Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
— какие группы вводных слов выделяются по значению;
— какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые;
— как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.
Вводные слова - слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции.
Алгоритм выполнения задания:
1. Проверьте, является ли выделенные слова вводными или схожими с ними по звучанию членами предложения, то есть определите, можно или нельзя их отбросить или удалить из предложения:
— вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми;
— схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми;
2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми
— как будто, словно;
— частицы и некоторые наречия:
авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы
Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
Начало формы
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
В этом задании проверяются знания учащимися трёх пунктограмм:
1. Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
2. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И.
3. Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
· простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
· сложное (в нём две и более грамматические основы).
2. Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:
· если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;
· если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
3. Определите, нужна ли запятая перед союзом И:
· запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И;
· запятая нужна, если предложение сложносочинённое;
· запятая не нужна, если простые предложения в составе сложносочиненного имеют общий второстепенный член.
4. Найдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют:
· если это одиночный союз и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;
· если это двойной союз (как, так и..., не столько, сколько..., не только, но и..., хотя, но...), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;
· если это повторяющиеся союзы и...и, да...да, то...то, ли...ли, или...или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом;
· если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА(= И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами.
5. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно:
· если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.
Конец формы
Синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты
Начало формы
Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: лексические средства выразительности речи (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия).
Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы - слова с противоположным лексическим значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русъ! (Н. А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Возьмем, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить = «создавать какое-либо сооружение», воздушные = «то, что состоит из воздуха», замок = «жилища феодала».
Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания.
В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.
Устаревшие слова - слова, вышедшие из активного употребления.
В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяют:
историзмы - слова, служившие наименованием исчезнувших в наши дни явлений или предметов (камзол, опричник, городовой и т.д.);
архаизмы - устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы (перст = палец, десница = правая рука, чело = лоб).
Просторечные слова - 1) слова, грубо характеризующие предмет речи (дылда, паршиво, облапошить, дрыхнуть, харчи), употребляемые обычно в разговорной речи; 2) слова, лишённые грубости, но неправильно построенные с точки зрения словообразовательных норм русского языка и имеющие в своём составе лишние по сравне
нию с литературными словами приставки или суффиксы (вовнутрь, взаправду, ихний, завсегда, задаром, сгодиться).
Алгоритм выполнения задания:
1. Вспомните, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей.
2. Прочитайте указанные в выборке ответов предложения.
3. Определите, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица.
4. Выберите правильный ответ.
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы