Автор |
Зав. кафедрой |
Принято УУ______________________________ Дата:_____________________
Приложение 1
Перечень вопросов итогового тестирования обучающихся [1]
Нормативно-правовой раздел
1. Назовите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие основы деятельности вожатого в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
2. В статье 32 "Конвенции о правах ребенка" утверждается: "Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию". Значит ли это, что дежурство детей в оздоровительном лагере (в столовой, уборке территории и пр.) является нарушением прав детей?
· а) Да б) нет (почему?)_____________________________________
3. Какие из указанных ниже санитарных норма являются обязательными для ДОЛ?
а) Наличие отдельных туалетов для мальчиков и девочек
б) Наличие санитарной комнаты для девочек
в) Наличие для каждого ребенка отдельного, закрепленного на все время отдыха, спального места
г) Наличие для каждого ребенка отдельного, закрепленного на все время отдыха, места для приема пищи
4. Безопасность детей в системе каникулярного отдыха в ДОЛ предполагает выполнения ряда нормативов. Каких из перечисленных?
а) О безопасности дорожного движения
б) Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами РФ
в) Рекомендации по профилактике детского травматизма
г) Конвенция ООН по правам ребенка
д) Инструкции и нормативные акты администрации лагеря
5. Назовите основные документы, необходимые для трудоустройства в ДОЛ
а) пенсионное страховое свидетельство
б) паспорт
в) ИНН
г) медицинская книжка
д) свидетельство о прохождении обучения в школе вожатых
е) санаторно-курортная карта
ж) диплом об образовании
6. В целях обеспечения пожарной безопасности вожатому запрещается
а) загромождать выходы из спальных помещений, на лестничные площадки
в) на ночь закрывать все двери и окна
г) хранить в вожатской тетради, газеты
7. Соотнесите понятия и виды первой медицинской помощи
1. При кровотечении | А) дать вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса |
2. При ушибе | Б) не прижигать место травмы марганцовкой, не накладывать жгут, не давать спиртосодержащие напитки |
3. При укусе змеи | В) наложить на место травмы холодный компресс или пузырь со льдом |
4. При обмороке | Г) наложить выше раны жгут, ближе к месту травмы, подложить под него чистую ткань и затянуть |
Д) Дать выпить немного минеральной или слегка подсоленной воды | |
Е) Дать пострадавшему 3-4 стакана воды или марганцовки |
Психолого-педагогический раздел
1. Выберите те качества личности, которые являются основными в профессиограмме вожатого:
а) любовь и эмпатия к воспитанникам
б) активная жизненны позиция
в) саморегуляция
г) активное желание помогать людям
д) креативность
е) оптимизм
ж) духовное наставничество
з) защита интересов и законных прав детей
и) посредничество между детьми и администрацией
2. Первые формы организованного воспитания - это?
а) школы
б) религиозные проповеди
в) игры, инициации
3. Дословный перевод слова "педагог" означает..?
а) воспитатель
б) детоводитель
в) учитель
4. Факторы, которые влияют на формирование и развитие личности, делятся на 2 группы: биологические и ...?
а) социальные
б) экономические
в) политические
5. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности, - это..?
а) способности
б) задатки
в) направленность
6. Принцип воспитания, в основе которого - признание безграничности возможностей ребенка и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление убеждений, признание человека высшей ценностью - это..?
а) индивидуализм
б) гуманизм
в) коллективизм
7. К методам убеждения относятся:
а) внушение, разъяснение, рассказ, беседа
б) приучение, упражнение, поручение
в) поощрение, наказание, одобрение, порицание
8. Многократное повторение определенных действий и поступков, в результате которых формируются умения и навыки - это...?
а) приучение
б) упражнение
в) режим
9. Соотнесите ведущую деятельность с определенным возрастом
1. 6-9 лет | А. Формирование деятельности, направленно обращенной на свое "Я": на самопознание, самоопределение, самореализацию. Построение избирательной, перспективно значимой деятельности |
2. 10-12 лет | Б. Освоение внешнего рисунка взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости. Стремление к самоутверждению в роли взрослого |
3. 13-15 лет | В. Интенсивное формирование познавательной, развитие коммуникативной деятельности |
4. 16-18 лет | Г. Половое созревание, внешнее проявление взрослости, стремление к самостоятельности, неуемная фантазия |
10. На первой стадии развития коллектива функция педагога заключается в ...?
а) создание условия для самоопределения, саморазвития личности
б) передаче функций управления активу
в) сплочение коллектива вокруг общей идеи, цели и деятельности
11. Укажите 5 основных стадий развития коллектива (по А.Н. Лутошкину), дополнив список:
а) "песчаная россыпь"
б) "мягкая глина"
в) "мерцающий маяк"
12) Определите специфические особенности временного детского коллектива:
а) автономность
б) краткосрочность существования
в) интенсивность всех видов деятельности
г) малая численность участников
д) отсутствие управления со стороны взрослых
13. Беседуя с родителями в родительский день, вожатый не забудет рассказать:
а) о неудачах ребенка
б) о маленьких победах ребенка
в) об отношениях с противоположным полом
Организационно-методический раздел
1. Автором методики коллективно-творческого дела (КТД) является:
а) И.П. Иванов
б) Ш.А. Амонашвили
в) Л.Н. Толстой
2. Допускается ли формирование разновозрастных отрядов в ДОЛ?
а) Да б) Нет
3. Назовите основные "кризисы развития лагерной смены", в какой день они возникают и особенности их протекания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите основные причины возникновения конфликтных ситуаций в организационный период лагерной смены:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте основной период лагерной смены: позиция вожатого, основные внутриотрядные мероприятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Укажите продолжительность огонька для детей младших отрядов (6-9 лет)\
а) 50-60 минут
б) 60-90 минут
в) 10-15 минут
г) 20-30 минут
7. Выберите основные виды огоньков
а) огонек знакомств
б) тематический огонек
в) веселый огонек
г) конфликтный огонек
д) прощальный огонек
е) первый огонек
ж) огонек-анализ
8. По стилю руководства лидер детского коллектива может быть:
а) формальным
б) демократичным
в) аторитарным
г) либеральным
д) смешанным
9. Для детей какого возраста наиболее эффективными являются подвижные игры, игры-соревнования с ограниченной физической нагрузкой:
а) 6-8 лет
б) 15-17 лет
в) 10-12 лет
10. Укажите формы физического воспитания, применяемые при работе с детьми в лагере:
а) физкультурные мероприятия в режиме дня
б) отрядная физкультурная работа
в) спортивно-массовая работа
г) учебно-тренировочные занятия кружков (центров), команд по разным видам спорта
д) лечебная физическая культура
е) профилактическая деятельность
11. Назовите 6 основных этапов подготовки КТД, дополнив список и расставив этапы по порядку:
а) этап оповещения
б) этап распределения поручений
в) этап задумки
г) этап начальной организации
д)
е)
Приложение 2
Организация творческого отрядного дела (проекта)[2]
Требования к проекту:
-разрабатывается, реализуется непосредственно в период обучения в Инструктивно-методическом лагере;
-моделирует один из аспектов взаимодействия вожатого с детским коллективом в области образовательных, творческих, спортивных и других отрядных дел;
-результаты проекта (проектный продукт) презентуется в рамках программы Инструктивно-методического лагеря;
Задание А: Исходя из приведенного примерного перечня творческих отрядных дел, определите тематику вашего проекта, составьте его сценарий
Академия: веселых наук, вежливости, всезнаек | Коллаж |
Аукцион: знаний, талантов, идей, памятных вещей, музыкальный | Капустник |
Бой: ораторов, организаторов, эрудитов | Квартирник |
Базар: пословиц, поговорок, головоломок | Лаборатория: творческая, открытая, проблем |
Бумеранг: песен, игр, идей, математический | Литературная дуэль |
Бал: литературных героев, близнецов, цветов | Лагерь приключений |
Банк: идей, информационный, методический | Марафон: музыкальный, танцевальный, сказочный, милосердия |
Вечер: легенд, забавных историй, разгаданных и неразгаданных тайн, знакомств, вопросов и ответов, сюрпризов, путешествий, сказок, литературный, у костра | Музей: живых картин, памятных вещей, воспоминаний |
Встреча: берендеев, интересных людей, знатоков, ровесников, коллекционеров, за круглым столом | Магазин: добрых слов, советов |
Выставка: поделок, рисунков, цветов | Мозаика: имен, достижений |
День: рождения мальчиков/девочек, фантазеров, сказочных приключений, сюрпризов, этикета, здоровья, знаний | Неделя: открытий, понимания, дружбы, рекордов |
Диалог: с веком, двоих, с историей, с учителем, с учеником | Остров: приключений, таинственный, сокровищ, мечты, находок |
Девичник | Праздник |
Дискотека | Портфель: загадок, идей, легенд |
Дебаты | Пресс-конференция |
Дискуссия | Поединок: фантазеров, творческих идей |
Десант: НЛО, трудовой, лесной, экологический | Пир, посиделки |
Ералаш: событий, видеопрограмм | Перекресток мнений |
Живая газета | Ринг: музыкальный, творческий |
Журнал: эстафета, туриста, эколога | Разговор: при свечах, по душам, у костра, по |
Защита проекта | Рынок: идей |
Интеллектуальный бой | Спартакиада |
Игра | Съезд: волшебников, ученых, инопланетян |
Клуб: сказок, вопросов, общения, интересных встреч, путешественников, актива | Свечка |
Конкурс | Турнир: знатоков, умельцев |
Карнавал | Устный журнал |
Кубик | Фестиваль: КВН, спорта, творчества |
Калейдоскоп: идей, знаний | Шкатулка: мудрости, поэтическая, музыкальная |
Задание Б: Спроектируйте алгоритм подготовки к творческому отрядному делу, используя схему:
Организационный этап
Форма мероприятия_______________________________________________________________
Название________________________________________________________________________
Возраст и половая категория участников (мальчики, девочки, смешанная) ________________
Место проведения ________________________________________________________________
Цель____________________________________________________________________________
Планируемые результаты _________________________________________________________
Информация (реклама) о мероприятии ______________________________________________
Ведущие, действующие лица ______________________________________________________
Ресурсы (реквизит, оргтехника, канцтовары) _________________________________________
Содержательный этап
Настройка зала __________________________________________________________________
Завязка действия (интрига и мотивация участников, постановка задачи, которая должна привести к необычному результату) ________________________________________________
Развитие действия (деятельность каждого участника) _________________________________
Кульминация (особенности логического завершения мероприятия, достижение цели, эмоциональная точка) ____________________________________________________________
Финал _________________________________________________________________________
Задание В: реализуйте проект, подготовьте творческую презентацию, оцените его основные результаты
Приложение 3
Задание: На протяжении всего инструктивно-методического лагеря заполняйте таблицу особенностей работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возрастов и разновозрастных отрядах. В период летней практики вноси практические наблюдения за поведением детей в раздел "Примечания", корректируйте в соответствии с ними свою деятельность
Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет) | |||
Особенности физического развития | Особенности психологического развития | Советы вожатому | Примечания |
Развитие детей среднего возраста (9-11 лет) | |||
Особенности физического развития | Особенности психологического развития | Советы вожатому | Примечания |
Развитие подростков (12-14 лет) | |||
Особенности физического развития | Особенности психологического развития | Советы вожатому | Примечания |
Развитие старших подростков (14-16 лет) | |||
Особенности физического развития | Особенности психологического развития | Советы вожатому | Примечания |
Приложение 4
Задание: Спроектируйте педагогические ситуации, которые могут возникнуть в лагере с детьми разного возраста. Обменяйтесь ситуациями с одногруппниками. Предложите свои варианты решения проблемных ситуаций. Представьте одно из решений в творческой форме
Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет) | |
Прогнозируемые ситуации | Варианты решения |
Развитие детей среднего возраста (9-11 лет) | |
Прогнозируемые ситуации | Варианты решения |
Развитие подростков (12-14 лет) | |
Прогнозируемые ситуации | Варианты решения |
Развитие старших подростков (14-16 лет) | |
Прогнозируемые ситуации | Варианты решения |
Приложение 5
Отряд (название)___________________________
Девиз_____________________________________
Возраст детей______________________________
Состав органов самоуправления______________
№ | ФИО ребенка | Дата рождения | Интересы, увлечения | В каких видах деятельности, мероприятиях участвовал в течение смены | Состояние здоровья | Уровень социального, психологического благополучия ребенка |
Приложение 6
План-сетка мероприятий на 1 смену
Число | Ключевые дела в лагере | Отрядные дела |
Приложение 7
Примерная схема отчета о летней педагогической практике
1. Характеристика отряда: возраст, психологические, физиологические, возрастные особенности детей.
2. Умения и навыки детей в различных видах деятельности, проявившиеся в начале смены.
3. Умения, приобретенные детьми в ДОЛ за смену.
4. Уровень реализации поставленных целей и задач (в формировании временного детского коллектива, в постановке воспитательных целей и задач на смену, в организации воспитательных отрядных и общелагерных мероприятий, в изучении межличностного общения детей и.т.д.).
5. Анализ успешности, эффективности видов деятельности:
- работа с активом отряда;
- общественно-полезные дела отряда;
- система постоянных и временных поручений;
- формы индивидуальной работы;
- КТД, методика общения, методика дискуссий.
6. Творческий педагогический поиск: найденные и опробованные на практике оригинальные приемы воспитания, формы организации летнего отдыха детей и труда подростков в современных условиях.
7. Трудности в организации работы с детьми, в общении с педагогическим коллективом лагеря.
8. Какими знаниями, умениями обогатился студент в процессе подготовки и проведения практики. Что дала практика для становления студента как педагога и психолога?
[1] Использованы материалы статьи: Программа школы подготовки молодых специалистов сферы отдыха и оздоровления детей и молодежи "Я-ПРОФИ"//Сборник методических материалов студенческих педагогических отрядов по организации отдыха детей, подростков и молодежи.- Ижевск, 2014. - С.27-31
[2] Использованы материалы статьи: Подготовка вожатых, или чему и как учить вожатых // Сборник методических материалов студенческих педагогических отрядов по организации отдыха детей, подростков и молодежи.- Ижевск, 2014. - С.6-119