Оценка уровня реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года

Долгосрочные цели и сценарные параметры социально-экономического развития Хабаровского края определены Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр
(далее – Стратегия-2025).

Главной целью Стратегии-2025 определено формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Стратегия-2025 предусматривает выполнение поставленной цели в два этапа.

Первый этап по реализации Стратегии-2025 завершен в 2015 году. Уровень достижения целевых показателей представлен в таблице 1.

На первом этапе реализации Стратегии-2025 в рамках развития экономической системы края определенных успехов удалось достигнуть в промышленном производстве и транспортной сфере.

Уровень целевых показателей инновационного сценария
Стратегии-2025 достигнут и даже превышен по демографическим показателям: рождаемость и смертность на 1 тыс. чел. населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

Достижение целевых показателей социально-экономического развития
Хабаровского края

Таблица № 1

(процентов в сопоставимых ценах)

А. Среднегодовой темп роста за 2008 – 2015 гг., процентов

Показатель Факт Целевое значение
Инерционный вариант Инновационный вариант (основной)
Уровень развития экономики
Валовой региональный продукт 100,6 103,0 105,2
Инвестиции в основной капитал 99,1 104,9 109,0
Промышленность 103,2 101,6 106,5
Продукция сельского хозяйства 100,2 100,8 103,0
Оборот розничной торговли 104,4 105,1 106,3
Грузооборот транспорта 112,9 106,2 111,2
Услуги связи 101,5 110,0 112,6
Уровень жизни
Реальные денежные доходы населения 102,0 х 108,5
Реальная начисленная заработная плата 102,6 х 109,6

Б. Социальные индикаторы

Показатель 2008 год 2015 год Целевое значение
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел. 1353,0 1336,4 1398,0
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения 18,8 13,3 12,5
Доля среднего класса, в процентах от общей численности населения 18,0 19,0 27,0
Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, раз 2,4 2,8 4,5
Рождаемость, случаев на 1 тыс. населения 12,6 14,3 12,2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 65,0 68,7 66,0
Смертность, случаев на 1 тыс. населения 14,5 13,4 14,0
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, в процентах 8,6 5,3 4,9

Относительная неудача с выходом на предусмотренные
Стратегией-2025 целевые показатели в области экономики и доходов населения связана с выбранными ожиданиями сохранения сложившихся в период 2000 – 2008 гг. тенденций и пропорций в экономической, социальной и институциональной сферах. Предположение о высокой скорости восстановления национальной и региональной экономики после кризиса 2008 – 2009 гг. и при фундаментальном осложнении общеэкономической ситуации в стране в 2014 – 2015 гг. оказалось неосуществимым.

Тенденции экономического роста и инвестирования в экономический рост в крае претерпели существенное изменение. Если в 2000 – 2008 гг. средний за год темп прироста ВРП составлял 7,4 процента, что формировало высокую интенсивность прироста доходов бюджета и увеличения совокупного спроса, то под воздействием кризисных явлений мирового масштаба среднегодовой темп прироста ВРП в 2009 – 2015 гг. составлял только 0,6 процента, что существенно изменило возможности как краевого бюджета, так и в целом ухудшило конъюнктуру и ожидания экономических агентов. Кардинально изменились также тенденции инвестирования, что отражало необходимость пересмотра инвестиционных мотиваций.

В то же время стоит отметить, что основные макропоказатели за период 2008 – 2016 гг. имели положительную динамику (рисунок 5). Это отражает способность экономики региона противостоять внутренним и внешним вызовам, а при сопоставлении значений макропоказателей региона со среднероссийским уровнем подтверждается эффективность выбранной Хабаровским краем экономической и социальной политики.

Рисунок 5

Динамика основных макроэкономических индикаторов Хабаровского края
в 2016 году, в процентах к 2008 году

Оценка уровня реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года - student2.ru

К 2017 году наибольших успехов удалось добиться в решении следующих задач Стратегии-2025:

- обеспечении загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса;

- развитии лесопромышленного и рыбоперерабатывающего комплексов;

- развитии транспортного сектора, в том числе трубопроводного транспорта;

- внедрении новых, высокотехнологичных услуг в сфере здравоохранения;

- повышении качества и доступности услуг общего и профессионального образования;

- улучшении демографических показателей (рост рождаемости, снижение смертности, замедление миграционного оттока населения).

Успешно реализованы крупные отраслевые проекты, направленные на создание новых производств и модернизацию экономики края:

- масштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов в
гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре;

- в целях реализации программы строительства Российского регионального самолета Сухой Суперджет 100 проведена масштабная программа по техническому перевооружению Комсомольского-на-Амуре филиала АО "Гражданские самолеты Сухого": приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов;

- проекты по добыче и переработке полезных ископаемых (горно-обогатительный комбинат производительностью 100 тыс. тонн золотосодержащего концентрата на месторождении "Албазино" в районе им. Полины Осипенко, гидрометаллургический комбинат в г. Амурске, обогатительная фабрика на Ургальском каменноугольном месторождении в рп. Чегдомын);

- производства по переработке древесины (деревообрабатывающий комплекс по производству 150 тыс. куб. м. пиломатериалов в п. Березовый Солнечного района, деревообрабатывающий комплекс по производству 550 тыс. куб. м пиломатериалов, 140 тыс. куб. м ДСтП, 240 тыс. тонн топливных гранул в пос. Октябрьский Ванинского района, завод по производству 150 тыс. куб. м пиломатериалов в п. Хор, завод по производству 300 тыс. куб. м лущенного шпона Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске);

- развитие транспортного комплекса (наращивание портовых мощностей по перевалке грузов в порту Ванино, ввод в эксплуатацию второй очереди железнодорожного мостового перехода через реку Амур у г. Хабаровска, строительство Кузнецовского тоннеля, строительство автодорожного моста через протоку Амурская);

- проекты по развитию агропромышленного комплекса (модернизация и наращивание мощностей ЗАО "Переясловский молочный завод" и ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край", ПЭТ линия для увеличения производственной мощности филиала ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" "Балтика – Хабаровск", тепличные комплексы в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, проекты по птицеводству, рыбоперерабатывающие комплексы и цеха в гг. Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на–Амуре, в Советско-Гаванском, Нанайском и Амурском муниципальных районах).

За период 2008 – 2016 гг. построено около 500 км автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования. Введено около 3,4 млн. кв. м жилья (в 2015 году построено 449,5 тыс. кв. м жилья – максимальный объем строительства с 1990 г.).

В целях улучшения качества жизни населения введены социально значимые объекты:

1) образования (более 35 детских садов, школы, в том числе Краевой центр образования в г. Хабаровске);

2) здравоохранения (консультативно-диагностические центры в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Перинатальный центр в г. Хабаровске, больница
в п. Ягодный, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями в гг. Бикин и Советская Гавань, Центр позитронно-эмиссионной томографии краевого клинического центра онкологии, центр амбулаторного диализа г. Хабаровске, хирургический блок онкодиспансера
в г. Комсомольске-на-Амуре);

3) культуры и спорта (краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Краевой Дворец культуры и спорта "Русь", детско-юношеский клуб "Спарта" п. Переяславка района им. Лазо, крытый ледовый дворец для хоккея с мячом – арена "Ерофей", спортивное сооружение с искусственным льдом рп. Ванино, плавательные бассейны в гг. Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, дом культуры в с. Верхняя Эконь Комсомольского муниципального района, социально-культурный центр в с. Датта Ванинского муниципального района).

В Хабаровском крае ведется переход на новую экономическую модель роста, которая включает в себя в том числе формирование и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (далее также – ТОСЭР), режим Свободного порта, комплексное развитие г. Комсомольска-на-Амуре, реализацию закона о "дальневосточном гектаре".

В крае созданы три ТОСЭР: "Хабаровск" (предусмотрено развитие производства строительных материалов, металлургии, пищевой промышленности, логистики), "Комсомольск" (развитие высокотехнологичных производств, производства деталей для воздушных судов, механообработки, переработки древесины, пищевой перерабатывающей промышленности) и ТОСЭР "Николаевск" (предполагает создание производств в рыбной и судоремонтной областях).

Определена роль г. Комсомольска-на-Амуре как индустриального и инженерного центра на Дальнем Востоке. Реализуется долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре[1].

Таким образом, несмотря на недостижение значений ряда целевых параметров, определенных Стратегией-2025, Хабаровскому краю удалось достичь нового уровня развития. Однако, существенное изменение общих условий функционирования национальной и региональной социально-экономических систем требует пересмотра как целевых ориентиров, так и системы приоритетов Стратегии-2025.

1.2.2. Оценка реализации "майских указов" Президента Российской Федерации

Заметное влияние на динамику и приоритеты социально-экономического развития Хабаровского края оказали целевые показатели и мероприятия, определенные указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года (далее – "майские указы").

"Майские указы" предусматривают достижение 43 показателей.

Система целевых показателей и мероприятий, установленная "майскими указами", на уровне Хабаровского края интегрирована в систему государственных программ края.

За 5 лет реализации "майских указов", несмотря на сложности экономической ситуации, в крае проведена серьезная работа и отмечены значительные успехи:

- с 2015 года обеспечена 100 % доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В течение 2011 – 2016 годов в крае за счет строительства, капитального ремонта и выкупа помещений создано более 7,3 тыс. новых дошкольных мест. На эти цели направлено почти 4 млрд. рублей, в том числе 2,1 млрд. рублей – из краевого бюджета. Ведется работа по сокращению очереди для детей от 1 года до 3-х лет;

- "с нуля" сформирована сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на 01 января 2017 г. – открыто 329 окон. Обеспечена доступность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" для более 99,0 процентов населения края;

- значительные изменения произошли и в сфере здравоохранения. Улучшены показатели по смертности от кровообращения, онкологии, туберкулеза. Практически в 2 раза снизилась младенческая смертность (с 10,5 до 5,9 умерших на 1000 родившихся живыми). Все эти изменения существенным образом сказались на росте продолжительности жизни: по итогам 2016 года она оставила 69,13 года (в 2011 г. – 66 лет);

- меры по поддержке многодетных семей, реализуемые в крае, позволили увеличить в 2015 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,854 (Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606
"О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлено значение к 2018 г. – 1,753);

- обеспечивается выполнение плановых показателей по заработной плате отдельных категорий работников образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.

Проделанная работа отмечена и рейтинговыми агентствами. Так, согласно медиарейтингу, составленному в 2016 году компанией "Медиалогия", Хабаровский край стал одним из 10 лучших регионов России по исполнению "майских указов". По их реализации в сфере экономики регион занял 5 место, в сфере государственного управления – 8 место.

В соответствии с государственными программами края будет продолжена работа по выполнению установленных "майскими" указами целевых значений показателей.

Наши рекомендации