Оценка результатов изучения темы «Световые волны»
В данном параграфе приведен анализ результатов различных видов работ, которые выполняли учащиеся в ходе и в конце изучения темы «Световые волны. В качестве информационной базы использованы работы 23 учеников 8 класса, среди которых:
- контрольная работа;
- лабораторная работа;
- самостоятельная работа.
При этом на успеваемость влияли, как теоретические знания, представленные в учебном материале для прямого усвоения, так и та информация и навыки, которыми ученики должны были овладеть в ходе учебной деятельности.
Оценка результатов учебной деятельности будет ориентироваться на успешность выполнения заданий. Также необходимо оценить выполнение КИМов. При этом для разных категорий работ будет использоваться соответственная система оценок.
Особая система оценок работает при проверке КИМов. Каждый раздел заданий проверяется отдельно. В части «С» оценка происходит с комплексом критериев:
1) Верность суждений;
2) Правильность расчетов;
3) Доказательность выводов.
При этом оценка ставится с опорой на бальную шкалу.
Таблица 3.Характеристика оценки разных видов самостоятельных работ при изучении темы «Световые волны».
Тип работы | Оценка | Характеристика работы |
Лабораторная работа | Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся – показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий. – дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение физических величин, из единиц и способов измерения. – правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопровождает рассказ новыми примерами. – строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий. – может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов. | |
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан – Без использования собственного плана, новых примеров. – Без применения новых знаний в новой ситуации. – Без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. – Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. | ||
Правильно понимает физическую сущность световых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, но препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. – Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. – Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов. – Допустил четыре или пять недочетов. | ||
Работа не выполнена | ||
Контрольные работы | Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. | |
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. | ||
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. | ||
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. | ||
КИМ | Бальная оценка составляет более 73 баллов. | |
Бальная оценка составляет от 50до 72 баллов. | ||
Бальная оценка составляет от 37 до 49 баллов. | ||
Бальная оценка составляет менее 36 баллов. |
В соответствии с данной системой оценок были проверены работы в 8 классе, с количеством обучающихся 23 человека. Статистику результатов представим в виде диаграммы (рисунок 3).
Рисунок 3. Статистика результатов проверки
Оценка | Лабораторная работа | Контрольная работа | КиМы | |||
Кол-во обучающихся | % | Кол-во обучающихся | % | Кол-во обучающихся | % | |
«5» | 48% | 22% | 36% | |||
«4» | 43% | 52% | 36% | |||
«3» | 4% | 17% | 27% | |||
«2» | 9% |
Как правило, за лабораторные работы, дети получают наиболее высокие баллы. Так, в среднем оценка составляет 4,3 балла. При этом ни один ученик не получил оценку «2». В ходе анализа оценок контрольной работы, выяснилось, что в данной категории работ наименьшее количество оценку «5», а средний балл составляет 4 ровно.
Таким образом, анализ оценок, выставленных за самостоятельные виды работ учеников восьмого класса показывает, что, во-первых, тяжелее всего детям даются задания развернутым ответом, в которых необходимо сочетать математические модели законов и теоретические принципы физических явлений.
Заключение
В данной дипломной работе была разработана методика изучения темы «Световые волны». В процессе изучения темы «Изучение световых волн в основной школе» рассматривались различные подходы и методические приемы для наилучшего усвоения данной темы учащимися. Все эти вопросы имеют очень большое значение, так как на их основе затем изучаются Световые волны с их научно-практическими приложениями.
В работе рассмотрена современная психолого-педагогическая литература на тему преподавания и изучения темы в рамках системы образования в основной школе. Рассмотрены как моменты методологического, так и образовательного характера.
Изучены дидактические принципы, реализуемые при изучении темы «Световые волны» в курсе основной школы.
Проведен анализ и сравнение учебно-методических комплектов по физике для основной школы, а именно комплекты А.В. Перышкина и
Л.С.Хижняковой и А.А. Синявиной. При этом сравнивая определенные факторы и общий подход к изучению темы, мы выяснили, что второй комплект является более выгодным с точки зрения деятельностного подхода в образовании.
Была разработана примерная система заданий для учащихся при изучении темы «Световые волны», проведена их классификация.
Список используемой литературы
1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
5. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
7. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007.
10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
12. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
14. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
16. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
17. Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие / А. А. Андреев. – М.: Логос, 2003. – 73 с.
18. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. – 2 – е изд. ; испр. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 221 с.
19. Гончаров, М. В. Введение в Интернет: учеб. пособие в 9 частях / М. В. Гончаров, Я. Л. Шрайберг; Под ред. Я. Шрайберга. – М.: ГПНТБ, 2001. Ч. 5. – Интернет для учителей и учащихся школ. – 2001. – 45 с.
20. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.
21. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 189 с.
22. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. – 2 – е изд.; стер. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
23. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. – 3-е изд.; испр. и доп. – М. : Ростов н/Д: Март, 2006. – 333 с.
24. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко; Рос.ком-т прогр ЮНЕСКО «Информация для всех»; КГУКИ; НИИ инф-ных технологий социальной сферы. – М.: Межрегион. Центр библ. обслуж., 2006. – 511 с.
Приложения
Приложение 1. Пример варианта КИМа
по теме «Световые волны»
Приложение 2. Примеры варианта КИМа (часть Б и С)
Контрольная работа составлена в соответствии с рабочей программой по физике для 8 класса, для реализации которой используется УМК «Архимед».
Контрольная работа составлена в формате:
- тестовая часть (№№1-11);
- задание I уровня сложности (№12);
- задание II уровня сложности (№13).
Критерии оценивания:
оценка «3»: от 7 баллов до 11 баллов
*(7 баллов- 2/3 тестовой части);
оценка «4»: 13 баллов (выполнена тестовая часть + выполнено построение или решена задача);
оценка «5»: 16 баллов.
Оценка «4» ставится при условии полностью выполненного задания №12 или решенной задачи.
Если задача полностью не решена, учитывается:
выполнен рисунок с указанием углов падения, отражения, преломления- 1 балл.
1-6 баллов | 7-12 баллов | 13-15 баллов | 16 баллов |
№ | Содержание | Справились | Не справились | |||
1. | Понимание закона прямолинейного распространения света | |||||
2. | Понимание закона отражения света. | |||||
3. | Умение применять закон отражения света | |||||
4. | Понимание особенности изображения в зеркале | |||||
5. | Понимание особенности изображения в зеркале | |||||
6. | Понимание закона преломления света. | |||||
7. | Умение применять закон преломления света | |||||
8. | Знание характеристик линзы | |||||
9. | Знание характеристик линзы | |||||
10. | Знание формул и умение их применять | |||||
11. | Знание формул и умение их применять | |||||
Справились | Не справились | Не приступили | ||||
12. | Умение строить изображение в линзе | |||||
13. | Умение решать задачи | |||||
Контрольная работа №4.
Тема.Отражение и преломление света. Линза.
I вариант |
№№ 1-11 выбрать один правильный ответ (1 балл) |
1.Доказывает прямолинейное распространение света... А.вспышка молнии. Б.блеск драгоценных камней. В. солнечное и лунное затмения. Г.полярное сияние. |
2.Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол отражения равен 60°? А. 30°. Б. 60°. В. 90°. Г.120°. |
3.Угол падения увеличили на 15 °. Угол между падающим и отраженным лучами... А. увеличился на 15°. Б. увеличился на 30°. В. не изменился. Г. уменьшился на 30°. |
4.Девочка стоит на расстоянии 2 м от плоского зеркала. На каком расстоянии от девочки находится ее изображение? А. 1 м Б. 2 м В. 4 м Г. нет верного ответа |
5.Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. Расстояние между ним и его изображением... А. Не изменилось. Б.Уменьшилось на 5 см. В.Уменьшилось на 10 см. |
6.Если свет переходит из среды менее оптически плотной в оптически более плотную среду, то угол преломления светового луча А. равен углу падения Б. больше угла падения В. меньше угла падения |
7.На рисунке показан ход луча на границе раздела воды и воздуха. Среда под номером II является А. водой Б. воздухом В. невозможно определить |
8.У рассеивающей линзы фокусы... А. оба действительные. Б.оба мнимые.В. один действительный, другой мнимый. |
9.Всякая линза имеет точку, проходя через которую, луч света не изменяет своего направления. Эта точка называется... А. мнимым фокусом линзы. Б. оптическим центром линзы. В. главным фокусом линзы. |
10.Фокусное расстояние линзы равно 20 см. Какова ее оптическая сила? А. 5 дптр. Б. 1 дптр. В. 2 дптр. Г. 20 дптр. |
11.Оптическая сила линзы равна 2 дптр. Чему равно фокусное расстояние этой линзы? А. 0,5 см. Б. 0,5 м. В. 2 м Г. 20 см |
№ 12 выполните построение (2 балла) |
12.Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение? |
№ 13 решите задачу (3 балла) |
13.Угол между отраженным и преломленным лучами 105°. Каков угол преломления, если угол падения луча 45°? Сделать рисунок. |
Контрольная работа №4.
Тема.Отражение и преломление света. Линза.
II вариант |
№№ 1-11 выбрать один правильный ответ (1 балл) |
1.Доказывает прямолинейное распространение света... А. полярное сияние. Б. след в небе от реактивного самолёта. В.тень от дерева. Г. появление радуги. |
2.Луч света падает на плоское зеркало под углом 40°. Чему равен угол отражения? А. 40°. Б. 50°. В. 80°. Г. 100°. |
3.Угол между падающим и отраженным лучами равен 20°. Если угол падения увеличится на 5°, то угол отражения станет равным... А. 40°. Б. 15°. В. 30°. Г.20°. |
4.Человек стоит перед вертикальным зеркалом на расстоянии 1 м от него. Каково расстояние от человека до его изображения в зеркале? А. 1 м. Б. 2 м.В.0,5 м. Г. нет верного ответа. |
5.Предмет удалился от плоского зеркала на 1 м. Как изменилось расстояние от предмета до его изображения? А. Увеличилось на 2 м. Б. Увеличилось на 1 м. В. Не изменилось. |
6.Если свет переходит из среды более оптически плотной в оптически менее плотную среду, то угол преломления светового луча... А. равен углу падения. Б. больше угла падения. В. меньше угла падения. |
7.На рисунке показан ход луча на границе раздела воды и воздуха. Среда под номером I является А. водой. Б. воздухом. В. невозможно определить. |
8.У собирающей линзы фокусы... А. оба действительные. Б. оба мнимые. В. один действительный, другой мнимый. |
9.Точка, в которой собираются лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси, называется... А. побочным фокусом. Б. оптическим центром. В. главным фокусом. |
10.Фокусное расстояние линзы равно 25 см. Какова ее оптическая сила? А. 10 дптр. Б. 1 дптр. В. 4 дптр. Г. 25 дптр. |
11.Оптическая сила линзы равна 5 дптр. Чему равно фокусное расстояние этой линзы? А. 0,2 см. Б. 0,2 м. В. 5 м. Г. 50 см. |
№ 12 выполните построение (2 балла) |
12.Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение? |
№ 13 решите задачу (3 балла) |
13.Угол между отраженным и преломленным лучами 100°. Чему равен угол преломления, если угол между стеклом и падающим лучом 40°? Сделать рисунок. |
[1] (Г. Атанов, "Деятельностный подход в обучении" (Статья) -2001.)