Тема 7. Способы изучения особенностей поликультурной образованности дошкольников
План:
1. Введение, примечание: для правильного оформления введения необходимо ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна именно сегодня. Показать проблематику, существующую в рамках данной темы, объем введения не должен превышать 3 страниц.
2. Разработка диагностического материала.
3. Составление индивидуальной программы по коррекции недостатков, выявленных в ходе проведения диагностики.
Рекомендуемая литература:
1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 168 с.
2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва] // Российская газета. -25 ноября, 2013.
Тема 8. Теоретические основы и методика планирования мероприятий, направленных на поликультурное образование детей дошкольного возраста
План:
1. Разработайте перспективный план на месяц по поликультурному образованию детей одной из возрастных групп.
Рекомендуемая литература:
1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 168 с.
2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва] // Российская газета. -25 ноября, 2013.
Темы для самостоятельного изучения
8. Ознакомление с программами по поликультурному образованию детей дошкольного возраста
9. Изучение и анализ литературных источников о воспитательных средствах народов Поволжья.
10. Русские праздники и обряды как средство воспитания и образования детей.
11. Татарские праздники и обряды как средство воспитания и образования детей.
12. Мордовские праздники и обряды как средство воспитания и образования детей.
13. Чувашские праздники и обряды как средство воспитания и образования детей.
14. Изучение методической литературы и выделение нововведений касающиеся планирования мероприятий, направленных на поликультурное образование детей дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы
8. Составление календарного и тематического планов по поликультурному образованию.
9. Разработка рекомендаций для родителей по развитию поликультурного образования.
10. Составление плана работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
11. Составление конспекта ОД по формированию положительного отношения к разным народам.
12. Составление картотеки игр по поликультурному образованию для разных возрастных групп.
Инклюзивное образование в дошкольном образовании
Задания для самостоятельной работы
(Оформляется письменно в обычной тетради в клетку 12 л.)
Выполните задание согласно вашемуномеру в списке группы:
Задание | Ваш № в списке группы |
1. Разработайте структуру оценки диагностических заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- с задержкой психического развития и нарушениями речи;
- с недостатками слухового и зрительного восприятия;
- с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения.
2. Подготовьтесь к дискуссии по проблемам реализации права лиц с ОВЗ на образование;
3. Сформулируйте вопросы от имени: руководителя образовательного учреждения, педагога, родителя, воспитывающего ребенка с ОВЗ, родителя, воспитывающего ребенка, не имеющего отклонения в развитии;
4. Подготовьте сообщения, отражающее развитие практики инклюзии в зарубежных странах;
5. Обобщите опыт внедрения инклюзивного образования: выделите пути развития инклюзии в зарубежных странах, попытайтесь типологизировать варианты развития инклюзивной практики;
6. Проанализируйте «путь» России к практике инклюзии, выделите общие тенденции, типичные для всех стран и особенности развития отечественной модели;
7. Обоснуйте необходимость сохранения вариативности в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование, инклюзивное образование, образовательная интеграция, мейнстриминг);
8. Подготовьтесь к дискуссии «Инклюзивное образование: за и против». Выбрав позицию, сформулируйте основные доводы. Определите риски инклюзивного образования и возможные способы их преодоления
9. Проанализируйте существующие программы для детей с нарушениями интеллекта;
10. Изучите положение о деятельности ПМПК, определите ее роль в комплектации дошкольных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушениями речи;
11. Составьте схемы для анализа занятия в соответствии с видом ОВЗ
12. Составьте реферат на тему: «Педагогическая диагностика и ее место в учебно-воспитательном процессе с детьми с нарушениями интеллекта».
13. Разработайте «Диагностическое портфолио» для детей: с нарушением интеллектуального развития, с задержкой психического развития и нарушениями речи, с недостатками слухового и зрительного восприятия, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
14. Изучите материал по медико-психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушениями речи, составьте опорный конспект.
15. Дайте оценку особенностям и уровням развития ребенка в зависимости от вида ОВЗ;
16. Определите условия, в том числе средовые, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников.
Примерные вопросы к дифференцированному зачету
1. Международные правовые документы по инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2. Формы получения образования, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации специального (коррекционного) и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации
4. Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
5. Современные модели инклюзивного и интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
6. Умственная отсталость: специфика, степени, причины, клинические синдромы, атипичные формы, поведение детей и подростков
7. Задержка психического развития: понятие, характеристика, клинические классификации. Понятие задержки психического развития и пограничной интеллектуальной недостаточности.
8. Характеристика простого и осложненного психического инфантилизма
9. Роль биологических и социальных факторов в возникновении задержки психического развития
10. Понятия раннего детского аутизма и расстройства аутистического спектра: причины, проявления, клинические варианты, возрастные особенности проявления.
11. Методы психологической диагностики состояний умственной отсталости
12. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью
13. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР
14. Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
15. Виды документации
16. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики на детей с задержкой психического развития и нарушениями речи
17. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики на детей с недостатками слухового и зрительного восприятия
18. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики на детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
19. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики на детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения
20. Психологическое сопровождение педагогов на этапах введения и реализации инклюзивного образования
21. Психологическое просвещение родительской общественности как способ повышения готовности к реализации инклюзивного образования
22. Психологическое сопровождение педагогов, осуществляющих инклюзивное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями
23. Направления и формы психологической работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
24. Модели педагогического сопровождения и оказания помощи родителям воспитывающих детей с особенностями развитии
25. Формы взаимодействия с семьей и методы работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
26. Коррекционная программа как основа инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
27. Технология и этапы деятельности ПМПК
28. Технология и этапы деятельности медико-психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк)
29. Виды консилиума (плановый и внеплановый)
30. Комплексная диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья: умственная отсталость, ЗПР, нарушение ОДА, РАС, нарушение слуха и зрения
Основы предпринимательства