Профессиональное самосознание педагога

Напряженные факторы педагогической деятельности в меньшей степени оказывают негативное влияние, если субъек­том приобретены необходимые профессиональные умения и навыки, при должном уровне развития профессионально зна­чимых качеств личности. Одним из важных условий эффектив­ности будущей профессиональной деятельности, способству­ющей благоприятному эмоциональному состоянию, является достаточный уровень развития профессионального самосозна­ния. Самосознание будущего педагога включает систему отно­шений личности к будущей профессии, систему представлений о сущности педагогической профессии и требованиях, предъяв­ляемых к личности педагога, систему представлений о своем профессиональном «Я».

Важной составляющей профессионального самосознания педагога является высокий уровень педагогической культу­ры: сочетание требовательности и уважения к личности уче­ника, способность руководствоваться нормами морали и профессиональными требованиями как мотивами своего по­ведения, предвидение нравственных последствий своих дей­ствий, объективная нравственная самооценка. Это обеспечи­вается волевыми усилиями личности, направленными на са­моконтроль и коррекцию поведения, профессионально зна­чимыми качествами личности педагога — любовь к детям и профессии, гуманность, педагогический такт, самокритич­ность, справедливость, ответственность, самообладание и самоконтроль.

В структуре профессионального самосознания педагога выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий ком­поненты.

27В когнитивном компоненте различают процесс самопоз­нания и результат — систему представлений о самом себе (Я-образ как профессионала педагога). В результате процессов осознавания себя в педагогической деятельности, в системе пе­дагогического общения и в системе личностного развития об­разуется обобщенная система представлений педагога о самом себе.

Я-образ педагога является относительно устойчивым об­разованием, т. к. может быть подвержен периодическим коле­баниям под воздействием внутренних (личностных) и вне­шних (социальных) факторов. Личностный компонент ответ­ственен за осмысление себя в ситуациях, когда личностные качества учителя (или их отсутствие) выступают как преграда к собственной активности или способствуют самореализации. На основании этого складываются представления личности о самой себе, они могут быть реалистичными — «какой я есть» и идеальными — «каким я хотел бы быть». Реальный и идеаль­ный профессиональный Я-образ могут не совпадать, что мо­жет стать источником серьезных внутриличностных конфлик­тов. С другой стороны, такое несовпадение профессиональ­ных Я-образов является источником самосовершенствова­ния личности и стремления к ее развитию. Таким образом, личностный компонент самосознания обеспечивает самораз­витие личности, т. е. потребность личности в самоактуали­зации, в раскрытии своих возможностей. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенци­ала учителя — условие его успешной творческой деятельнос­ти в образовании.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие свойства (А. Маслоу):

• адекватное, объективное восприятие реальности;

• принятие себя и других;

• концентрация не только на себе, но и вне себя;

• созидательность, способность к творческой деятельности;

• общность с другими, чувство принадлежности, соучастия;

• способность создавать устойчивые эмоциональные отноше­ния с другими;

• способность к позитивной ценностной ориентации;

• чувство юмора, доброта;

• творческая способность к оригинальности.

Если учитель стремится к самоактуализации, он создает на уроке позитивный климат и дети воспринимают процесс обу­чения как внутренний рост. Такой учитель выбирает профес­сию сознательно, поскольку педагогическая деятельность пред­ставляет ему возможность собственного развития.

Знания педагога о самом себе, о своих личных и професси­ональных качествах, оценка своей профессиональной компе­тентности становятся предметом его самоотношения. Аффек­тивный компонент профессионального самосознания включает в себя несколько видов отношений:

• к системе своих педагогических действий, к средствам и способам достижения этих целей; оценкой результатов своей работы;

• к системе межличностных отношений с учениками, эмоци­ональную оценку реализации функций педагогического об­щения в своей профессиональной деятельности;

• к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессионала, оценку уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соот­ветствие своему собственному идеальному Я-образу педа­гога.

В данной структуре самосознания формируется реальное чувство «за» или «против» собственного «Я» и соответственно самопринятие (непринятие), самоуважение (неуважение), са­моинтерес и т. д. Важнейшей характеристикой аффективной подструктуры профессионального самосознания учителя явля­ется самооценка — личностное суждение о собственной цен­ности.

В современной американской педагогике существует спе­циальный термин «эффективные учителя». К важным особен­ностям эффективного учителя относят уверенность в себе и высокую самооценку (позитивная оценка себя как способного человека, достойного уважения), эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости. Однако у большей ча-

29сти современных педагогов преобладает негативная Я-концеп-ция, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринима­ют себя и окружающих, обладают чувством повышенной тре­вожности, что негативно сказывается на педагогическом про­цессе.

Степень адекватности самооценки педагога во многом оп­ределяет развитие эмоциональной напряженности в педагоги­ческой деятельности. Обладая адекватной самооценкой и по­зитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воз­действие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личность.

Позитивный характер педагогического имиджа способствует профилактике развития эмоционального напряжения у учите­ля и его учеников, содействует развитию у них таких личност­ных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверен­ность в себе. В связи с этим подготовку учителей необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать у них пози­тивное самовосприятие и самоотношение.

Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога со­бой и своей профессиональной деятельностью вызывают опре­деленные поведенческие реакции, т. е. составляют поведенчес­кий компонент профессионального самосознания. Удовлетво­ренность своей профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития эмоциональной устойчивос­ти, для поддержания необходимого эмоционального тонуса, чув­ства собственного достоинства. Учитель, чувствующий удовлет­воренность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с учениками. Он с большей готовностью идет на кон­такт с детьми, оказывает позитивное воздействие на их лич­ность.

Итогом процесса профессионального самосознания явля­ется формирование Я-концепции педагога, в которой присут­ствуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий ком­понент.

Высокий уровень развития самосознания будущего педагога предполагает самосознание собственного профессионального «Я», умение анализировать свое поведение и поступки, оцени­вать их со стороны, обнаруживать свои недостатки и стремиться к самосовершенствованию. Развитие осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании лично­сти является одним из условий формирования эмоциональной устойчивости будущего педагога.

Методика самооценки студента

Представленная ниже методика самооценки студента мо­жет выполняться как индивидуально, так и в группе. Эта мето­дика пригодна и для групп юношеского возраста (старшекласс­ников).

Испытуемым выдаются бланки для самооценки личности.

Инструкция первая. Прочтите внимательно все слова, ха­рактеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желатель­ности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе № бланка слева от того каче­ства, которое, по вашему мнению, является самым желанным, полезным, значимым; оценку «1» — слева от качества, кото­рое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, ни одна оценка не дол­жна повториться.

Загните левую часть бланка с оценками таким образом, что­бы они не были видны.

Инструкция вторая. В графе N справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наи­большей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Оценки не долж­ны повторяться.

Определение самооценки и интерпретация результатов тестирования

• Отогните левую часть бланка.

• Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, выч­тите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d, возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе d2.

• Сложите все значения с d2 и запишите внизу полученную сумму.

• Помножьте эту сумму на 0,00075.

• Из единицы вычтите полученное произведение.

В конечном счете вы определите коэффициент ранговой корреляции г, который может иметь значения от +] до —1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением челове­ка к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же ка­честв у самого себя. Чем ближе коэффициент к +1, тем выше самооценка, выражающаяся значениями коэффициента кор­реляции 0,62 — 0, 85. Значения г, превышающие 0,85, могут сви­детельствовать о завышенной самооценке, о некритичном от­ношении к себе.

Бланк самооценки личности

Качество N d d2  
  Уступчивость Смелость Вспыльчивость Настойчивость Нервозность Терпеливость Увлекаемость Пассивность Холодность Энтузиазм Осторожность Капризность Медлительность        
  Нерешительность Энергичность Жизнерадостность Мнительность Упрямство Беспечность Застенчивость      
                 

г = 1 - 0,00075 х Sd

Практические занятия по психологии: Учеб. пособие/Под ред. Д.Я. Бог­дановой, И. П. Волковой. М., 1989.

Задания для развития

профессионального самосознания студентов -

будущих педагогов

Я-концепция учителя

и его педагогические установки

Информация к размышлению: «Проблема Я-концепции учи­теля... служит реальным психологическим обеспечением успе­ха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднени­ям и явным или скрытым неудачам.

В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих по­ниженной самооценкой, были выявлены установки, заключа­ющие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние. Для ха­рактеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:

1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.

2. Используя любую возможность, создавать учащимся труд­ности, так как это не дает расслабляться.

3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.

4. По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.

3 — 1626

335. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.

6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.

7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины;

8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорциональ­но его вине.

Вопросы для обсуждения:

• Насколько были присущи учителям школы, которую Вы окончили, приведенные педагогические установки?

• Какие из них разделяете Вы?

• Какая Я-концепция характерна для Вас: высокая или зани­женная?

Задания по анализу информации:

• Обсудите в группе каждую из процитированных учитель­ских установок с точки зрения конфликтогенности обще­ния со школьниками.

• Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогичес­ких ориентации, сформулируйте их на принципиально иной основе, соответствующей учителям с положительной Я-кон-цепцией.

Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск, 1998.

Психологически здоровый человек

Информация к размышлению: «Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раско­ванно... Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель — будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они уме­ют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятель­ностью, независимостью от предрассудков времени, авторите­тов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом - и

от аромата цветка, и от красоты математической формулы.... Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это не­редко дает силы найти выход. Эта личность необычайно актив­ная — никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск — не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач — умеют достойно пережить их, не сло­маться.

И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собствен­ных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, пре­одолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь — сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности».

Вопросы для обсуждения:

• Как часто Вам приходилось встречать школьных учителей, обладающих психологическим здоровьем?

Задание по анализу информации:

• Проанализируйте состояние своего психологического здо­ровья и составьте программу самосовершенствования.

Гозман Л.Я., Ажигихина Н.И. Психология симпатий. М., 1988. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск, 1998.

Позитивность Я-концепции педагога

Информация к размышлению: «...чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю препо­давания, основанному на постановке вопросов, требующих од­нозначного ответа, на изложении фактов с целью одного толь­ко запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к

35примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения... Как видим, вновь во весь рост встает проблема Я-концепции учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятель­ности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других... Учителя, обладающие позитивным само­восприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических спо­собностях, вступают в общение с другими с большей легкос­тью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие пе­ред ними на уроке».

Вопросы для обсуждения:

• Как складывается Я-образ педагога? Какие факторы влия­ют на его формирование?

• Каким образом позитивность Я-концепции связана с само­актуализацией личности, мотивацией на профессиональную деятельность?

• Влияет ли позитивность самовосприятия учителя на уровень его эмоциональной устойчивости? В чем это может прояв­ляться?

• Предложите способы гармонизации личности учителя, по­вышения уровня его профессионального самосознания.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. Пилшювский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотех­нологического общества // Педагогика. 1997. № 5.

Упражнения на осознание особенностей самовосприятия себя и восприятия себя другими

Упражнение «Кто я?»

Напишите в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответьте на вопрос «Кто я?»; используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я — ...». В завершение работы каждый может громко прочесть свой перечень остальной группе и отреф-лексировать те ощущения, чувства, эмоции, мысли, которые возникали в процессе выполнения этого задания.

После этого участники образуют группы по 2 — 3 человека и зачитывают друг другу листки с самоописанием, одновремен­но заполняя предложенную ниже схему. Это задание позволяет выявить особенности индивидуального самовосприятия, ос­мыслить, насколько целостен образ собственного «Я».

«Я» телесное «Я» эмоциональное «Я» умственное «Я» социальное

Упражнение «Самокритика»

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие та­ким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, раз­деляют на три полосы по вертикали.

1-я графа. «Кто я?». 10 слов-эпитетов. Ответы записывают­ся быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. «Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?» (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

37Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Выделяет, в чем сходство характеристик. Можно выделить до­минирующую линию поведения — она повторяется во всех тре> характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. П( количеству совпадений можно предполагать степень открыто­сти человека.

Упражнение «Проективный рисунок»

Предлагается выполнить 2 рисунка: «Я такой, какой есть» и «Я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Ри­сунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важ­на.

Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Про­извольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было вид­но. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке — не формальное описание, а свои ощущения от ри­сунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться опре­делить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, расска­зывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наи­более понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.

При обсуждении отметить тех, чьи интерпретации понра­вились авторам рисунков.

Упражнение «Сколько во мне людей?».

Предлагается для обсуждения цитата из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют ше­стеро — каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каж­дый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из дво­их, каким они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения: • Как Вы понимаете эту фразу?

• Как самосознание человека связано с отношениями с ро­дителями, друзьями, коллегами по работе?

Упражнение «Прокурор и адвокат»

Участники делятся на две группы (произвольно). Одна иг­рает роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готов­ности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентиру­ют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «проку­роры» аргументированно доказывают обратное.

Упражнение «Мой портрет» (Я глазами группы)

Каждый из участников по мере психологической готовнос­ти пытается выразить свои представления о том, каким его пред­ставляет (воспринимает) группа, в т. ч. какими являются ощу­щения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправ­ляет участника, который высказывает свои представления толь­ко в случае очень значительного расхождения с действитель­ным восприятием группой этого человека.

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называ­ют 5—7 причин, по которым вышедшего участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, зам­кнут и т. д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует выс­казывания, на этот раз без указания источника, так как мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сна­чала он должен сам попробовать назвать 3—4 причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. Пос­ле этого зачитывается «протокол». У участника есть право на один вопрос, если что-то не ясно для него в этом перечне.

39Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностно­го общения. М., 1991.

Упражнения на развитие позитивного самовосприятия

Упражнение «Контраргументы»

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пун­кта укажите то положительное, что этому можно противопос­тавить.

Например:

Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь

Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям

Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо

Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это очень необходимо, собраться и выполнить все, что наметил

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им под­ходящие примеры. Выберите одного из Ваших товарищей по группе и изложите ему эти контраргументы, подтвердив их при­мерами.

Упражнение «Представьте себя ребенком»

В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы жи­вем с грузом тех суждений, которые слышали детьми. Осно­ва нашего жизненного сценария — то, как нас запрограмми­ровали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши ро­дители, учителя, родственники говорили о Вас. А затем спра­ва запишите все то хорошее, что Вам говорили о Вас родные и учителя.

Обсуждение:

• Какой из этих списков длиннее?

• Какой из них в большей степени определяет Ваше отноше­ние к себе?

Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Необязательно говорить только о положи­тельных чертах характера, важно отметить то, что является, мо­жет являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важ­но, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т. д. Это упражнение направлено не только на само­раскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказы­ваний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать каждую попытку самокритики, самоосужде­ния.

Другие члены группы не задают вопросы, не высказывают­ся, они остаются только слушателями. Через 3—4 минуты на­чинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по оче­реди.

После этого преподаватель предлагает всем попытаться про­вести «инвентаризацию» своих сильных сторон и записать их в тетрадь.

Упражнение «Кто я»

Предлагается честно и откровенно закончить предложе­ния:

— Я горжусь собой, когда я...

— Я симпатичный человек, потому что...

— У меня есть два таких замечательных качества ...

— Одна из самых лучших вещей, которые я сделал (а) в сво­ей жизни...

41Вопросы для обсуждения:

• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

• Испытывали ли Вы затруднения^когда писали о себе «хоро­шо»?

Упражнение «Кинопроба»

(на развитие чувства собственной значимости)

1. Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми Вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым Вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но ....» и дополните словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

• Что Вы чувствовали, делясь своими достижениями?

• Как Вам кажется — другие испытывали то же, что и Вы, ког­да Вы выступали? Почему?

Упражнение «Достоинства»

(на развитие позитивного самосознания)

Упражнение выполняется в кругу. Каждый по часовой стрел­ке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором они назывались.

Упражнение «Восприятие жизни»

Разделить лист на 2 колонки. В первой записать плохие со­бытия и ситуации своей жизни. В правой — положительные аспекты тех же событий.

Правила:

1. Не обсуждать и не обдумывать идеи.

2. Записывать все идеи, которые придут в голову.

3. Не оценивать идеи как плохие или хорошие. Обсуждение значения положительной интерпретации ситу­ации.

Упражнение «Зеркальное отражение суждений партнера»

Группы делятся на пары. Один человек описывает какую-либо ситуацию с отрицательной стороны. Второй находит по­ложительные аспекты этой ситуации.

Упражнение «Тост»

Группа собирается в круг. Предлагается ситуация: «Вы на вечеринке. У вас праздничная дата. В руках у каждого бокалы». Все по очереди поднимают бокалы и произносят хвалебный тост в свою честь. После каждого тоста все «выпивают» содержимое бокалов в знак согласия с тостом.

Упражнение «Брачное объявление»

Всем членам группы дается 3 — 5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологи­ческий автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека (важно выделять психологи­ческие характеристики, а не увлекаться описанием внешнего вида, наличием квартиры, дачи и т. д.). Затем все по очереди зачитыва­ют свои объявления, а группа помогает добавлять то, что участ­ник пропустил, т. е. идет редактирование объявлений.

Вопросы для самоконтроля:

• Отчего зависит формирование Я-концепции личности?

• Какую роль в развитии личности занимает позитивное са­мовосприятие, адекватность самооценки?

• Насколько, по Вашему мнению, положительно Ваше само­сознание?

• Какие признаки отличают человека, обладающего положитель­ным самосознанием? Для чего оно необходимо учителю?

• Как можно развивать свое самосознание?

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

43Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулиро­вания конфликтов. Минск, 1999.

Задания для самостоятельной работы

Для самостоятельного выполнения студентам предлагает­ся выполнить следующие задания и упражнения:

Упражнение «Самоисповедь».

Открытость — это прежде всего умение быть честным и ес­тественным в отношениях с другими и с самим собой. Оцените свою открытость, ответив на вопросы:

— Хорошо ли знают меня другие люди?

— Легко ли им понимать меня?

— Знаю ли и понимаю ли я себя сам?

— Помогаю ли я другим лучше понять себя?

Упражнение «Написание себе письма». Напишите себе пись­мо и попытайтесь в нем дать реальное видение себя. Старайтесь быть максимально откровенным. Описывайте все, что волнует, радует в данный момент, что мешает самовыражению. Возьмите за правило делать это каждый раз, когда вам трудно, когда ощу­щается необходимость излить свои чувства, лучше понять себя.

• Составьте список формул похвал (повесьте на стену) — «Се­годня я горжусь собой, потому что ...».

• Проведите эксперимент со своими близкими или знакомы­ми: попросите их сказать о себе что-нибудь хорошее и за­фиксируйте время, затраченное ими на размышление. По­том попросите их сказать о себе что-нибудь плохое и также зафиксируйте время. Сравните, в каком случае им понадо­бится больше времени на размышление.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

Наши рекомендации