Тема. Дифференциация звуков з — ж
Цель
Закрепить навык различения звуков з — ж в слогах, словах и фразах; продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить составлению предложения по опорным схемам; работать над ударением; учить составлять сюжетный рассказ по опорным картинкам; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто четко повторит за педагогом слова:
жизнь, железо, желтизна
залежи, зажать, забежать
задолжать, заслужить, задержать
заржать, заряжать, закружить
II. Педагог спрашивает, о каких звуках сегодня пойдет речь.
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Установление сходства и различия между звуками.
Речевая зарядка:
а) жа—за—жо—зо зы—жи—зу—жу жба—зда—жба ажна—азна аж—аз—ож—оз ыз—иж—уз—уж здо—ждо—здо озда—ожда;
б) дети распределяются на две команды.' 1-я команда поднимает флажок на звук ж, 2-я команда поднимает флажок на звук з.
Игровое упражнение «Запомни и повтори»:
зайка—жаба—замок—жук зонт—пижама—заноза—ножи жук—гвоздик—дождик—таз ваза—ежевика—музыка—ужи лужок—зубы—флажок—возок язык—пожар—закат—прыжок
Дидактическая игра «Измени слово»:
залей — жалей называть — наживать
зевать — жевать разок — рожок коза — кожа зал — жал
Дидактическая игра «Придумай слова. Назови ударный звук».
Педагог выставляет карточки со слогами за, жа, зы, жи.
Дети придумывают слова и называют ударный звук:
за — ваза, замок, завод, забор, коза, заноза, заболеть
жа — жало, жара, лёжа, кожа, жаба, пижама, ежата, жаба
зы— розы, тазы, грозы, языки, музыка, козы, берёзы, морозы, пузырёк
жи— лежи, ужи, ежb, ножи, лыжи, покажи, живот, жила, жираф
Придумывание детьми к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки и включающих звуки Ж— 3.
III. Физ.минутка
Составление детьми предложений по опорным схемам (3 варианта): Составление сюжетного рассказа по следующим картинкам: подберёзовик, гнездо, жаворонок, лес, берёза, жуки, мальчик, девочка, зонт.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков ж— ш
Закрепить навык различения звуков ж — шв слогах, словах, фразах; учить определять позицию звуков в словах, образовывать притяжательные прилагательные, продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных; учить подбору к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки; работать с интонацией; развивать навыки пересказа, закрепить представления о правиле написания жи — шиучить преобразовывать слова, печатать предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками ж, ши определит позицию звука в слове.
II. Педагог задает вопрос, о каких звуках сегодня пойдет речь.
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков. Установление сходства между ними.
Развитие фонематического слуха.
а) игра «Светофор». Дети поднимают светофор, если услышат слог со звуком ш. Педагог называет слоги: жа—ша—шло—ужл—ижл—ошл—же—шу—шо и т.д.;
б) игра «Колокольчик». Дети поднимают колокольчик, если услышат в словах, которые называет педагог, звук ж.
Дети выполняют задание: назвать картинки со звуками ш, ж и определить ударный звук.
Дидактическая игра «Измени звук». Словарный материал:
шитьё— житьё жалить — ...
наживка — ... тужить — ...
шило— ... мажет— ...
скажу—... шить—...
Луша — ... уши — ...
шар — ...
Образование притяжательных прилагательных. Дети должны ответить на вопросы: чей хвост? (Лошади, медведя.) Чьи лапы? Чьи ноги? Чьё ухо? Чья морда? И т. д.
Правописание сомнительных согласных в словах, например: гараж, пляж, морж:, нож, уж, ёж.
Подбор к схемам слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов и включающих звуки ш, ж, например:
а) машина, жук, шишка, жёлуди, гараж:, шипы, шина;
б) шумит, жужжит, бежит, дышат, жалеть, мешать, слушать, шить, жить, шуршать;
в) жёлтый, пушистый, шелковистый, оранжевый, желанный, смешной, шустрый.
9. Составление предложений по схемам. Работа над интонацией.
Пересказ рассказа «Живой уголок».
Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Закрепление правописания жи, ши. На столах у детей карточки с пропущенной гласной буквой и. Дети вставляют пропущенную букву.
Словарный материал:
маш...на, ш...на, нож..., уж...н, уж..., уш..., мыш..., ош...бка, еж..., луж..., ш...ло.
Преобразование слов: уши— ужи — лужи — лужа.
Печатание предложений.
Женя моет уши. Маша вяжет жакет. Мыши живут в саду. У ежихи ежата. Кошка бежит с котятами.
III.Подведение итога занятия.
Тема. Звук р
Цель
Закрепить навык произношения звука р в слогах, словах, фразах; учить определять слог по счету; согласовывать числительные с существительными, проводить звукосло-говой анализ слов; работать над предложением, формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова, состоящие из одного, двух, трех слогов и обозначающие названия животных.
II.Отгадывание звука по описанию.
Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.
Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке р.)
Характеристика звука.
Речевая зарядка:
тра—тро—тру—тры пра—про—пру—пры стра—стро—стру—стры
Ра-ра-ра — рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро — роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру — руки, ружья, кенгуру.
Ры-ры-ры — рыба, рынок, рыжик, рысь.
На столах у детей картинки. Ребенок должен назвать картинку и сказать, который по счету слог со звуком р.
Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Много».
Игровое упражнение «Составь слово».
Педагог называет 1-й слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка.
Словарный материал:
кар(точка) чёр(точка) трос(точка) коф(точка) кур(точка) фор(точка)
Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук р».
Словарный материал:
ковать — кровать кошка — крошка топка — тропка каска — краска тушу — трушу пост — прост
дама — драма тут — труд
Звукослоговой анализ слов (работа со схемами):
рыба рыбак прутик
Дидактическая игра «Придумай предложение». Педагог выставляет на доске схему, а дети, используя каждый свою картинку, составляют предложение.
III.Физкультминутка.
На болоте две лягушки, две зелёные подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзья — физкульт привет!
IV. Пересказ рассказа «Утро».
V. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков р — р'
Цель
Закрепить навык различения звуков р — р' в слогах, словах, фразах; учить образованию относительных прилагательных, подбору родственных слов, подбору слов к схемам; работать над предложением; формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, внимание, память.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет имя мальчика или девочки, в котором встречается звук р или р’.
II. Педагог спрашивает, догадались ли дети, о каких звуках сегодня пойдет речь (о звуках р, р').
1. Артикуляция звуков.
2. Характеристика звуков.
3. Речевая зарядка:
ра—ро—ру—ры ря—ре—рю—ри ар—ор—ур—up арь—орь—урь—ирь
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ро-ро-ро — у нас новое ведро.
Ры-ры-ры — у мальчика шары.
Ре-ре-ре — стоит домик на горе.
Ри-ри-ри — на ветках снегири.
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.
4. Развитие фонематического слуха. Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, если слышали слово, в котором есть звук р'.
Словарный материал: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.
5. Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
метка — мерка кепка — репка ночка — норка лепка — репка
голод — город Лёва — рёва маска — марка Федька — редька
банан — баран лейка — рейка гонка — горка печка — речка
6. Образование относительных прилагательных. Словарный материал:
трикотаж — костюм какой? — трикотажный черешня — сироп какой? — черешневый берёза — сок какой? — берёзовый шерсть — свитер какой? — шерстяной арбуз — корка какая? — арбузная перец — пластырь какой? — перцовый драп — пальто какое? — драповое гриб— суп какой?— грибной
7. Игровое упражнение «Придумай слова, используя слоги ра, ру, ри, ря». Например:
ра— ракета, рама, работа, барабан, пирамида, парашют, фара.
РУ - ручей, рука, рукав, румяна, рубашка/кенгуру
ри— курица, рисунок, коридор, фонарик, перина, сухари, пузыри
ря — моря, заря, коряга, порядок, рябина, буря
8. Подбор родственных слов.
Спорт— спортсмен, спортсменка, спортивный, спортзал, спортплощадка, спорттовары, спортлото.
9. Подбор к схемам слов со звуками р, р'.
III.Физкультминутка.
IV.Составление предложений с заданными словами, например:
рыба, море, в, плавать; шар, подарить, красивый, Рита; пирог, бабушка, приготовить, ароматный; ворона, прыгать, по, чёрная, дорога; зоопарк, полосатая, ребята, в, зебра, видеть; груша, на, персик, расти, гранат, дерево; ранняя, распустилась, весна, черёмуха, белая; огурец, на, горький, грядка, вырос; красногрудые, деревня, прилетать, в, снегири.
V. Составление схем к предложениям (к 2—3 предложениям).
VI.Пересказ рассказа «Кормушка для птиц».
VII.Подведение итога занятия.
Тема. Буква р
Цель
Познакомить с буквой; учить преобразовывать слова, определять ударный звук, отгадывать ребус, кроссворд, составлять слова по первому звуку, печатать слова, предложения; развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками р, р' и определит ударный звук в них.
II.Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прописывание в воздухе.
Печатание буквы в тетрадях.
III.Дидактическая игра «Слово рассыпалось». Словарный материал:
к, р, а; у, р, к, а;
т, а, р, а, п;
а, м, р, а;
я, б, р, у; р, е, о, м;
о, р, з, а; ы, р, у, к;
а, п, р, е; р, м, е, к;
к, е, а, р; б, а, ы, к, р.
IV. Дидактическая игра «Отгадай слово» (ребусы).
Словарный материал:
Г (роза) (рыба) К
Мо (розы) (шар) Ф
Черё (муха) Бар (сук) (гриб) ник (пар) ник
V. Игровое упражнение «Отгадай название сказки, сказочного героя» (отгадывание по первому звуку в слове).
Словарный материал: Чебурашка, Снегурочка, репка, Буратино, Карлсон.
VI.Преобразование слов: козы — косы — росы — розы.
VII.Дидактическое упражнение «Из букв данного слова (картошка) составить новые слова» (карта, рак, шар, рот, крот, каша, кошка, арка, штора, каток, ток, кот).
VIII.Физкультминутка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук,
Повернёмся мы вокруг.
IX. Печатание слов и предложений:
а) рука, река, Вера, рыба, карта, парта, шар, крот, роза, гроза;
б) В пруду рак. У реки гроза. В саду растут розы. Ромамоет руки.
X. Разгадывание кроссворда.
В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку всё съедят!
По горам и долам Ходят шуба и кафтан.
Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть— нет головы.
XI. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков р, р' — л, л'
Цель
Закрепить навыки различения звуков р, р'- л, л ' вслогах, словах и фразах; учить различать и называть твердые согласные звуки в словах; образовывать сложные слова; работать с разноприставочными глаголами; учить подбирать родственные слова; работать над предложением; помочь в заучивании скороговорки; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками р, р', л, л’
II.Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Установление сходства.
Установление различия.
III.Игра «Эхо».
Дети, сидящие в первом ряду, называют слоги со звуком р. Дети, сидящие во втором ряду, — слоги со звуком р'. Затем первый ряд называет слоги со звуком л, а второй — со звуком л'.
IV. Речевая зарядка:
Ло-ла-ло — на улице тепло.
Ре-ро-ре — стоит домик на горе.
Ры-ру-ры — нас кусают комары.
Оль-оль-оль — мы купили соль.
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра — тебе спать пора.
V. У детей на столах по две картинки со звуками/», р', л, л'. Ребенок называет картинку, обозначает твердые и мягкие звуки фишками, определяет позицию звука в словах.
VI.Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
бар — бал стал — стар
сварка — свалка дар — дал булки — бурки жарко — жалко
мир — мил тёлка — тёрка
корка — колко
VII.Дидактическая игра «Найди место звуку».
а) Педагог дает задание: «Вставьте в слово, которое я назову, звук». Он должен быть вторым по порядку».
Словарный материал:
кот — крот сок — срок
кошка — крошка пуд — пруд бак — брак койка — кройка
тон — трон битва — бритва;
б) детям предлагается новое задание: «Теперь вторым в слове должен быть звук л».
Словарный материал:
газ — глаз бок — блок пот — плот пан — план сон — слон
VIII. Образование сложных слов.
Лес рубит — ... Рыбу ловит — ...
Стекло режет — ... Зерно сушит — ...
Мыло варит — ... Вверху лазает — ...
Сталь варит — ...
IX.Дидактическое упражнение «Закончи вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу».
Дедушку зовут Лука У него болит (рука).
Друг позвал меня на пир. Ел я торт и чай я (пил).
Вечно плачет этот Лёва Говорят ему: — Ты (рёва).
Рисовал художник ламу И картину вставил в (раму).
Хорошо танцует Валя И её сестрёнка (Варя).
Зреет на кустах малина. Соберёт её (Марина).
X. Работа с разноприставочными глаголами. Чтение рассказа «На реке».
Дети купались. Рома хорошо плавал. Он вошёл в воду и поплыл. Он плыл долго. Рома заплыл далеко и переплыл реку. Потом Рома поплыл обратно. Он доплыл до берега и лёг отдыхать на песок.
Задания:
а) выбрать из рассказа родственные слова (к слову мыл);
б) дополнить предложения недостающим словом:
Рома хорошо... (плавал). Рома долго... (плыл).
Рома далеко ... {заплыл). Рома реку ... (переплыл).
Рома до берега ... (доплыл).
XI. Физкультминутка.
XII.Заучивание скороговорки.
Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису Угостил ирисом.
XIII.Подведение итога занятия.
Тема. Буква ё
Цель
Познакомить с буквой; закрепить навык преобразования слов; закрепить представление о словах, обозначающих действия; работать над предложением; упражнять в пересказе текста; учить читать и печатать слова и предложения; развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова с мягким согласным звуком и скажет, что это за звук.
II. Знакомство с буквой ё.
Е и ё — родные сестры.
Различать сестер не просто.
Но у буквы ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
Прописывание в воздухе.
Печатание буквы в тетрадях.
Преобразование слогов.
Преобразование слов.
Дети выкладывают слово нос. Уточняется значение слова. Дети дают характеристику согласному звуку н. Звук о заменяется звуком ё. Дети читают слово, объясняют его значение, дают характеристику звука н'.
Аналогичная работа проводится со словами воз — вёз, вол — вёл.
Дидактическая игра «Слово рассыпалось». Словарный материал:
р, ш, ё — ёрш а, ё, к, л — ёлка
и, ё, к, ж — ёжик
Логопед вывешивает таблицу. Вызванный ребенок дописывает слово, обозначающее действие:
да ... (ёт) бе ... (рёт) кла ... (дёт) жу...(ёт) по ... (ёт) жи ... (вёт) цве ... (тё'т) не ... (сёт) ве ... (зёт) и ... (дёт)
Придумывание предложений со словами, обозначающими действия.
Составление схем (2—3) к придуманным предложениям.
Пересказ рассказа «Ёжик».
Алёша шёл лесом. За ним бежал Бобик. Бобик залаял. Алёша увидел ёжика. Ёжик лежал около ёлки. Алёша положил ёжика в кепку. Долго ёжик жил у Алёши.
Ответы на вопросы к тексту.
Чтение с установкой на запоминание.
Пересказ.
Ш. Физкультминутка.
IV.Чтение предложений.
Около утки утёнок. Лёва несёт котёнка. У козы козлёнок.
V. Печатание слов:
мёд, пёс, тётя, утёнок, котёнок, василёк.
VI.Чтение и печатание рассказа «Самолёт».
У Лёвы папа пилот. Он водит самолёт. Самолёт летит высоко.
VII.Подведение итога занятия.
Тема. Звук й, буква й
Цель
Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звука в словах; работать над предложением; учить преобразованию слов, печатанию слов под диктовку; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто повторит слова майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка и др.
II. Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь (о звуке й).
1. Характеристика звука й: этот звук согласный, краткий, звук й бывает только после гласного звука. Он всегда мягкий.
2. Речевая зарядка:
Ай—ой—уй—ий ий—ай—уй—ой
ой—уй—ий—ай уй—ий—ай—ой
Ой—ой—ой — песню дружно пой.
Ай—йи—йи — во дворе стоит сарай.
Уй—уй—уй— на чай скорей подуй.
3. Дидактическая игра «Светофор».
Дети поднимают синий светофор, если услышали слово со звуком й. ;
Словарный материал:
май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика. Незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.
4. Игровое упражнение «Измени слово так, чтобы в нем был звук н»:
заяц — зайка сараи — сарай
герои — герой зима — зимой
ульи — улей пить — пейте,
лить— лейка змеи — змей
5. «Занимательные вопросы»:
а) какой вы знаете полезный напиток? (Чай.);
б) как называется водоплавающая птица? (Чайка.);
в) как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (Сарай.);
г) необходимая принадлежность для игры в хоккей? (Шайба.);
д) как вскрикивают от испуга? (Аи!). .,.-..„
6. Педагог вывешивает картинки: чайка, яйца, трамвай, чай, троллейбус, линейка, майка. Дает задания:
а) определить позицию звука й в каждом слове;
б) составить предложения с этими словами;
в) составить схемы предложений и слов.
III. Физкультминутка.
IV. Знакомство с буквой й.
Букву й зовут и «кратким».
Й как и в твоей тетрадке.
Чтобы й не путать с и,
Сверху галочку пиши.
V. Преобразование слов:
сараи — сарай, герои — герой, трамваи — трамвай
VI.Печатание слов:
мой, твой, йод, лейка, улей, змей, зайка, майка, стройка.
VII. Подведение итога занятия.
Тема. Звук й. Буква й
Цель
Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах, учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных; упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки: работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений: развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто повторит цепочку слов: каравай—край—улей двойка—воробей—лейка
линейка—попугай—стройка герой—змей—трамвай попугай—балалайка—скамейка зайка—майка—сарай копейка—клей—чайка скамейка—стройка—тройка
II. Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.
Уточнение артикуляции звука и его характеристика.
Речевая зарядка.
Ой-ой-ой — дядя наш герой.
Ай-ай-ай — испекли мы каравай.
Ей-ей-ей — на ветке воробей.
У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.
Дидактическая игра «Чего не стало?».
Дидактическое упражнение: «Назови слова, в которых встречается звук й».
Это мой карандаш. Лайка лежит под скамейкой. Майя купила клей.
Андрей наловил пескарей. Зайка сидит под ивой. Мой дядя герой.
Игровое упражнение «Придумай слово».
Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.
Дидактическая игра «Составь предложения».
Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.
чтение слов: (С, М, Г,З) -айка
Игровое упражнение «Вставь пропущенную букву»: сара... за...ка ма...ка я...цо ле...ка ша...ба уле... зме...
лентя... трамва... стро...ка ма... попуга...
III.Физкультминутка
IV.Печатание предложений:
Мой руки и шею. Едет трамвай. Это твоя майка. У Маши линейка. Андрей взял клей. Уйди с мостовой. В красивой клетке попугай.
V. Дидактическое упражнение. Из букв слова трамвай требуется составить новые слова (май, рама, трава, вата, март, там, рай, айва, аи...).
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ч. Буква ч
Цель
Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать навыки словообразования (отчества лиц мужского пола); работать над предложениями; учить составлять сюжетный рассказ по серии картинок; познакомить с буквой ч; учить преобразованию слов; познакомить с правописанием гласных а, у после ч; учить печатанию слов; развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет звуки в словах каша, ужи, село, жаба, весна, карта, балка, полка, угол, стол, рыба.
II.Знакомство с новым материалом.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)
Педагог спрашивает: «Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить?» (О звуке ч)
Артикуляция звука.
Характеристика звука.
Речевая зарядка:
ач—оч—уч—ич
ча—чо—чу—чи
Ача—очо—учу—ичи
Чна—чно—чну—чни
Ча—ча—ча — мы увидели грача.
Чу—чу—чу — молоточком я стучу.
Чо—чо—чо — греет солнце горячо.
Чи—чи—чи — вкусны пироги в печи.
Оч—оч—оч — наступила ночь.
Дидактическая игра «Скажи ласково». Словарный материал:
ложка—... чашка—... пуговица—...вилка—... пенёк—... кувшин—...
носок— ... замок— ... стакан— ...
нож—... блюдце—... чайник—...
мяч—... белка—... собака—...
Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
враг — врач грамм — грач
тайник — чайник ткань — ткач клюв — ключ гайка — чайка
план — плачь мел — меч
тёлка — чёлка кашка — чашка
басы — часы
III.Дидактическое упражнение «Назови отчество сына».
У Глеба — сын Глебович У Ивана — сын... У Петра — сын ...
У Сергея — сын ... У Андрея — сын ... У Бориса — сын ...
У Павла — сын... У Василия — сын ... У Кузьмы — сын ...
Дидактическая игра «Закончи предложение» (по картинкам).
По небу плывут ... (тучи). Вася нарисовал ... (чайку).
Маша надела ... (чулки). На столе стоят ... (чашки).
На стене висят ... (часы).
Составление сюжетного рассказа «Разбитый чайник» по серии картинок.
IV.Физкультминутка.
Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так.
Налево раз, направо два.
Мы тоже можем так.
Тик-так-тик-так.
V. Знакомство с буквой ч.
Да, мы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрою, друзья,
Букву путать нам нельзя.
Показ буквы ч.
Печатание буквы ч.
Преобразование слов:
дачка—качка—пачка—тачка—точка—почка—ночка—кочка— кучка.
Знакомство с правилом правописания ча, чу. В слоге ча — после ч пиши букву а.
В слоге чу — после ч пиши букву у.
Логопед вывешивает слоги ча, чу. Дети придумывают слова с этими слогами и записывают их в тетрадь.
Печатание слов под диктовку:
чай, чашка, чудо, чулок, улечу, чайки, качу, часы.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ч. Буква ч
Цель
Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах, фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сравнительные наречия; подбирать родственные слова, слова к схемам, составлять слова; работать над предложением, закрепить навык пересказывания; учить печатать предложения; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слово со звуком ч и назовет слог со звуком ч.
II. Повторение пройденного.
Артикуляция звука ч.
Характеристика звука.
Речевая зарядка:
ач—оч—уч уч—оч—ач чо—чу—ча ча—чу—чо
чи—ча—чу ча—чу—чи
Ча—ча—ча — горит в комнате свеча.
Чо—чо—чо — стало очень горячо.
Чи—чи—чи — калачи горячи.
III.Дидактические игра «Скажи ласково». Словарный материал:
бак—бачок—бачочек бык—бычок—бычочек бок—бочок—бочочек
сук—сучок—сучочек лак—лачок—лачочек крюк—крючок—крючочек знак—значок—значочек внук—внучок—внучочек
Образование сравнительных наречий: Я говорю громко, а вы еще громче.
легко—легче ярко—ярче мягко—мягче круто—круче
громко—громче коротко—короче мелко—мельче
звонко—звонче жарко—жарче богато—богаче
Подбор родственных слов:
час — часы — часовой — часовщик — часто — частушки.
Подбор слов к схемам.
IV Дидактическая игра «Собери слово из слогов». Словарный материал:
ки, чул чёт, те ки, ча чок, бы дак, чу сы, ча лан, чу ка, поч ка, точ чок, су
Составление предложений по картинкам.
Пересказ рассказа «Чижик».
V. Физкультминутка.
VI.Печатание предложений.
Верочка ловит бабочку. Ниночку лечит врач. Леночка надела чулки. Папочка чинит часы. Девочка играет с мячом. Мальчики бегут на речку. Грач нашёл червячка. Веточка от основания до кончика усеяна почками.
VII.Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков ч— т'
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков ч — т' в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов; учить составлять слова; подбирать слова к схемам; работать над предложением; закрепить навыки пересказывания, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуком ч, т или т'.
II. Повторение пройденного.
Уточнение артикуляции звуков и их характеристики.
Установление сходства (согласные, глухие) и различия (на звук ч язык находится за верхними зубами, губы «трубочкой», при звуке /я' язык ударяется о верхние зубы, а губы в улыбке) между звуками.
Речевая зарядка.
Логопед называет слог со звуком т или т', а дети называют слог со звуком ч, и наоборот. Словарный материал:
та—ча чо—то ать—ач
То—чо чу—ту оть—оч
ту—чу ча—та уть—уч
Ты—чи чи—ти итъ—ич
Дидактическая игра «Собери букет».
У детей картинки с изображениями цветков черемухи и тюльпана. К картинке с черемухой дети подбирают картинки-лепестки со звуком ч, а к картинке с тюльпаном — картинки-лепестки со звуком т или т'.
Подбор родственных слов:
учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учение, учёба, учебник, училище, учащиеся.
Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
мяч — мять печка — Петька
речка — редька печь — петь
вечер — ветер зачем — затем
ткач — ткать честно — тесно
Дидактическая игра «Собери слово из слогов» или «Слоги перепутались».
Словарный материал:
бач, тру та, меч тан, ни, ка
та, поч ча, ту тать, ни
ка, тач чик, лёт чать, ка
теч, an, ка ка, птич
У детей на столах картинки. Ребенок называет картинку, которая подходит к заданной схеме.
Придумывание предложений по картинкам (см. пункт 8).
III.Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп. Сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
IV. Пересказ рассказа «Синичка».
Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес, выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.
Чтение с установкой на запоминание.
Пересказ.
V. Ребус.
часть - ь + ушко - о + и = ? (Частушки.)
VI.Дидактическое упражнение «Из букв слова частушки составьте новые слова» (ушки, час, шутка, сутки, шут, сук, куст, ус, уши, кит, так, стук, туча, такси).
VII.Подведение итога занятия.
Тема. Буква мягкий знак (ь)
Цель
Познакомить с буквой ь; учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов, чтению таблиц, печатанию слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто повторит за педагогом слова пыль, уголь,пень, конь, букварь, кровать, карась, тополь, окунь, корь, огонь,зверь, олень, гусь.
II. Знакомство с новым материалом. Педагог обращается кдетям:
Сегодня мы будем говорить о мягком знаке.
Если последний согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак.
III.Речевая зарядка:
аль—Оль-уль—иль ать—оть~уть—ить ась—ось—усь—ись авь—овь—увь—ивь ань—онъ-унь—инь арь—орь—урь—ирь
Ять-ять-ять — мы пошли гулять. Онь-онь-онь— на лугу пасётся конь.
Арь-арь-арь — читаем мы букварь. Ень-ень-ень— в саду растёт сирень.
IV. Дидактическая игра «Светофор».
Педагог произносит слова. Дети должны поднять зеленый светофор, если услышат, что последний звук в словезвучит мягко.
Словарный материал: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.
V. «Отгадай загадку».
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Спит, или купается,
Всё не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь.)
В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется. (Медведь.)
Кто приходит,
Кто уходит —
Все её за руку водят. (Дверь.)
VI. Знакомство с буквой ь.
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Показ буквы.
VII.Звукослоговой анализ слов:
ел — ель мел — мель угол — уголь
В слове угол 4 звука, 4 буквы. В слове угопь 4 звука, 5 букв.
VIII.Преобразование слов: конь — день — пень.
IX.Чтение таблицы:
X. Физкультминутка
XI.Печатание слов:
ель, конь, пень, день, уголь, карась, окунь, зверь, олень, гусь, корь, кровать.
XII.Печатание предложений.
Наступил день. В пруду плавает окунь. У окна стоит кровать. По лесу бродит олень.
XIII.Подведение итога занятия.