Тема. Звуки к, г. Буквы к, г.
Цель
Закрепить навык различения звуков к, г в слогах, словах, фразах; познакомить с правописанием сомнительных согласных в конце слова; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложением; учить печатать и читать предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет имя (мальчика или девочки) со звуком к или г. (Гена, Кира, Вероника, Катя, Гриша, Клава, Гоша, Костя, Галя, Евдокия и т.д.).
II. Педагог обращается к детям: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?»
1. Детям предлагается сказать, чем похожи звуки и чем различаются.
2. Речевая зарядка. Словарный материал:
Ка—га—ка кы—кы—гы го—ко—го
Кэ—гэ—кэ ку—гу—ку ак—уг—ок
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь слова со звуком г».
Словарный материал: гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, квакать, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак.
4. Правописание сомнительных согласных в конце слова.
Словарный материал:
круг— ... веник— ... прыжок— ...
враг— ... пирог— ... кулак— ...
слог— ... сапог— ... творог— ...
урок — ... флаг — ...
5. Дидактическая игра «Измени слово»:
а) колос — голос б) игра — икра
калина — Галина угол — укол
кости — гости густ — куст
кора — гора гол — кол
III.Физкультминутка.
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз — грибок, два — грибок,
Три — грибок, положил их в кузовок.
6. Дидактическая игра «Собери слово».
У детей на столах карточки, на которых «перепутали cлоги». Дети должны правильно прочитать слова.
Словарный материал: гуси, ком, книга, гости, гудок, гамак, губы, кабан.
7. Звукослоговой анализ слов (см. пункт 6).
8. Дидактическая игра «Составь предложение (по карточкам)».
IV. Чтение предложений.
У Кати сапоги. В саду гамак. У Кости гости.
V. Печатание предложений под диктовку (см. пункт IV).
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ш. (1-е занятие)
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звука ш в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовыванию прилагательных с существительными в косвенных падежах, изменению глаголов по лицам; работать над предложением; учить звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
Ход занятия
I,Организационный момент.
Садится тот, кто назовет звуки в словах ваш, наш, душ, уши, шум, шина, наша, Маша, каша, Даша.
II.Знакомство с новым материалом.
Дети отвечают на вопрос педагога, с каким звуком они сегодня будут знакомиться.
Артикуляция звука.
Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой).
Речевая зарядка.
Ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шу-шу-шу— шубу новую ношу.
Ши-ши-ши — Миша с Машей малыши.
Игровое дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь»:
а)слог со звуком иг. са—шо—жу—ши—шу—ша—сы—ща—шу—чи—жи—ша и т.п.;
б) слово со звуком Ш кушетка, жаворонок, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
Развитие слухового внимания и памяти:
а) игровое упражнение «Выбери из ряда слов такие, в которых встречается звук ш». Словарный материал:
мышка весна ружьё
вещи лягушка машина
жёлуди шапка клещи
самовар кушетка жук
полушубок часовщик шина
щавель петушок жаба;
б) дидактическая игра «Запомни и повтори»:
мишка шишка кошка душ
шина подушка лягушка ловушка
мышь ковш шапка шутка
шашки мешок шкаф пушка
шишка машина шалаш кашка
Изменение глаголов по лицам.
Я иду, и ты ... Я веду, и ты ... Я пою, и ты ... Я плыву, и ты ...
Я несу, и ты ... Я лечу, и ты ... Я беру, и ты ... Я бегу, и ты ...
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
петух— ... шуба— ... шкаф— ... вишня— ... ухо— ... каша— ... муха— ... башня— ...
Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
Алёше подарили (кого?) ... плюшевого мишку. Мы любуемся (кем?)... плюшевым мишкой.
Нам понравился (кто?) ... плюшевый мишка. Мы завяжем бант (кому?) ... плюшевому мишке.
У нас два (кого?) ... плюшевых мишки. Я рассказывал (о ком?) ... о плюшевом мишке.
III.Физкультминутка.
Звукослоговой анализ слов: мышка, мишка.
V. Игровое упражнение «Составь предложение». Два, Алёша, год. — Алёше два года.
Купить, мишка, Алёша. — Алёше купили мишку.
Алёша, у, машина. — У Алёши машина.
Алёша, мишка, катать, на, машина. — Алёша катает Мишку на машине.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ш (2-е занятие)
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звука ш в слогах, словах и фразах; учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных, согласованию прилагательных с существительными; упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложением; заучивание чистоговорки; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто определит ударный звук в словах душ, наш, кошка, мышка, пушка, уши, шишки, шина, кашка и др.
II.Повторение пройденного.
1. Вопросы и задания детям:
Назовите звук, с которым вы знакомились на предыдущем занятии (ш).
Какая артикуляция у звука ш!
Дайте характеристику звука ш.
Назовите слова со звуком ш. Определите место звука в каждом слове.
2. Дидактическое упражнение. Педагог предлагает: «Я буду говорить слова, а вы повторяйте их за мной и называйте звук, который изменил слово»:
мишка мушка кашка пушка мышка мошка Пашка душка Машка кошка пышка Дашка
3. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных:
шкафы— ... вишни— ... лягушки— ... мешки— ... шашки— ... шахматы— ... шубы— ... шины— ... катушки— ...
4. Дидактическая игра «Какое слово я задумала?» (Согласование прилагательных с существительными.)
— Про что можно сказать большой, большая, большие:
кувшин машина подушка
шкаф шапка башмаки
мешок башня шишки
5. Упражнение на употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов:
воля— ... хлеб— ... корова— ...
зима— ... мать— ... солнце— ...
тётя— ... хозяйка— ... штаны— ...
Называние гласных звуков в словах каша, афиша, калоши, малыш, камыш, глупыш, квакушка, кашка, мышка, пушка, шишка, шуба, кошка.
Небылицы.
С другом мы играли в чашки, Вылезла из норки шишка,
Пили чай из белой шашки. На нее упала мышка.
Мы с сестрой посуду шили, Модница надула шубы,
И наряды куклам мыли. Не подходят ей все губы.
Горько плачет бедный шарик, Улетел воздушный Гарик.
III.Физкультминутка.
IV.Звукослоговой анализ слов: уши, шишка.
V. Составление предложений с заданными словами.
Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
В, писать, Маша, школа, буква. Штанишки, Маша, Миша, шить.
VI.Заучивание чисто говорки.
Кукушка кукушонку Шьёт новый капюшон.
Надень, кукушонок, капюшон. Как в капюшоне ты смешон!
VII.Подведение итога занятия.
Тема. Буква ш
Цель
Познакомить с буквой; учить преобразованию слов, подбору слов к схемам; познакомить с правилом правописания ши; учить звукослоговому анализу слов, печатанию слов под диктовку, чтению предложений; развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто определит, сколько в слове слогов.
Словарный материал: душ, кошка, ландыш, катушка, шутка, шуба, камыш, каша, шар, шапка, уши, мыши, шахматы, Маша.
II.Знакомство с буквой ш.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит ш?»
Прорисовывание ш в воздухе.
Печатание буквы.
III.Дидактическая игра «Собери слово».
Словарный материал: пы—ши, ша—ка, ка—кош, на—ши, ши—у, ба—шу, ша—ма, ша—ка, ши—мы.
IV.Преобразование слов: кашка — кошка — мошка — мишка — мышка — мушка — мука.
V. Знакомство с правилом правописания ши.
VI.Подбор слов к схемам.
VII.Физкультминутка.
VIII.Печатание слов под диктовку:
Мишка мыши уши шипы машина
душ каша пушка шина шишки кошка
IX. Чтение предложений:
а) Вот Миша и Наташа. У Миши шашки.
У Наташи кошка.
б) У Яши машина. Яша возит мишку.
X. Подведение итога занятия.