Руководство играми с правилам
В играх с правиламидля формирования у ребенка надлежащего уровня общения со сверстниками необходимо задействовать целую систему игр-занятий, которая предполагает следующие методические приемы:
1. Совместная деятельность - игра, где дети должны согласовывать свои действия не с заданными ролями, а со смыслом этой деятельности.
2. Наблюдение взрослого за совместной игрой детей: он подсказывает им, советует, учит взаимодействовать при решении общей задачи.
3. Введение в игру роли болельщиков, которые возгласами одобрения поддерживают одного из участников или одну из команд, помогая игрокам установить соревновательные отношения.
4. Введение в коллективную игру роли управляющего, который руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал. Эта роль помогает ребенку учитывать одновременно позиции разных участников игры.
5. Введение в игру двух управляющих со взаимно противоположными позициями, которые в течение игры должны учиться решать общую задачу, сохраняя при этом взаимоотношения соревнующихся сторон.
6. Обучение ребенка игре одновременно за двух партнеров со взаимно противоположными интересами. Это формирует у него «двойную позицию», т. е. умение одновременно рассматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения.
Одной из разновидностей игр с правилами является дидактическая игра. Введение дидактической игры в ход занятия позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения. Дидактические игры и способы их ведения очень разнообразны. Проводятся они как индивидуально, так и коллективно. Воспитатель не только вводит детей в ту или иную игру, но и участвует в ней сам, организуя процесс так, чтобы использовать его для достижения возможно большего числа разнообразных целей, направленных на развитие психических процессов и способностей детей.
В дошкольном детстве взрослый выступает перед ребенком в двух ипостасях. С одной стороны, это конкретная личность, со своими индивидуальными смыслами и отношениями, с другой - носитель образцов человеческой культуры. Еще один момент общения связан со способом действия. Здесь взрослый выступает как носитель норм и образов действия. В процессе взаимодействия со взрослым ребенок вбирает в себя, как губка, те способы действий и типы взаимоотношений, которые ему демонстрирует взрослый. Затем, в процессе игры, сначала совместной со взрослым, потом - со сверстником, ребенок присваивает эти нормы, пропускает их через себя, делает их своими.
Полнота развития игры, а, следовательно, и ее воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога.
Исследования, проведенные Е. П. Емельяновой, Г. В. Ильиной и Р. Ф. Астаховой, показали, что подавляющее большинство воспитателей отводят игре одно из первых мест в жизни ребенка. Кроме того, все считают необходимым ориентироваться на индивидуальные особенности детей, однако на практике далеко не все умеют и стараются их учитывать.
Практика свидетельствует о том, что в детских садах игра все больше и больше отодвигается на второй план. Бытующее в ДОУ явление, когда из года в год до самого выпуска в школу детей в игре обучают только конкретным навыкам, правилам поведения, знаниям, приобрело масштабы настоящего бедствия. Во многих детских садах перекрыт доступ детей к игровому творчеству, а игра из ведущей творческой деятельности превратилась в средство диктата. Сама способность к игре, желание играть, погребены под грузом других проблем (обучения, боязни проверок, пожеланий родителей). Обращает на себя внимание и тот факт, что во многих ДОУ деятельность воспитанников задается исключительно взрослыми и зачастую, с точки зрения детей, лишена смысла, так как не отвечает их потребностям и интересам. А результатом всего этого является снижение качества воспитательной работы, различные недостатки в психическом развитии детей, ухудшение их здоровья.
В связи с этим появилась необходимость разработать конкретные пути оптимизации педагогического руководства игровой деятельностью.
Основной задачей первого этапаработы с педагогами является обсуждение вопросов теории и практики, результатов анкетирования педагогов и родителей воспитанников. Для этого используются разнообразные формы совместной работы - такие, как консультации, семинары, обсуждение проблем в рамках проведения заседаний «круглого стола», диспуты.
На следующем педагогическом совете воспитателям предлагается обсудить современные подходы к классификации детских игр, их достоинства и недостатки. Для этого можно познакомить их с одной из последних классификаций, разработанной С. Л. Новоселовой и представленной в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В ходе второго этапа проводится серия тренингов с целью закрепления знаний практических методов и приемов руководства детской игрой в русле педагогики сотрудничества. Дело в том, что многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей. В связи с этим рекомендуется проведение разнообразных деловых игр, в процессе которых осуществляется обучение педагогов приемам использования разнообразного «арсенала» игровых средств.
Тренинги помогают воспитателям как бы оказаться «внутри» игровых ситуаций, возникающих в самостоятельной игре детей, представить и отобразить соответствующие действия и переживания детей, а затем адекватно их оценить с педагогической точки зрения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте характеристику прямым и косвенным приёмам руководства игрой?
2. Какие рекомендации по руководству сюжетно-отобразительной игрой дают Е.В. Зворыгина, И.О. Ивакина, С.Л. Новосёлова?
3. Как и какие усваиваются ребёнком векторы человеческих взаимоотношений в игре?
4. Какова роль литературных произведений для развития детской игры?
5. Перечислите методические приёмы руководства играми с правилами.