Этикет в профессиональной культуре педагога.
Речевой этикет преподавателя
Понятие речевой этикет преподавателя и просто речевой этикет не совпадают в определениях. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как «правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих.
Понятие речевой этикет – это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям». К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания.
Типичными же нарушениями речевого этикета в речи преподавателей являются:
· использование единиц со сниженной стилистической окраской;
· злоупотребление словами, с отрицательной эмоционально-оценочной коннотацию;
· излишняя категоричность высказываний;
· навешивание ярлыков;
· ошибки в применении обращений.
Речь преподавателя должна стать для обучающихся «риторическим идеалом» не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения выполнения правил речевого этикета. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать ученику то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе.
При характеристике коммуникативного поведения преподавателя очень важны такие свойства, как тон речи, манера обращаться к ученикам, отвечать им, оправданность использования оценочных суждений, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих сказанному.
Педагогический такт
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.
10. Стили педагогического общения.
Стиль педагогического общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе.
Можно выделить шесть основных стилей руководства учащимися:
· Автократический (самовластный), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учеников, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, осуществляет жесткий контроль за выполнением своих требований;
· Авторитарный (властный), допускает возможность для школьников участвовать в обсуждении учебной или коллективной жизни, но решение принимает все равно учитель в соответствии со своими установками;
· Демократический стиль предполагает учет мнения учеников, педагог стремится понять детей, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»;
· Игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель редко вмешивается в жизнедеятельность школьников, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
· Попустительский стиль, конформный проявляется в случае, когда преподаватель идет на поводу желаний детей;
· Непоследовательный, алогичный стиль – в зависимости от внешних обстоятельств и настроения преподаватель осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и появлению конфликтных ситуаций.
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения:
1) Общение на основе увлеченной совместной деятельности педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят».
2) Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, участника совместной учебной деятельности. Однако следует избегать панибратства.
3) Общение-дистанция. Во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, а в воспитании со ссылкой на опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение учитель – ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4) Общение – устрашение – негативная, антигуманная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность.
5) Общение – заигрывание. Характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает ложный, дешевый авторитет.
Нередки случаи формирования не индивидуального стиля, а псевдостилю - системы приемов, обеспечивающих ситуационный приспособительный эффект и (с принципиального взгляда) не могут быть приняты. Он проявляется в выработке ложных, ошибочных индивидуальных приемов и способов работы, не гарантируют высоких результатов деятельности и задерживают развитие способностей.
Псевдостиль может образовываться по-разному: стихийно - на основе незнания настоящих приемов и способов работы, а также своих индивидуальных особенностей; путем подражания образцов поведения товарищей, преподавателей, учителей-наставников, в которых другие типологические особенности. Возникновение псевдостиле опасно тем, что студент, сформировав, закрепляет его. Процесс перестройки всегда сложный и тяжелый. Псевдостиль и черты личности тормозят успешное обучение будущего учителя, препятствуют приобретению глубокой системы знаний, формированию индивидуального стиля, развития способностей студентов.
Итак, педагогическое общение будет продуктивным только тогда, когда будет основываться на уважении к личности учащихся, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать необходимый тип общения.
Вопрос 11. Психология восприятия учебного процесса участниками педагогического общения. Темпоритмические, характерологические и эмоциональные барьеры в педагогической коммуникации. Взаимопонимание в педагогическом общении и его составляющие. Педагогическое видение ситуации общения. Социально-перцептивная культура учителя. Функциональный, стереотипный, инерционный, проецирующий, инфантильный типы педагогического восприятия. Педагогическая эмпатия. Роль индивидуального подхода при коррекции стратегии и тактики речевого воздействия.
Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися (В.А. Сластёнин).
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. Барьеры в общении с учащимися
Одной из сложных, педагогически значимых проблем педагогической психологии являются затруднения или барьеры, с которыми человек сталкивается в своей деятельности, в общении.
Затруднение в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.