Руководство играми с правилам

В играх с правиламидля формирования у ребенка надле­жащего уровня общения со сверстниками необходимо задей­ствовать целую систему игр-занятий, которая предполагает сле­дующие методические приемы:

1. Совместная деятельность - игра, где дети должны согласо­вывать свои действия не с заданными ролями, а со смыс­лом этой деятельности.

2. Наблюдение взрослого за совместной игрой детей: он под­сказывает им, советует, учит взаимодействовать при реше­нии общей задачи.

3. Введение в игру роли болельщиков, которые возгласами одоб­рения поддерживают одного из участников или одну из команд, помогая игрокам установить соревновательные отношения.

4. Введение в коллективную игру роли управляющего, кото­рый руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал. Эта роль по­могает ребенку учитывать одновременно позиции разных участников игры.

5. Введение в игру двух управляющих со взаимно противопо­ложными позициями, которые в течение игры должны учиться решать общую задачу, сохраняя при этом взаимо­отношения соревнующихся сторон.

6. Обучение ребенка игре одновременно за двух партнеров со взаимно противоположными интересами. Это формирует у него «двойную позицию», т. е. умение одновременно рас­сматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зре­ния.

Одной из разновидностей игр с правилами является дидак­тическая игра. Введение дидактической игры в ход занятия позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения. Дидактиче­ские игры и способы их ведения очень разнообразны. Проводят­ся они как индивидуально, так и коллективно. Воспитатель не только вводит детей в ту или иную игру, но и участвует в ней сам, организуя процесс так, чтобы использовать его для достижения возможно большего числа разнообразных целей, направленных на развитие психических процессов и способностей детей.

В дошкольном детстве взрослый выступает перед ребенком в двух ипостасях. С одной стороны, это конкретная личность, со своими индивидуальными смыслами и отношениями, с другой - носитель образцов человеческой культуры. Еще один момент общения связан со способом действия. Здесь взрослый высту­пает как носитель норм и образов действия. В процессе взаимо­действия со взрослым ребенок вбирает в себя, как губка, те спо­собы действий и типы взаимоотношений, которые ему демонст­рирует взрослый. Затем, в процессе игры, сначала совместной со взрослым, потом - со сверстником, ребенок присваивает эти нормы, пропускает их через себя, делает их своими.

Пол­нота развития игры, а, следовательно, и ее воспитательная цен­ность повышается при условии планирования воздействий пе­дагога.

Исследования, проведенные Е. П. Емельяновой, Г. В. Иль­иной и Р. Ф. Астаховой, показали, что подавляющее большин­ство воспитателей отводят игре одно из первых мест в жизни ребенка. Кроме того, все считают необходимым ориентировать­ся на индивидуальные особенности детей, однако на практике далеко не все умеют и стараются их учитывать.

Практика свидетельствует о том, что в детских садах игра все больше и больше отодвигается на второй план. Бытующее в ДОУ явление, когда из года в год до самого выпуска в школу детей в игре обучают только конкретным навыкам, правилам поведения, знаниям, приобрело масштабы настояще­го бедствия. Во многих детских садах перекрыт доступ детей к игровому творчеству, а игра из ведущей творческой деятельности превратилась в средство диктата. Сама способность к игре, желание играть, погребены под грузом других проблем (обуче­ния, боязни проверок, пожеланий родителей). Обращает на себя внимание и тот факт, что во многих ДОУ деятельность воспи­танников задается исключительно взрослыми и зачастую, с точ­ки зрения детей, лишена смысла, так как не отвечает их потреб­ностям и интересам. А результатом всего этого является сни­жение качества воспитательной работы, различные недостатки в психическом развитии детей, ухудшение их здоровья.

В связи с этим появилась необходимость разработать конк­ретные пути оптимизации педагогического руководства игро­вой деятельностью.

Основной задачей первого этапаработы с педагогами явля­ется обсуждение вопросов теории и практики, результатов ан­кетирования педагогов и родителей воспитанников. Для этого используются разнообразные формы совместной работы - та­кие, как консультации, семинары, обсуждение проблем в рам­ках проведения заседаний «круглого стола», диспуты.

На следующем педагогическом совете воспитателям пред­лагается обсудить современные подходы к классификации детских игр, их достоинства и недостатки. Для этого можно познакомить их с одной из последних классификаций, разрабо­танной С. Л. Новоселовой и представленной в программе «Ис­токи: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В ходе второго этапа проводится серия тренингов с целью закрепления знаний практических методов и приемов руко­водства детской игрой в русле педагогики сотрудничества. Дело в том, что многие воспитатели неточно представляют назначе­ние предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «за­пуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих уме­ний детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и твор­чества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усво­енных речевых моделей. В связи с этим рекомендуется прове­дение разнообразных деловых игр, в процессе которых осуще­ствляется обучение педагогов приемам использования разно­образного «арсенала» игровых средств.

Тренинги помогают воспитателям как бы оказаться «внут­ри» игровых ситуаций, возникающих в самостоятельной игре детей, представить и отобразить соответствующие действия и переживания детей, а затем адекватно их оценить с педагоги­ческой точки зрения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте характеристику прямым и косвенным приёмам руководства игрой?

2. Какие рекомендации по руководству сюжетно-отобразительной игрой дают Е.В. Зворыгина, И.О. Ивакина, С.Л. Новосёлова?

3. Как и какие усваиваются ребёнком векторы человеческих взаимоотношений в игре?

4. Какова роль литературных произведений для развития детской игры?

5. Перечислите методические приёмы руководства играми с правилами.

Наши рекомендации