Из стратегии воспитания до 2025 года
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
4. Педагогика – наука об образовании в круге научного знания.
Изначально педагогика развивалась как педагогическая практика: родители, а затем самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду. Но затем начали складываться элементарные педагогические знания, которые передавались из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли свое отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, анекдотах (например, «век живи - век учись», «повторение - мать учения», «яблоко от яблони недалеко падает» и т.п.). Так постепенно создавалась народная педагогика.
Но народная педагогика не могла объяснить разрозненные педагогические факты и явления, выработать научные способы управления процессом обучения и воспитания подрастающих поколений. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей, появилась потребность в обобщении сложившегося опыта воспитания. Началось становление педагогики как науки.
Длительное время становление педагогической науки осуществлялось в рамках философии. Зачатки педагогических знаний были заложены в трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Демократа, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Конфуция и др.)- Так, своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана «Образование оратора». Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике, его изучали во всех риторских школах.
Педагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).
Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
К основным категориям педагогики относят: Обучение, Воспитание, Педагогическое взаимодействие
Прежде всего, отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания "образовательный процесс" и "педагогический процесс" будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.
Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых.
Воспитание как категория педагогики – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического.
5. Методология историко-педагогического знания.
Методология – это учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой деятельности и её преобразования. Методология педагогики – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методология педагогики. Методология – это учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой деятельности и её преобразования.
Выделяют четыре уровня этого учения, относящихся и к методологии педагогической науки:
1) общенаучная методология – общие принципы и способы любого научного познания;
2) частная методология – основы познания специфических объектов и их качественных особенностей, исследуемых конкретной наукой.
В П. – это особенности применения общенаучной методологии к исследованию своеобразной педагогической действительности, её адаптации к ней и дополнения;
3) специальная методология – основы познания отдельных особенностей предмета конкретной науки. В П. – особенности В. школьников, обучения взрослых гуманитарного О., подготовки людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.п.;
4) методы и методика научного исследования, адекватные специфике педагогической реальности и конкретно исследуемой проблеме.
Методология педагогики – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику В., Обуч. и О. Выделяют две стороны методологии: теоретическую и нормативную.
Теоретическая сторона методологии связана с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включает мировоззренческую функцию, объясняет получаемые результаты и делает выводы.
Нормативная сторона методологии – изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приёмов научного педагогического исследования.
Исторически в зарубежной и отечественной науке сложились разнообразные методологические подходы к пониманию сущности истории педагогики как науки: историко-культурный (К. Шмидт, Л.Н. Модзалевский), формационно-классовый, или марксистско-ленинский (Е.Н. Медынский, И.Ф. Свадковский, Г.Е. Жураковский, А.П. Пинкевич, Н.А. Константинов и др.), парадигмальный (М.В. Богуславский), цивилизационный (Г.Б. Корнетов), антропологический (Б.М. Бим-Бад) и др.
В связи со сменой в России общественных ориентиров в историко-педагогической науке получили обоснование разнообразные методологические подходы.
· Цивилизационный подход (Г.Б. Корнетов и др.). Сущность данного подхода – в рассмотрении человека и хода всемирного историко-педагогического процесса в контексте мировой культуры и человеческой цивилизации. Исходя из многозначности трактовки категории «цивилизация», Корнетов предлагает своё видение логики всемирного историко-педагогического процесса, который «предстаёт как некая определённая целостность со строго иерархизированными и взаимосвязанными уровнями всеобщего (человеческая цивилизация), общего (цивилизация-стадия), особенного (великие цивилизации) и единичного (локальные цивилизации)».
· Парадигмальный подход (М.В. Богуславский) используется для осмысления генезиса научно-педагогического знания. Концепция парадигмального подхода трактует историю науки как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Основой формирования и функционирования таких сообществ является принятие их членами определённой модели научной деятельности – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок.
В отличие от цивилизационного подхода, при котором акцент в понимании всемирного историко-педагогического процесса делается на социокультурные детерминанты историко-педагогической динамики, он предполагает в основе типологии собственные научно-педагогические основания.
· Культурологический подход. Его значимость обусловлена сущностью понятия «культура» как опыта, накопленного человечеством в процессе его существования и включающего в себя практику воспитания. Вместе с тем, само педагогическое знание выступает также как часть культуры, занимая в ней определённое место и вместе с другими науками способствуя обогащению и дальнейшему культурному развитию стран и народов.
Кроме того, культурологический подход позволяет рассматривать субъектов воспитания и образования как потребителей и носителей культуры различных исторических эпох.
· Антропологический подход (Б.М. Бим-Бад) особенно значим в современной истории педагогики как области научного знания, поскольку он позволяет концентрировать внимание на человеке как базовой ценности, учитывать особенности его духовного и личностного развития в определённых исторических условиях и функционирования педагогической системы, понять гуманистическую сущность развития всемирного историко-педагогического процесса.
· Системный подход предполагает рассмотрение проблем истории образования и педагогической мысли на различных уровнях:
а) понимание их как целостности в виде истории педагогических систем, теорий, концепций;
б) исследование структуры, внутренних связей и отношений внутри целостных объектов с учётом внешних и внутренних факторов в системе «педагогическая теория – педагогическая практика»;
в) изучение отдельных компонентов как подсистем; применительно к истории образования: пути развития разнообразных типов и видов образовательных учреждений; в педагогической мысли – наиболее значимые идеи, концепции (например, природосообразности, единства умственного, нравственного, духовного развития как базиса формирующейся личности, свободного воспитания и др.).
· Синергетический подход, разработанный И. Пригожиным и Т. Хахеном на уровне междисциплинарных исследований, применительно к истории образования и педагогической мысли помогает осмыслить открытость, «нелинейность» развития всего историко-педагогического процесса как сложной системы, прямые и обратные переходы систем от нестабильности к стабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.
История педагогики как наука располагает большим многообразием общенаучных и специальных методов познания историко-педагогического процесса и его закономерностей:
· теоретический историко-педагогический анализ, предполагающий всестороннее изучение истории образования и педагогической мысли как целостного явления, отражающего сущность всемирно-исторического процесса, имеющего свою сложную и динамическую структуру, функциональные связи и отношения, обеспечивающие его прогрессивное развитие как составляющей культуры, человеческой цивилизации в целом;
· контент-анализ, позволяющий изучать источники и сущность историко-педагогических проблем с точки зрения смыслового значения, в каком их представлял автор;
· аналогий – способ установления определённого сходства в историческом развитии практики образования и педагогической мысли (на примере разных цивилизаций, государств, конкретных педагогических систем, идей, теорий и т.д.);
· исторического моделирования – способ мысленного, знакового или материального образа процесса исторического развития образования и педагогической мысли в виде описания схем, предполагающий реконструкцию историко-педагогических явлений;
Функции методологии педагогической науки (педагогики):
1) | гносеологическая (познавательная)функция – реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов; |
праксеологическая (преобразовательная)функция – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
аксиологическая (оценочная)функция или функция критики развития педагогической науки – реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;
аксиологическая (оценочная)функция или функция критики развития педагогической науки – реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;
функциянормативного предписания – показывает «что должно быть и как»;
эвристическая (творческая)функция – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.
Основные методологические подходыв педагогике:
1. системный;
2. личностный;
3. деятельностный;
4. полисубъектный (диалогический);
5. аксиологический;
6. культурологический;
7. антропологический;
8. этнопедагогический.
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.
Личностный подходв педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход.Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого)
Полисубъектный (диалогический) подходозначает, что личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.
Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.
Аксиологический (или ценностный) подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом; является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.
Культурологический подходкак методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию – учение о ценностях и ценностной структуре мира.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
Этнопедагогическийподход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824-1870 гг.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
6. Методологическая культура и компетентность специалиста в области образования.
Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.
Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.
1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.
2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.
3. Методическая рефлексия.
Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.
Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры педагога, т. е. создание нового педагогического опыта, в котором нет действия по шаблону. Таким образом, только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.
Определение уровней методологии влияет и на определение уровней методологической культуры, которые соответствуют ей. Выделяются такие уровни методологической культуры:
1) педагогический;
2) общенаучный;
3) философский.
Только овладев указанными уровнями культуры, педагог может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.