Эмпатия – как профессиональное качество педагога
Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного.
Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Все вышеперечисленные качества являются необходимым условием для проявления эмпатии. Эмпатия педагога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и учеником, педагогом и родителями.
Эмпатия – «ощущение способности испытывать за другого его чувства». Эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека.
Эмпатия позволяет педагогу переживать опыт учеников.
Эмпатия – это также универсальная потребность развития. Ребенок – зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка – в дошкольные годы. Следовательно, педагогу необходимо проявлять эмпатию не только по отношению к ученикам, но и к их родителям, чтобы получить целостную картину развития ребенка в семье и школе. Адекватная эмпатия вызывает у ребенка чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.
Сухомлинский В.А. был убежден, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство.
Вопрос 12. Внимание и его характеристики. Классификация приемов и средств активизации внимания в педагогическом общении.
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.
Одной из наиболее распространенных проблем современного обучения является активизация внимания учащихся при объяснении нового материала. Преподаватель берет на себя огромную ответственность, стараясь научить детей, развить у них какие-либо способности. Важную роль в обучении играет познавательная деятельность. Она представляет собой сознательную деятельность субъекта, которая в свою очередь направлена на поиск информации реальной действительности об объектах, явлениях и конкретных знаниях.
Неотъемлемым компонентом познавательной деятельности является внимание – психический процесс, состоящий в том, что человек направляет и сосредотачивает свое сознание на каком-то определенном объекте. С одной стороны, внимание направлено на объект, а с другой - сам объект привлекает внимание. Причины отвлечения ученика от учебной деятельности могут быть внешними и внутренними: Внешние причины – это неблагоприятная окружающая среда, а внутренние – это отвлечение внимания из-за состояния нервной системы.
Преподаватель должен наблюдать за каждым учеником, не оставлять кого-либо в стороне, не заинтересованным в деле, помогать при выполнении заданий, объяснять все четко и доступно. Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации.
1) направленность;
2) сосредоточенность;
3) контроль и регуляция деятельности;
4) интеллектуальное внимание;
Моторное внимание.
Учитель в своей работе для привлечения внимания часто применяет разнообразные приемы и средства: словесные указания, жесты, мимика, интонация. Для управления вниманием учеников следует - контролировать каждого ученика и его заинтересованность учащихся класса в целом; - не допускать возникновение ситуаций, когда снижается внимание учащихся; - стараться поддерживать внимание; - формировать внимание учеников. Для того чтобы анализировать внимание ученика, существуют поведенческие критерии.