Условия перехода к игровой деятельности в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Оснащение игровой комнаты
Игрушки в помещении должны быть расположены по тематическому принципу так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе, и не мешал сверстникам во время игры. Так же должно быть выделено место и для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и пр.).
Следует предусмотреть несколько различных модульных комплектов оборудования, которые помещаются в «мягкой» комнате площадью от 12 до 16 м2:
комплект «надувной замок» (резиновый модуль);
комплект «театр» (с поднятой платформой и занавесом на всей площади «модуля»).
В группах должен иметься игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки тканей и др.).
Игрушки целесообразно расположить в разных местах игровой комнаты: в одном месте устроить кукольную квартиру, в которой будут сосредоточены все необходимые предметы обихода для игры в дом (семью); в другой - гараж для машин; в третьей - дом (уголок) для животных; в четвертом - все для строительства. Предназначенные для игр игрушки должны располагаться в удобном для развертывания игры и доступном для ребенка месте, чтобы он имел возможность самостоятельно выбрать необходимую игрушку.
В группах также должен находиться оригинальный дидактический материал, изготовленный взрослыми для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр. Располагаться игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками).
В музыкальном уголке игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства).
Отведено место игрушкам и оборудованию для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.), игр и оборудования для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки).
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка раннего возраста. В раннем возрастедля детей организуются эмоциональные и подвижные игры, способствующие совместным положительным переживаниям («Ладушки», «Сорока-ворона», «Едем-поедем» и пр.). Устраиваются коллективные подвижные игры («Прятки», «Догонялки» и пр.), игры с предметами (совместное строительство из кубиков, игры с куклами и пр.). Взрослый помогает детям учиться пользоваться предметами бытового назначения, осваивать действия с игрушками-орудиями (лопатка, ведерко, палочка, формочки и пр.), подражать действиям взрослых. Детей знакомят с элементарными способами конструирования с использованием различных материалов (конструкторов, кубиков, бросового материала). Обучающие занятия строятся в форме игры (знакомство с различными цветами, формами, соотношениями предметов и т. п. может производиться в рамках сюжетно-ролевой или дидактической игры).
Для развития собственной процессуальной игры детей знакомят с различными сюжетами и организуют соответствующую возрасту игровую среду. Взрослые помогают детям освоить адекватные их возможностям игровые действия (поднести ложку или чашку ко рту куклы, помешать в кастрюльке еду, ровно поставить один кубик на другой, сделать больному укол и пр.). В игру вводятся предметы-заместители, показываются способы использования неоформленного материала. По мере овладения детьми игровыми действиями взрослые помогают им брать на себя различные роли и наделять ими персонажей игры. Организуются несложные сюжетные игры с несколькими детьми. Демонстрация новых привлекательных игрушек начинается с называния их, чем инициируется повторение ребенком названия игрушки, после чего она дается малышу. Используются и более сложные речевые игры, способствующие развитию всех сторон речи детей.
Свободное пространство организуется таким образом, чтобы дети могли передвигаться по всей групповой комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.
При организации совместных игр детям помогают координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательных участников игр. Разрешать конфликты между детьми следует в мягкой форме, без насилия и окриков, переводя их в позитивные формы взаимодействия или переключая внимание детей на другие виды деятельности или предметы. Организуя совместные игры или занятия, взрослые не должны заставлять участвовать в них всех детей. Если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, ему надо разрешить заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям.
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка-дошкольника.В дошкольномвозрасте, организуя совместные игры детей, их обучают координировать свои действия, учитывать желания друг друга, используя для этого адекватные средства (учат делить игрушки посредством жребия, установления очередности, разрешать конфликты путем обсуждения и т. п.).
Необходимо создать все условия для возникновения и развертывания игры дошкольников. В частности, педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: они читают вместе с детьми книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях; организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр. Побуждение ребенка к развертыванию игры происходит через обращение («Посмотри, у зайчика болит ножка, давай его, полечим»), предложение поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, принять роль и наделить ею партнера, договориться о правилах игры со старшими детьми и т. д.
В качестве непосредственных участников игры детям предлагают образцы различных игровых действий: взрослый кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить корабль; рассказывает, как играть в игры с правилами: «Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.
В педагогическом процессе необходимо соблюдать баланс между игрой и другими видами деятельности (оберегать время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями; обеспечивать плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам), между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и т. д.).
Необходимо проводить игры с разным числом участников, учитывая дружеские привязанности между детьми, объединяя отдельные играющие группы общим сюжетом, организуя совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом. Также надо развивать способы игрового общения, т. е. общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). Взрослый внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер. Игра должна организовываться с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т. п.).
Особое внимание обращается на «изолированных» детей. Для них организуются доступные игры, их выдвигают на центральные роли, оказывается поддержка в игре.
В дошкольном возрасте активно развиваются следующие виды игр: сюжетно-ролевая, игры с правилами, режиссерская игра, игры-драматизации, игры-фантазии (придумывание сказок и пр.), подвижные и спортивные игры. Детей знакомят с играми разных народов. Одновременно в педагогическом процессе используются различные дидактические игры. Игровые приемы используются также в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.