Система заданий для обучающихся при изучении темы
Наряду с физическим экспериментом задания являются средством закрепления и усвоения полученных в ходе курса знаний. Разработанная в соответствии с методическими рекомендациями система заданий позволяет обучающим повторить и глубже изучить полученные теоретические сведения. Плюс ко всему разработка системы заданий является необходимым условием при деятельностном подходе в учебном процессе.
Система заданий при изучении темы «Световые волны» может состоять из следующих пунктов:
1) Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн;
2) Задание на практическое использование полученных знаний или объяснения с их помощью тех или иных природных явлений;
3) Задача на вычисление числовых или логических значений с с использованием законов и математических формул;
4) Вопросы по теме на самостоятельное размышление;
5) Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов;
6) Самостоятельный поиск ответа на вопрос в дополнительных источниках и рекомендуемой литературе;
7) Подготовка доклада на урок.
Все эти виды заданий помогают систематично закрепить знания. При этом материал будет усваиваться не в форме заученных теоретических положений, а в форме реальных знаний и навыков.
Далее мы по разделам рассмотрим систему заданий в сборниках задач Л.С. Хижняковой А.А. Синявиной, а также рассмотрим краткие примеры этих заданий.
Таблица 2. Система заданий по теме «Световые волны»
Раздел | Тип задания | Пример задания |
Источники света | Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн | «Что такое источники света» |
Задание на практическое применение теоретических знаний | «Приведите примеры известных вам источников света» | |
Задание на логическое мышление по теме | «Приходилось ли вам наблюдать солнечным днем на дорожке под деревом круглые светлые пятна? Из-за чего они образуются?» | |
Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул | При солнечном освещении вертикальная палка высотой 1,5 м отбрасывает тень длиной 2 м, а заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Определите высоту заводской трубы. | |
Отражение света | Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул | Луч падает на плоское зеркало под углом 0 градусов, чему равен угол отражения света? |
Задание на практическое применение теоретических знаний | Чем объяснить блеск снега? | |
Задание на логическое мышление по теме | Зачем электрическую лампочку в помещениях часто помещают в матовый белы плафон? | |
Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов | Покажите построением, что источник света и его изображение в плоском зеркале | |
Преломление света | Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн | Какова скорость света в различных фракционных средах? |
Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул | Вычислите показатель преломления стекла относительно воды при прохождении луча света из воды в стекло | |
Задание на логическое мышление по теме | Когда в смотрите через толстое стекло, предметы кажутся вам смещенными. Почему? | |
Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов | В воде находится полая стеклянная призма, заполненная воздухом. Начертите ход луча, падающего на одну из преломляющих граней такой призмы. Можно ли сказать, что такая призма дважды отклоняет к основанию проходящий через нее луч света? | |
Линзы | Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн | В чем выражается оптическая сила линзы? |
Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул | Фокусное расстояние линзы равно 10 см. Какова ее оптическая сила? | |
Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов | Постройте изображение вертикально стоящего карандаша, формируемое собирающей линзой, для случая, когда карандаш находится за двойным фокусным расстоянием. |
Задания по теме «Световые волны», используемые на уроках решения задач, ориентированы на различные уровни достижений. По содержанию задания условно можно разделить на следующие виды: построение изображения светящейся точки в плоском зеркале;
-построение изображения отрезка;
-построение изображения точки в системе, состоящей из двух зеркал,
-отражение от сферической поверхности;
Термин «изображение в плоском зеркале» требует пояснения. Он означает изображение предмета в зеркале. В начале рассматривается точечный предмет, т.е. геометрическую точку. В геометрии она определяется как пересечение прямых линий. Изображение точки в зеркале является точка, полученная при пересечении лучей или их продолжений, отраженных от зеркала. Ниже предлагаются примеры решения задач.
Задача 1. (уровень А; критерий учебных целей по таксономии Блюма «знание»). Построить изображение светящейся точки А в плоском зеркале.
Решение. Через предметную точку А (рис. 18) проведем две произвольные прямые. Вдоль них направляем два луча 1 и 2. По закону отражения строим отраженные лучи . Для этого в точке падения каждого луча восстанавливаем перпендикуляр и проводим отраженный луч таким образом, чтобы он составил с перпендикуляром угол, равный углу падения.
Рис. 18. Иллюстрация к задаче по построению мнимого изображения в зеркале.
Отраженные лучи 1¢ и 2¢ - расходящиеся, то есть после отражения от зеркала они не пересекаются. Проводим продолжения отраженных лучей. Они пересекаются в точке А¢ за зеркалом. Полученное изображение точки является мнимым.
Мнимое изображение точки образуется при пересечении не лучей, прошедших оптическую систему (зеркала, линзы, призмы и т.п.), а их продолжений.
Задача 2 (Б; «понимание»). Построить изображение отрезка АВ (рис. 19) в плоском зеркале.
Решение. Отрезок АВ является совокупностью предметных точек. Изображение этого отрезка является совокупностью изображений каждой точки в плоском зеркале. Для построения изображения достаточно получить изображение крайних точек и соединить. При построении удобнее один из лучей ВВ́ провести перпендикулярно плоскости зеркала. В этом случае отраженный луч расположен на одной прямой с падающим лучом.
Изображение в плоском зеркале мнимое, симметрично относительно зеркальной плоскости, не увеличенное, а равное предмету.
Рис. 19. Иллюстрация к задаче по построению изображения отрезка АВ в плоском зеркале.
Задача 3 (Б; «применение»). Какой минимальный размер должно иметь зеркало, чтобы в нем можно было увидеть лицо целиком?
Решение. Лучи, идущие от макушки и подбородка, после отражения от зеркала должны проходить через глаз (рис. 20).
Рис. 20. Иллюстрация к задаче по определению размеров предмета
Минимальный размер зеркала равен половине расстояния от макушки до нижней точки подбородка.
Задача 4 (С; «анализ, синтез». Два плоских зеркала расположены под углом α. Найдите и получите построением максимально возможное количество изображений для данного угла (рис. 21).
Решение. При решении задачи воспользуемся свойством симметрии изображений светящейся точки S в данной системе, состоящей из двух зеркал.
Рис. 21. Иллюстрация к задаче по построению изображений в зеркалах.
Изображение в первом зеркале S1 – дает вторичное изображение S1¢ во втором зеркале и затем еще одно S1¢¢в первом. Аналогично рассуждения по созданию изображений точки S2. В итоге и S1¢¢ и S2¢ оказываются не над отражающей поверхностью и процесс создания изображений прекращается.
Таким образом, получено путем построений максимально возможное количество изображений для данного угла – 5.
Подводя итог занятия «Решение задач» при изучении темы «Световые волны» необходимо подвести итог для формирования понятия «Световые волны»:
- свет имеет волновую природу, световые волны – это электромагнитные волны;
- скорость электромагнитных волн в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчета (независимо от скорости источника волн);
- скорость электромагнитных волн в вакууме равна 3 * 108 м/с.
По окончании изучения темы или для промежуточного контроля можно провести тест по данной теме.
Таким образом, рассмотренные задания взаимосвязаны и объедены в определенную систему, которая наряду с теоретическим материалом, представленным в учебнике, способствует практическому усвоению знаний по теме «Световые волны».