Особенности проведения муниципальных выборов
Муниципальные выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями(уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Муниципальные выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью муниципальных органов. Избрание депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления рождает ответственность муниципальных органов перед населением.
Термин "муниципальные выборы" был введен в юридическую практику Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этом Федеральном законе данное понятие не определено, однако из его контекста можно сделать вывод, что под муниципальными выборами понимаются выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Представляется, что ключевым для понимания сущности выборов (и не только муниципальных) является их цель. А она, исходя из статьи 32 Конституции Российской Федерации, такова - определение представителей населения, через которых граждане Российской Федерации реализуют (наряду с формами непосредственного волеизъявления) свое право участвовать в управлении делами государства, свои полномочия на осуществление власти народа в государстве.
Проведение выборов предполагает осуществление гражданами Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными и иными общественными объединениями, избирательными комиссиями определенных предусмотренных законодательством действий (избирательных действий) по организации выборов, в частности по формированию системы избирательных комиссий, составлению списков избирателей, нарезке избирательных округов, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.
Муниципальные выборы - форма непосредственного (прямого) волеизъявления граждан, осуществляющегося периодически в соответствии с требованиями, определенными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, и имеющего целью определение представителей населения соответствующего муниципального образования, которые в индивидуальном порядке или в составе коллегиального органа власти решают от имени населения вопросы местного значения, а также иным образом осуществляют местное самоуправление.
Федеральное законодательство устанавливает, что муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления населения при тайном голосовании.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Выделяют следующие виды муниципальных выборов:
-очередные- проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
- досрочные муниципальные выборы- проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.
- повторные муниципальные выборы- проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, либо недействительными.
- дополнительные- назначаются в одномандатном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу.
Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем. Которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.
При проведении муниципальных выборов могут использоваться
- мажоритарная избирательная система
-пропорциональная избирательная система
-смешанная избирательная система.
Необходимо отметить, что муниципальные выборы имеют некоторые особенности.
- в отличие от выборов в органы государственной власти, когда граждане наделяют властными полномочиями лиц, призванных решать важнейшие общегосударственные вопросы, на выборах в органы местного самоуправления избираются лица, к обязанностям которых относится решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований.
- ограничение участия в муниципальных выборах военнослужащих, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума на указанных выборах, референдуме".
Местный референдум
Местный референдум-форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.
Конституция Российской Федерации включила референдум наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России как высшее и непосредственное выражение власти народа (ст. 3), а также в качестве одной из форм непосредственной демократии для осуществления местного самоуправления (ст. 130). Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).
Местный референдум, являясь наряду с референдумом Российской Федерации и референдумами субъектов Российской Федерации составной частью системы референдумов вРоссийской Федерации, посредством которых народ осуществляет свою власть непосредственно, и, имея с ними много общих существенно отличается от них.
Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются, прежде всего, федеральными законами “Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также законами субъектов Российской Федерации о местном референдуме и уставами муниципальных образований.
В выше названных законах закреплено, что другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить указанным федеральным законам.
Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации” установлено, что на местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществлении ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее;
- о принятии или об изменении местного бюджета, исполнение и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором.
Сход граждан.
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Сход граждан может проводиться в целях выдвижения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, расположенного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.