Информационное письмо по обучению письму леворуких детей
В последние годы среди учащихся начальных классов все чаще встречаются леворукие дети. По нашим данным, их может быть до 20—25% в классе.
С одной стороны, это, по-видимому, отражает снижение нашей общей нетерпимости к индивидуальности, к тому, что выделяет ребенка, отличает его от всех, с другой — объясняется ростом знаний родителей и учителей об особенностях леворуких детей, о пагубности переучивания.
Однако ситуация нетерпимого отношения к леворуким меняется еще очень медленно и одной из наиболее острых проблем остается выбор руки для письма на начальном этапе обучения и методика обучения письму.
Сегодня актуальны следующие вопросы: Как выделить леворукого ребенка? Как определить, какая рука ведущая? Что делать с леворуким ребенком? Переучивать или нет? Если нет, то по чему и как учить? И вообще, леворукость — это патология или норма?
Долгие годы в отечественной литературе вопрос о выборе руки для письма не обсуждался, а решался до удивительного просто — всем писать только правой рукой, а леворуких детей — просто переучивать. Несмотря на то, что это сопровождалось значительными трудностями, детей переучивали, используя самые «жесткие» меры, не считаясь с их особенностями, возможностями и даже здоровьем.
Многие не задумываются, почему переучивают — «просто потому, что все пишут правой», другие — потому, что боятся, как бы над левшой не стали смеяться, третьи — потому, что считают — в дальнейшем это помешает приобретению какой-то профессии, четвертые — потому, что сами переученные левши.
Взрослым необходимо знать, что преимущественное владение рукой определяется не желанием ребенка, а особой организацией работы его мозга. Только единицы одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой, а в большинстве случаев одна из двух — рабочая, или «ведущая».
Известно, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует, главным образом, противоположное полушарие: у правшей — левое, а у левшей, наоборот, — правое. Около 90% взрослых людей имеют ведущую правую руку, и лишь примерно 10% — левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой (таких людей называют амбидекстрами, или обоерукими).
Количество леворуких среди детей разного возраста различно, но с возрастом их число, как правило, снижается. Обследования школьников показали: среди 7—9-летних детей 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а в 14—15 лет — только 4,4% мальчиков и 4,1% девочек. Эти цифры реально показывают, как велико число переученных.
Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. Вот почему в большинстве случаев так сложно протекает этот процесс, вот почему учителям и родителям важно уметь определить ведущую руку, важно знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребенка. В то же время у леворукого ребенка, пишущего левой рукой, может не возникать никаких трудностей при обучении письму.
Определение ведущей руки требует определенной компетентности. Во-первых, потому, что картина может быть смазана предыдущим переучиванием, во-вторых, потому, что далеко не всегда леворукий ребенок и бытовые, и графические движения (письмо, рисование) будет выполнять только левой рукой. Считается, что к 5 годам в процессе деятельности формируется стойкое предпочтение руки, и в этом возрасте, а тем более в 5,5-—6 лет (когда начинается подготовка к письму) можно определить ведущую руку.
Существует несколько вариантов определения ведущей руки (рукости). Наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Нужно отметить, что обычно в вопросниках используются те двигательные навыки человека, которые формируются у него под влиянием окружающей среды, тех обычаев, привычек, которые приняты в его обществе.
Другой подход — оценка участия рук в процессе выполнения методики различных действий. И на наш взгляд, это более объективные методики. По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости «необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемешивает песок лопаткой, чистит зубы, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов».
Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и движения выполняются легче и точнее, то ребенок левша. Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания для тестирования рукости не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении -рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где стоит ребенок, как дается инструкция. Очень часто ребенок берет предмет той рукой, к которой он ближе.
Предлагая сокращенную батарею тестов (10 заданий), необходимо подчеркнуть условия проведения тестирования.
При выполнении тестирования взрослый должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбоку.
Обстановка тестирования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукоеть».
Можно начать тестирование следующими словами: « Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить». Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Виды заданий.
1. Рисование, тоже по желанию. Положите перед ребенком лист бумаги, ручку (лучше с черным мягким шариком) или карандаш (ТМ, М), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меняне получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно нарисовать такой же рисунок правой [левой) рукой, но ты постарайся», подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и качество работы правой и левой руки.
На это задание следует обратить особое внимание. Если трудно выделить, какой рукой графические движения выполняются лучше, обратите внимание, в каком случае ребенок работает более ловко, более легко, без напряжения, в каком случае штрихи более ровные, четкие.
2. Вписать слово подчеркнутое — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков (можно окрасить их в разные цвета), чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
3. Раскладывание карточек (карт). Все карточки (карты) ребенок должен взять в одну руку, а раскладывать другой. Ведущая — та рука, которой раскладываются карточки.
4. Бросание и ловля мяча — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить мяч ему несколько раз.
5. Цепочки из скрепок. Соединить 5—6 скрепок в цепочку. Ведущая та рука, которая действует более активно.
6. Нанизывание на иголку с ниткой бус (пуговиц для младших школьников). Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
7. Открывание флаконов, баночек с завинчивающейся крышкой. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2—3) сзавинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна.
5. Развязывание узелков. Заранее неплотно завязываются несколько узлов из шнура (лучше шелковистого) средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
6. Конструирование домика, ограды. «Построй из кубиков дом, ограду и т. п.». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.
10. Рисование крестиков. Нарисовать десять крестиков истереть их ластиком. Ведущая — более активная рука.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно зафиксировать их в таблицу:
Фамилия, имя____________________________________ Возраст_____________ Дата тестирования_______________ | |||
Тесты | Левая рука | Правая рука | Обе руки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | + | + | + |
При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука»; правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
Леворуким считается ребенок, получивший более 6 плюсов в графе «Левая рука». Если такой ребенок берет ручку в левую руку ипытается писать ею, нецелесообразно переучивать и заставлять его писать правой рукой.
Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и качество рисунка лучше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (в том случае, если он сам пытается писать левой).
При выборе ведущей руки для письма возникают некоторые сложности у амбидекстров (тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой илевой рукой). В этом случае лучше учить ребенка писать правой рукой.
При выборе руки для письма достаточно часто встречаются сложные случаи. Вот два возможных варианта:
1. Дети, ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, это дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали сраннего детства, поощряли при рисовании работу правой рукой. Необходимо учитывать, что у этих детей процесс обучения письму будет идет легче, если они будут писать левой рукой.
2. Дети, ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо и правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки, но может быть и «переучивание» в дошкольном возрасте. Целесообразно учить ребенка писать правой рукой. Большая часть леворуких детей имеет комплексные, непроходящие трудности и нарушение письма.
Одной из причин низкой эффективности обучения письму является отсутствие альтернативной адекватной методики обучения и прежде всего отсутствие специально разработанных дли леворуких детей рабочих тетрадей — «Прописей», учитывающих особенности функционального развития и организации деятельности левшей.
В течение многих лет сотрудники лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М. М. Безруких проводили глубокое изучение психофизиологических и нейрофизиологических особенностей развития леворуких детей, специальные исследования по физиологии формирования навыка письма у этих детей, что позволило при разработке «Прописей» учесть следующие особенности функционального развития леворуких детей:
—недостатки развития тонких координированных движений руки, пальцев;
—несовершенство нервно-мышечной регуляции движений;
—дефицит зрительно-пространственного восприятия;
—дефицит зрительно-моторной интеграции.
Вышеперечисленные особенности затрудняют формирование навыка письма у леворуких детей при обучении их по стандартной методике, не учитывающей психофизиологические особенности.
Методика обучения, в отличие от традиционной методики, не строится на методе механического копирования. Механические принципы формирования зрительного и двигательного графического образа буквы используются незначительно. Обучение строится на осознанном формировании образа буквы, фиксированном внимании к пространственному расположению элементов букв, их соотношении, направленности штрихов и траектории движений руки. Важным элементом методики является целостное восприятие буквы с выделением ее отдельных элементов.
При разработке прописей учтена также сложность нервно-мышечной регуляции графических движений у леворуких детей. Исследован принцип скользящего снижения высоты рабочей строки. На каждом листе прописей есть рисунок, который можно использовать для тренировки зрительно-пространственного восприятия.
Начзиная обучение леворукого ребенка письму помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв.
Особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме — леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При ошибочных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено:
— ручка должна (по возможности) составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим);
— рука при письме должна быть под линией письма;
— тетрадь располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела к левой руке;
— правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
— свет при письме должен падать справа. При изучении каждой буквы необходимо:
1. Зафиксировать внимание детей на правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов.
2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева—направо). Значок (<) поможет сделать это.
3. Необходимо объяснить детям, как соединяются буквы с помощью соединительного элемента (штриха), в каких случаях он необходим (ОМ, ОН, ЮК), а в каких — нет (ЛИ, УЛ, ШЛ).
4. Необходимо подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз. Движение и инструкцию нужно повторить несколько раз в замедленном темпе.
Обратная сторона каждого листа прописи — чистый лист со специальной разлиновкой — предлагается для выполнения самостоятельных письменных заданий.
9.6. РЕКОМЕНДАЦИИ[1] ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы). При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдаются недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.
Перечисленные особенности в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза или с умственной отсталостью, что является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при выборе образовательного учреждения для таких детей.
Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.
Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы, компенсирующего обучения являются:
1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и др.);
б) церебростенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, цереброэндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебростения) без нарушения интеллектуального развития;
в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дистония);
г) астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.
2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:
а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);
б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);
в) психогенное патологическое формирование личности;
г) синдром истинной невропатии;
д) избирательный мутизм на фоне реабилитационных мероприятий;
е) синдром психофизического инфантилизма;
ж) синдром/раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);
з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, Неустойчивости, истероидности, психостении);
и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.
3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;
б) олигофрения;
в) деменцйя органического, шизофренического и эпилептического генеза;
г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным диагнозом «задержка психического развития» вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР в результате педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения ле-ксико-грамматических конструкций.
У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоре-чевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в своевременой помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются); при обратном счете испытывают затруднения, пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но затрудняются назвать конечный результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, отсутствует контроль за своим поведением. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности клинико-психологической структуры у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду с незрелыми психическими функциями имеются сохранные, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-психолого-педагогическую комиссию (МППК) для решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение, где осуществляются лечебно-коррекционные мероприятия.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или специальную группу выносится МППК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
— ЗПР церебрально-органического генеза;
— ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма;
— ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации;
— ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация, ЗПР вследствие иных причин.
Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР — церебрально-органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6—9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
—олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
—выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
—выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание);
—шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы;
—выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
—частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
—стойкий энурез, энкопрез;
— хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МППК.
После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (и отдельных случаях — о направлении в специальную школу соответствующего типа).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
— детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
— дошкольные группы при массовых дошкольно-образовательных учреждениях, детских домах общего типа;
— дошкольные группы при школах-интернатах для детей с задерлской психического развития;
— консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.
Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа — дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная группа — дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастных групп.
Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МППК.
Дошкольные учреждения и группы для детей е ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.
9.8. ПОЛОЖЕНИЕ О ВРЕМЕННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО ТИПА[2]
Общие положения
1.1. Группа для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа открывается с целью коррекции нарушений произношения отдельных звуков у детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Она также может быть открыта в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением речи и выполнять роль логопункта, обслуживая детей курируемых учреждений.
1.2. Группа открывается при наличии на начало учебного года 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков и является временной, существующей до достижения необходимых результатов коррекционной работы.
1.3. Открытие и закрытие группы осуществляется приказом по представлению районной МППК.
1.4.Для работы с группой в штатное расписание дошкольного учреждения вводится одна ставка должности учителя-логопеда с условиями оплаты и работы по действующему законодательству.