Дисграфиков и дислексиков и материал для обследования
1. Слух
а) Слышит ли громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит, отметить, на каком расстоянии слышит.
б) Слышит ли шепотную речь на расстоянии от 1 до 6 м на оба уха?
Слова для проверки дать те же.
При проверке слуха логопед поворачивает ученика спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.
2. Понимание речи
а) Заставить ученика выполнить приказание, на пример поставить стул к столу, взять со стола книгу, поскакать на одной ноге.
б) Указать предметы, нарисованные на картинке и названные логопедом.
в) Понимает ли ученик вопросы логопеда, связанные с содержанием картинки?
Простая картинка.
1. Куда идут рыбаки?
2. Что делают рыбаки?
3. Что поймали рыбаки?
г) Ответы на вопросы по содержанию прочитанного учеником рассказа. (Если ученик еще не умеет читать, рассказ читается логопед.)
Случай на реке
Пришла зима. Выпал снег. Мороз ещё не очень сильный, но река покрылась льдом. Ребята прибежали на речку кататься на коньках. Шутки, смех, веселье. Вдруг под Федей затрещал лёд. Федя провалился в воду. Дети стали кричать. На их крик прибежали взрослые. Они спасли мальчика.
3. Речь ребенка (выявление словаря ребенка)
а) Название предметов по картинкам. Одно временно отмечается правильность структуры слова.
б) Выявление структуры фразы; ученик повторяет фразы за логопедом.
Наша школа новая.
Пастух гонит стадо в поле.
Кошка спит на диване.
В саду
4. Самостоятельный рассказ по несложной картинке
5. Составление рассказапо данным словам
Летом
Утро. Дети. Жучка. Корзинка. Лес. Грибы. Белка. Собака. Сосна.
Помощница
Мама. Болезнь. Лежит. Дочка. Любит. Тряпка. Ведро. Вода. Чисто. Бабушка. Спасибо. Рада.
6. Пересказ прочитанного
Две козы
На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны стояла высокая гора. С другой стороны была глубокая пропасть.
Остановились козы: что им делать? Тогда одна коза легла и плотно прижалась к земле. Другая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой.
Пожарная собака
Собак приучают спасать детей во время пожара. Одна собака спасла двенадцать детей. Её звали Боб.
Один раз загорелся дом. В доме осталась маленькая девочка. Пожарные послали Боба. Боб через минуту вынес из дома девочку. Мать плакала от радости. Все ласкали Боба, а он рвался опять в дом.
Его пустили, и он быстро скрылся в огне. Смотрят — Боб тащит в зубах ещё ребёнка. Потом увидели, что это была большая кукла.
7. Фонетическая сторона речи
Какие звуки отсутствуют? Проверяется сначала в отраженной речи на словах.
шапка мышка душ
жук ёжик
щука ящик плащ
чай мячик грач
сани оса нос
зайка ваза
цапля улица кузнец
рыба ворона пионер
рис три фонарь
лодка кукла стол
липа клетка пыль
банка барабан
дом вода
гуси нога
яма баян Зоя
юбка июнь пою
ели поезд боец
ёлка клён бельё
тётя тесто няня мясо
день Дима Нина миска
Проверка самостоятельного звукопроизношения по картинкам (использовать картинки: ваза, жук, мак, клубок, замок).
8. Фонематический слух (правильность восприятия звука, слога, слова, фразы)
а) Анализ фразы, слова, слога.
Назвать в предложении первое, второе, третье слово.
Назвать в слове первый, второй третий слоги.
Назвать в слове первый, второй, третий звуки.
б) Повторение слов с оппозиционными звуками.
рак — лак усы — уши коза — кожа
бочка — почка дочка — точка гора — кора
в) Повторение слогов с оппозиционными звуками.
са—ша са—ша—ша—са
за—жа за—жа—жа—за
ла—ра ла—ра—ра—ла
ба—па ба—па—па—ба
да—та да—та—та—да
га—ка га—ка—ка—га
г) Придумывание слов на любой указанный звук, стоящий в начале слова.
Нахождение картинки на указанный звук.
9. Чтение
1) Узнавание названных букв в алфавите:
Аа, Бб,Вв, Гг, Ее, Жж, Зз, Ии, Кк, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, Ээ, Юю, Яя.
Какие буквы смешивает и с какими?
2) Чтение отдельных слогов; отметить — сливает ли сразу звуко-буквы или набирает по буквам.
ма ам па ап та ат ша аш
мо ом по оп то от шо ош
му ум пу уп ту ут уш шу
3) Чтение слов побуквенное, слоговое.
Читает ли только короткие слова или делает даже в них ошибки? Характер ошибок: перестановка и пропуски букв и слогов (отметить, каких).
Смешение букв и слогов (каких).
Чтение более длинных и сложных слов.
Искажение окончаний слов, чтение по догадке.
Правильно ли ставит ударение? Понимает ли прочитанное? (после чтения должен показать соответствующую картинку).
4) Чтение текста: беглое, четкое, смазанное, зеркальное.
Понимание прочитанного текста.
За грибами
Дети ходили по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Выпил на полянку, сели и стали считать грибы. Но вдруг в кустах что-то зашумело. Дет1 испугались. Бросили грибы и убежали. Они думали, что это волк. А это бы серый заяц.
10. Письмо
1) Списывание с печатного текста. Понимает ли написанное?
В лагере
Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Мы отдаём их нашему повару. Он готовит из них очень вкусный грибной суп.
2) Умеет ли писать буквы, не смешивает ли буквы, сходные по написанию, и какие?
3) Письмо отдельных слогов с оппозиционными звуками под диктовку.
са—ша са—ца ла—ра га—ка
за—жа са—ча ба—па ва—фа
ча—ца са—ща да—та са—за
4) Письмо простых слов с предварительным звуковым анализом под диктовку.
мак | каша | елка | пила | дети |
усы | мята | Лёня | лето | рыба |
яма | Рома | люди | утка | белка |
ива | Шура | юбка | ваза | норка |
5) Письмо простых слов под диктовку без предварительного звукового анализа.
шуба | сажа | салат | тень |
боты | дети | маяк | конь |
Галя | Яша | майка | день |
6) Письмо под диктовку слов со стечением согласных.
стол крик спит двойка
волк змея грибы стрелка
глаза блюдо стрижи скворец
книга лист стакан встреча
7) Самостоятельное письмо отдельных слов; написать названия картинок.
8) Письмо предложений под диктовку.
Таня носит воду. Коля удит рыбу. Дружок сторожит дом. Дети играют в прятки. Собака лежит у крыльца. Вчера весь день шёл снег. Мальчик катается на коньках.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Раздел первый
УСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЛОВАМ
Анализ предложений в два слова
Анализ предложений в три слова
Анализ предложений в четыре слова
Раздел второй
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Игровой материал
Слова в один слог
Составление слов из слогов
Складывание слов из слогов-карточек
Чтение предложений со словами в два слога....
Чтение рассказов по слогам
Слова в три слога
Чтение предложений со словами в три слога
Слова в четыре слога
Чтение предложений со словами в четыре слога
Чтение стихотворений и рассказов по слогам
Самостоятельное деление слов на слоги
Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги
Чтение стихотворений и самостоятельное деление их на слоги
Чтение рассказов с самостоятельным делением на слоги
Дописывание слов по картинке
Раздел третий
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
Нахождение первого звука в слове по картинке
Запоминание и повторение рядов звуков и слогов
Выделение в словах гласных звуков а, о, у, ы, и.
Выделение звука а
Выделение звука о
Выделение звука у
Выделение звука ы
Выделение звука и
Выделение согласных по картинкам
Выделение и дифференциация звуков с—ш
Выделение и дифференциация звуков з—ж
Выделение и дифференциация звуков с—з
Выделение и дифференциация звуков ш—ж
Выделение и дифференциация звуков ц—ч
Выделение и дифференциация звуков к—г
Выделение и дифференциация звуков п—б
Выделение и дифференциация звуков т—д
Выделение и дифференциация звуков р—л
Анализ слога по звукам
Анализ слова по звукам.
Нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова
Нахождение звуков в словах со стечением согласных в конце слова
Нахождение звуков в словах со стечением согласных в начале и в конце слова
Преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими
Преобразование слов путем наращения и отнимания звуков и букв
Преобразование слов путем наращения согласных
Звук и буква й
Раздел четвертый
ВЫДЕЛЕНИЕ В СЛОВАХ ГЛАСНЫХ Я Ё, Ю, Е И ОБОЗНАЧЕНИЕ ИМИ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
Выделение буквы я
Выделение буквы ё
Выделение буквы ю
Выделение буквы е
Обозначение мягкости согласного
последующим гласным
Дифференциация а—я, о—ё, у—ю, ы—и
Выделениегласных в рассказах
Упражнения в чтении и письме на деформированном тексте
Деформированный текст с пропущенной буквой
Обозначение мягкости в конце слова при помощи мягкого знака
Обозначение мягкости в конце и середине слова при помощи мягкого знака
Мягкий знак как разделительный знак
Деформированный текст с пропущенным слогом
Деформированный текст с пропущенным словом
Раздел пятый
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИКТАНТОВ С АНАЛИЗОМ
Письмо с применением схемы
Предложения для диктантов с предварительным звуковым анализом
Рассказы для диктантов с предварительным звуковым анализом
Ма териал для контрольных диктантов
Раздел шестой
УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ
Картинки для составления устных и письменных рассказов
Часть вторая
РАЗЛИЧЕНИЕ БУКВ СХОДНЫХ ПО НАЧЕРТАНИЮ
Буквы б-д
Буквы п—т
Буквы л—м
Буквы н-п
Буквы с—е
Часть третья
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ, СОЮЗА И, РОДА И ЧИСЛА
Предложения с союзом и
Предлог на
Предлог у
Предлог в
Предлог к
Предлог по
Предлог под
Предлог от
Предлог из
Предлоги с и со
Предлог за
Разные предлоги
Чтение предложений с предлогами
Чтение и пересказ рассказов с предлогами
Правильное употребление слов он, она, оно
Правильное употребление единственного и
множественного числа в предложении
Диктанты с употреблением разных предлогов
(с предварительным звуковым анализом)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карта обследования детей
с недостатками чтения и письма
Методические замечания к проведению обследования детей дисграфиков и дислексиков и материал для обследования