Особенности овладения ознакомительной игрой у детей

Первого года жизни

Ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность по мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки. Ее содержание составляют дей­ствия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Дети уже в два-три месяца следят за приближающимися или отдаляющимися от них взрослыми, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Хаотично двигая руками, они слу­чайно наталкиваются на предметы, на которых сосредоточен их взгляд (Н. Л. Фигурина и М. П. Денисова в 1929 году определили такое поведение как положительный мимико-соматический ком­плекс, или как «комплекс оживления»). Это развивает зритель­но-двигательную координацию, а в процессе ощупывающих дви­жений происходит оформление специфической тактильной чув­ствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат. Дви­жущиеся или яркие предметы становятся объектом внимания ребенка, стимулируя его собственные движения. После хвата­тельных движений у детей развиваются «поворотные и цепные движения»: похлопывание по предмету, размахивание ими, пе­рекладывание предмета из одной руки в другую, удары предме­том о предмет и т. д. Одним из поворотных движений является поворотное движение глаз (рассматривание предмета).

Поворотные и цепные реакции, сопровождающиеся рассмат­риванием предмета, с которым производится манипулирова­ние, являются основными действиями ребенка первых меся­цев жизни по изучению предметов.

Исследования Р. Я. Абрамович показали, что ребенка боль­ше привлекают новые или полузнакомые предметы, а к хорошо знакомой или незнакомой и неясной по форме вещи он интере­са не проявляет. Поэтому взрослым необходимо предоставлять детям все новые и новые предметы-игрушки, показывать им уже запрограммированные в них сенсорно-двигательные опе­рации, которые будут поддерживать элемент новизны, и побуж­дать к формированию двигательных операций и сенсорному развитию.

Если постоянно разнообразить игрушки по величине, массе, форме, упругости, особенностям поверхности, звучанию и т. д., то у ребенка на основе ориентировочных действий постепенно будут формироваться так называемые предметно-специфиче­ские действия. Например, малыш замечает бороздку или вы­пуклость на погремушке и проводит по ней пальчиком, резиновую игрушку сжимает и разжимает, вызывая ее попискивание.

Большое значение имеет то, что приносит игрушки и показывает ребенку возможные манипулятивные действия с ней взрослый человек. Общение ребенка со взрослым является ведущей деятельностью первого года жизни. Как показывают наблюдения, первые игры, носящие сюжетный характер, входят в жизнь ребенка с помощью матери (или другого близкого взрослого), которая, желая его позабавить, выз­вать активность, читает ему короткие, неслож­ные стихотворные тексты типа «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие. При этом мама не просто говорит, что «Сорока-ворона кашу варила...», но и условно демонстрирует действия помешивания каши, подкрепляя их соответствующей интонацией, мимикой. Сначала все игровые действия выполняет взрослый. Спустя некоторое время он начинает стимулировать действия самого ребенка: рассказывая стихотворение, он спрашивает малыша: «Как сорока варила кашу? Покажи!» - а ребенок отвечает соответствующими действиями. Взрослый использует игру как средство общения с ребенком, как целост­ную деятельность, включающую в себя все компоненты сюже­та игры: персонажей, их действия, предметы (в качестве пред­метов в рассмотренном случае выступают руки и пальцы).

Итак, ребенок становится участником сюжетной игры, организованной взрослым, на 8 - 10 месяцах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что у ребенка появилась сюжетная игра. Играет взрослый, ребенок включен в игру пока лишь как зритель; его участие в ней выражается только в повторении от­дельных, очень простых действий. Постепенно взрослый уве­личивает меру участия ребенка в игре, предлагает ему вклю­читься в совместную игру. Так игра из средства общения с ребенком превращается в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка. В процессе игр-манипуляций ребенок осваивает физические свойства вещей и предметов, познает собственные возможнос­ти воздействия на предмет. В связи с этим на данном этапе важно развивать у детей зрительную, и слуховую сосредоточен­ность, обучать их действиям с предметами, что явится предпо­сылкой для перехода игровой деятельности на качественно новую ступень.

По данным исследований М. И. Лисиной, к концу первого года жизни непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым сменяется новой качественно-своеобразной фор­мой, развивающейся в совместной деятельности со взрослыми и опосредованной манипуляцией с предметами. У детей фор­мируется предметная деятельность, которая с года до трех лет будет ведущей.

Наши рекомендации