Тема 9. Создание развивающей среды в дошкольных

образовательных учреждениях

План:

1. Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образовании.

2. Роль среды в образовании ребенка дошкольного возраста.

3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. Традиционные и новые подходы к созданию развивающей среды.

5. Перспективные ориентиры построения развивающей среды.

6. Координация деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения при создании развивающей среды.

1. Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образовании

Среда развития ребенка - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эсте­тических, психолого-педагогических условий, обеспечиваю­щих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном об­разовательном учреждении.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные - витальные - потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребно­сти в общении с другими людьми.

Материально-технические и санитарно-гигиенические ус­ловия составляют первичную основу организации деятельно­сти любого детского сада. Соответствие этих условий необходимым требованиям ус­танавливается в процессе лицензированияобразовательного уч­реждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режим­ных моментов, организации питания, осуществления медицин­ских процедур и реализации образовательного процесса.

В дет­ском саду обычно имеются групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием - игровым, медицин­ским, учебным. При этом площади (размеры) помещений должны соответствовать определенным нормативам - строи­тельным нормам и правилам (СНИПам), которые гарантиру­ют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы оп­ределяют минимальные требования, например, обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, ко­торые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону увеличения указанной в нём площади. Таким образом, норматив является регулятором организации жизни в детском саду, защищающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья. Кроме того, нормативы определяют показатели освещенно­сти, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зрении ребенка, так и на общем состоянии его здоровья? Безопасность воспитанников обеспечивается также устройст­вом мебели и оборудования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры на­правлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.

В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.

Важнейшее значение для здоровья детей имеет также сани­тарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.

Эргономические, эстетические и, главным образом, пси­холого-педагогические условия составляют основу органи­зации собственно образовательного процесса. Соответст­вие этих условий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольно­го образования.

Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду. \

Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов:

1) требований к содержанию и методам воспи­тания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологи­ям);

2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми;

3) требований к среде развития ребенка.

2. Роль среды в образовании ребенка дошкольного возраста

Почему же требования к развивающей среде являются компонентом государственного образовательного стандарта? Ответ на этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой до­школьного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от старших субъектов образования. Ребенок дошкольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Даже те элементарные навыки чтения, которые скла­дываются к концу дошкольного возраста у отдельных детей, не позволяют им самостоятельно использовать книгу. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Другим источником знаний, социального опыта и развития ребенка является среда пребывания ребенка.Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, фор­ма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о че­ловеке, животном и растительном мире, временах года. Постоянно овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культу­ре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полез­ные социальные навыки и т.д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные ихудожественные способности, коммуникативные навыки (навы­ки общения). Происходит развитие личности. Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности де­тей развивающей среды еще недостаточно для полноценного развития ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная деятельность ребенка обязательно сочетается со специ­ально организованными занятиями. Занятия и самостоя­тельная (нерегламентированная взрослым) деятельность де­тей, это две основные формы обучения дошкольника в дет­ском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными программами и тех­нологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребенком (характером взаимо­действия педагога с детьми).

3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования

До введения в действие государственных образовательных стандартов действуют временные (примерные) требования к деятельности дошкольного образовательного учреждения. Эти требования утверждены приказом Министерства образо­вания Российской Федерации (приказ № 448 от 22.08.96). Ознакомимся с временными (примерными) требованиями к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в ДОУ.

1.В ДОУ созданы условия для развития детей младенческого воз­раста (от 2 месяцев до 1 года).

1.1. Помещение, в котором находятся младенцы, обеспечивает ребенку возможность постоянного визуального контакта со взрос­лыми, чтобы он мог наблюдать за ними, адресоваться к ним, не ис­пытывать дискомфорта от одиночества и изоляции.

1.2. В помещении имеется манеж или другое оборудование, обес­печивающее безопасность в период бодрствования ребенка.

1.3. Помещение имеет утепленный пол для игр, ползающих детей.

1.4. В группе имеется оборудование для игр в сидячем положении (столики с выдвигающимися стульчиками и др.).

1.5. Имеется оборудование для развития двигательной активно­сти детей (горка, качели, тренажеры, ходунки и др.).

1.6. В манеже, на пеленальном столике и в комнате имеются зер­кала, в которых ребенок отражается во весь рост.

1.7. В помещении имеются красочные картинки, игрушки для са­мостоятельного и совместного со взрослым восприятия.

1.8. Детей обеспечивают материалами, стимулирующими иссле­довательскую и манипулятивную деятельность: ярко окрашенными, звучащими игрушками разнообразной формы; куклами типа «нева­ляшки» и др. с человеческим лицом; игрушками и предметами раз­ной фактуры, в том числе и предметами домашнего обихода (ложка­ми, крышками, катушками, лоскутами и т. п.).

1.9. К кроватке маленьких детей подвешиваются погремушки так, чтобы ребенок мог их достать.

1.10. В группе имеются сюжетные игрушки (детская мебель, по­суда и пр.).

1.11. Имеются детские музыкальные инструменты, озвученные игрушки.

1.12. Имеется проигрыватель с пластинками или магнитофон.

1.13. Имеются книжки с картинками, мелки, краски, цветные ка­рандаши, картон.

1.14. Помещение имеет пространство для организации игр с пе­ремещением, движений под музыку, для свободного доступа детей к игрушкам.

2. В ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет).

2.1. Вгруппах имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстия­ми разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, ко­робки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки сцветными картинками).

2.2. Имеется игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная ме­бель, строительные материалы различных форм ицветов, игру­шечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформлен­ный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и др.).

2.3. Имеется игровой материал и оборудование для музыкаль­ного развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; ау­диовизуальные средства: проигрыватель с набором пластинок или магнитофон, пр.).

2.4. Имеются материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги иальбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы сразличными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды, пр.).

2.5. Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.

2.6. Имеются игрушки для игр во время прогулок (ведёрки, ло­патки, формочки, совочки и пр.).

2.7. Имеются игры и оборудование для развития ходьбы и дру­гих движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; гор­ки, тренажеры, скамейки).

2.8. Игрушки в помещении расположены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам.

2.9. В помещении есть место для совместных игр детей (столики, от­крытое пространство для подвешенных игрушек и др.).

2.10. Все игрушки и материалы для работы доступны детям.

2.11. Помещение украшено яркими картинками на стенах, цветами.

2.12. В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой мо­торики рук, сюжетных игр и пр.).

3. В ДОУ имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей.

3.1. Имеются аудиовизуальные средства (диапроекторы с набо­ром слайдов, проигрыватели с набором пластинок, магнитофоны с кассетами, эпидиаскопы и т. п.).

3.2. Имеются альбомы, художественная литература и пр. для обо­гащения детей впечатлениями.

3.3. В группах имеются дидактические игры (лото, домино, наборы картинок), различные сюжетные игровые наборы и игрушки («Айбо­лит», детский телефон, разнообразные звучащие игрушки и т.п.) для развития детей в разных видах деятельности.

3.4. Имеются игры для интеллектуального развития (шахматы, шашки и др.).

3.5. Имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития.

3.6. Имеется наглядный и иллюстративный материал.

3.7. Созданы условия для совместной и индивидуальной активно­сти детей (в том числе «уголки уединения»).

4. В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоро­вья детей.

4.1. Имеется медицинское оборудование для проведения лечеб­ных и профилактических мероприятий (установка тубус-кварц, обо­рудование для фитотерапии, электрофорез, оборудование для озони­рования воздуха и др.).

4.2. Имеются специально выделенные помещения, оснащенные медицинским оборудованием (зубоврачебный, процедурный, физио­терапевтический кабинеты, кабинет для медицинского осмотра де­тей, изолятор и др.).

4.3. Имеется сауна.

4.4. Имеется фитобар.

5. В ДОУ имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми.

5.1. Кабинет логопеда.

5.2. Кабинет психолога.

5.3. Комната психологической разгрузки.

5.4. Другое.

6. В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического раз­вития детей.

6.1. Имеется специально оборудованное помещение для изостудии.

6.2. Эстетическое оформление помещений способствует художе­ственному развитию детей (экспозиции картин, гравюр, произведе­ний народного творчества; выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.).

6.3. В группах в свободном доступе для детей имеются необхо­димые материалы для рисования, лепки и аппликации, художест­венного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бро­совый материал и др.).

7. В ДОУ созданы условия для развития театрализованной дея­тельности детей.

7.1. Имеется специальное помещение для театрализованной дея­тельности.

7.2. Имеются подсобные помещения (костюмерная, гримерная и пр.).

7.3. Имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный и пр.).

7.4. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костю­мы, маски, театральные атрибуты и пр.).

7.5. В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также мате­риал для их изготовления.

8. В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности.

8.1. Имеется музыкальный зал.

8.2. Имеются музыкальные инструменты (пианино, рояль, аккор­деон и др.).

8.3. Имеются детские музыкальные инструменты (бубны, погре­мушки, металлофоны и др.).

8.4. Имеются музыкально-дидактические игры и пособия (в том числе альбомы, открытки, слайды и др.).

8.5. В группах оборудованы музыкальные уголки.

8.6. В группах имеются музыкальные игрушки.

8.7. Создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, ре­жимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.).

9. В ДОУ созданы условия для развития конструктивной деятель­ности детей.

9.1. В группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы.

9.2. В группах имеются разнообразные конструкторы (деревян­ные, металлические, пластмассовые, с различными способами соеди­нения деталей).

9.3. Имеются мозаики, танграммы, разрезные картинки.

9.4. Имеется бросовый и природный материал для художествен­ного конструирования.

10. В ДОУ созданы условия для развития экологической культу­ры детей.

10.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.).

10.2. В группах имеются уголки озеленения (комнатные растения).

10.3. В дошкольном образовательном учреждении содержатся животные (птицы, рыбки, черепаха и пр.).

10.4. На участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями (сад, огород, цветники, ягодники и пр.).

10.5. Имеется отдельное помещение, оборудованное под уголок живой природы (зимний сад, зооуголок и др.).

10.6. На участке имеется уголок леса.

10.7. На участке имеется экологическая тропа.

10.8. Другое.

11. В ДОУ созданы условия для развития представлений о челове­ке в истории и культуре.

11.1. Имеются подборки книг и открыток, комплекты репродук­ций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества.

11.2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и пр.).

11.3. Имеются образцы предметов народного быта.

11.4. Имеются образцы национальных костюмов (куклы в нацио­нальных костюмах и др.).

11.5. Имеется художественная литература (сказки и легенды на­родов мира, популярные издания античных, библейских, евангель­ских сюжетов, Корана и пр.).

11.6. В группах имеются настольно-печатные и дидактические иг­ры, знакомящие с правилами дорожного движения.

11.7. На участке имеется автогородок, моделирующий транс­портную среду города.

11.8. Другое.

12. В ДОУ созданы условия для физического развития детей.

12.1. Имеется спортивный зал.

12.2. Имеется плавательный бассейн.

12.3. На участке имеется плескательный бассейн.

12.4. В группах имеются инвентарь и оборудование для физиче­ской активности детей, массажа (мини-стадионы, спортивный инвен­тарь, массажные коврики, маты, тренажеры и т. п.).

12.5. Имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды и т. п.).

12.6. На участке созданы условия для физического развития детей (стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма для прыжков и др.).

12.7. Другое.

13. В ДОУ созданы условия для формирования у детей элементар­ных математических представлений.

13.1. В группах имеется демонстрационный и раздаточный мате­риал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме.

13.2. Имеются материал и оборудование для формирования у де­тей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).

13.3. Имеется материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений.

13.4. Оборудован компьютерный класс.

13.5. Другое.

14. В ДОУ созданы условия для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений.

14.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.)

14.2. Имеются уголки для детского экспериментирования (в том числе для игр с водой, с песком и др.).

15. В ДОУ созданы условия для развития речи детей.

15.1. Имеется библиотека для детей.

15.2. Имеется специальное помещение для занятий иностранным языком (в том числе оборудованное как лингафонный кабинет).

15.3. Имеется библиотека для сотрудников, родителей.

15.4. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи.

15.5. Другое.

16. В ДОУ созданы условия для игровой деятельности детей.

16.1. Имеется специальное помещение, оборудованное для игр («комната сказок» и др.).

16.2. На участках имеется игровое оборудование.

16.3. В групповых комнатах, раздевалках, спальнях и пр. выделе­но пространство для игры и имеется игровое оборудование.

16.4. В ДОУ имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических и пр.

16.5. В группах имеется неоформленный материал, который мо­жет быть использован в качестве предметов-заместителей.

Наши рекомендации