Принципы отбора детей и комплектования групп
Раздел 7
ОРГАНИЗАЦИЯ логопедической работы в дошкольно-образовательных учреждениях
Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных групп детского сада.
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).
Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта. Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:
— отбор и комплектование групп;
—комплексное обследование детей;
—составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;
—основной этап, связанный с реализацией планов занятий;
—контроль — обеспечение промежуточного и итогового контроля;
—результативно-аналитический (анализ результатов коррекциониого обучения, составление сводных характеристик на детей).
Помимо непосредственной работы с аномальными детьми в деятельность логопедов входит:
—проведение медико-психолого-педагогических комиссий;
—консультативно-педагогическая работа с родителями;
—ведение текущей документации;
—оказание консультативно-методической помощи воспитателям;
— учебно-методическая работа со студентами в рамках договора о сотрудничестве и взаимопомощи с кафедрой коррекционной педагогики;
— проведение экспериментальной научно-методической работы под руководством кафедры коррекционной педагогики, разработка и апробация результатов экспериментальных работ.
Перспективы развития логопедического направления работы детского сада связаны с ориентацией на совершенствование содержания и методик обучения и развития детей с речевой патологией.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Медико-психолого-педагогическая комиссия (МППК) по отбору детей и комплектованию групп для детей с нарушениями речи организуется при областном (краевом, городском, районном) отделе образования. В ее состав входят:
— председатель комиссии— представитель отдела образования;
— члены комиссии: детский психоневролог, руководитель специализированного дошкольного учреждения (директор детского дома, заведующая детским садом, яслями-садом), старший логопед (области, города, района), логопеды дошкольных учреждений, логопед поликлиники;
— секретарь комиссии.
Персональный состав МППК утверждается отделами образования по согласованию с отделами здравоохранения.
В дни работы МППК члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.
Мсдшсп-психолого-педагогические комиссии работают по определенному графику, начиная с февраля, (один-два раза в месяц, но не чаще одного раза в неделю).
На первом заседании МППК ежегодно утверждаются состав МППК и распределение обязанностей между членами МППК на очередной срок (с 1 января по 31 декабря текущего года в дошкольных учреждениях на учебный год).
Обсуждается и утверждается план работы МППК на год, в котором устанавливается:
— сколько раз в месяц (в неделю) проводятся заседания МППК по отбору детей в дошкольные учреждения;
— по выпуску детей из дошкольных учреждений;
— по выводу детей из дошкольных учреждений с нарушениями речи после уточнения диагноза;
— с какими речевыми нарушениями обследуются дети (их возраст) в тот или иной день и другие организационные вопросы.
Журнал регистрации детей
№ п/п | Когда взят на учет | Фамилия, имя ребенка, дата рождения, домашний адрес и телефон. Сведения о родителях (где и кем работают, рабочие телефоны) | Кем направлен, диагноз или заключение специалистов | Медико-психолого-педагогическая комиссия по приему детей | Медико-психолого-педагогическая комиссия по выпуску детей | примечание | ||||||||||
№ поликлиники | № детского сада | логопедом | психоневрологом | отолорингологом | окулистом | педиатром | № протокола и дата заседания | заключение | Решение и рекомендации | № протокола и дата заседания | заключение | Решение и рекомендации | ||||
Форма 2
Протокол №_____
заседания МППК «___»_______200_г. По отбору детей в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи[1]
Обследованы следующие дети
№ п\п | Фамилия, имя ребенка, дата рождения | Речевое развитие | Состояние слуха | Умственное развитие | Состояние интеллекта | Заключение, решение и рекомендации | Особенности поведения ребенка в момент обследования | ||||||||
Понимание обращенной речи ребенком | Связная речь | Словарный запас | Грамматический строй | Произношение звуков | Слоговая структура и звуконаполняемость слов | (при заикании) навыки пользования ситуативной речью | Количественный счет и счетные операции | Конструктивная деятельность | Простейшие обобщения | ||||||
Форма 1
Форма 3
Путевка-направление МППК
От _____ (Дата)
Фамилия, имя, отчество____________________________________________
Домашний адрес _________________________________________
Состояние слуха _________________________________________
Состояние интеллекта _________________________________________
Заключение МППК_________________________________________________
Направлен в дошкольное учреждение №______________________________
в логопедическую (логопункт) группу ___________________________-
Срок пребывания______ ____________________________
Председатель МППК_____________________________________________
Секретарь_____________ ____________________________
На заседании МППК по отбору детей в дошкольные учреждения и выводу из них заполняется протокол (форма 3). Остальные вопросы, рассматриваемые на заседаниях МППК, протоколируются обычным порядком.
Оформление протокола (форма 3) позволяет с меньшей затратой времени и более целенаправленно вести обследование детей при отборе их в специальные группы. Форма протокола позволяет достаточно полно и последовательно раскрыть состояние речи детей.
По окончании заседаний МППК на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в различные группы. Список на каждую группу составляется в трех экземплярах: один экземпляр сдается в отдел образования, другой — в детский сад, третий остается у секретаря (логопеда) МППК. На основании списка в отделе образования детям выписываются путевки-направления в указанное МППК дошкольное учреждение.
Требования к оборудованию кабинета
Заседания МППК по отбору и выпуску детей проводятся в отделе образования или в детском саду (яслях-саду, детском доме). Выбор места определяется следующими условиями: необходимо просторное помещение для обследования ребенка и отдельное помещение для ожидающих приема родителей с детьми; помещение должно быть оборудовано соответствующей для детей дошкольного возраста мебелью — стульями, столами; в нем должны находиться наборы наглядных и дидактических пособий для обследования разных сторон речи, слуха и интеллекта детей любого дошкольного возраста.
Большое значение в работе МППК по отбору и комплектованию логопедических групп в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи имеют обстановка и оформление кабинета, расположение игрушек и наглядно-иллюстративного материала, предназначенного для обследования детей.
Кабинет для медико-психолого-педагогического обследования, оформляется так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, легко вступал в контакт с членами комиссии.
Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещается на столе членов комиссии, а игрушки — на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать. Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые ипознавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т. д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор дидактического материала обеспечивает точность и результативность речевого обследования, интеллектуального развития, состояния слуха при минимальных энергетических и временных затратах.
Для определения уровня речевого развития, состояния слуха и интеллектуальных возможностей ребенка необходимо иметь. специальный набор игрушек, дидактических пособий, картинок. Рекомендуютсякартинки с изображением отдельных предметов и действий, знакомых детям из окружающей их домашней обстановки; сюжетные картинки и серии картин, доступные их пониманию, настольные дидактические пособия типа лото: «Ботаническое...», «Зоологическое...», «Лото на четырех языках», «Лото малышам», настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно для работы», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.
Для обследования интеллекта используются пирамидки из 4—6 колец, матрешки 2—6-составные, разнообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики, «почтовый ящик» (коробка с крышкой, на которой есть прорези в виде геометрических фигур — треугольника, ромба, шестиугольника, прямоугольника, полукруга — и соответствующие им объемные геометрические тела, вставляющиеся в эти прорези), счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы и др.), дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды и др., дидактические материалы (мозаика, геометрические фигурки разного цвета, величины и формы и др.).
Для обследования слуха рекомендуется иметь звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен, кошка, птичка) и специально подобранные картинки.
Наладить контакт с ребенком помогут сюжетные или образные игрушки — куклы разной величины, мишки, зайки и др.; технические игрушки — машины разного размера и назначения (грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и др.); строительные материалы — напольные, настольные, разной величины, формы и цвета; игрушки-забавы — мишка заводной, лягушка-попрыгушка, заводные машины, персонажи кукольного, плоскостного, пальчикового или теневого театров и др.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧИСЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением принципов отбора.
В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3—4 года обучения; со II уровнем недоразвития речи — с 3—4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития — с 4—5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи— с 4—5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией — на 3 года.
Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5—6 звуков.
Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 4—5 лет. Срок их обучения — полгода.
В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.
Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения — один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.
Работа с родителями
Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.
Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп.
Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.
Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.
Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.
На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.
Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.
Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.
Отчет логопеда
В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:
1. Дата комплектования.
2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).
3. Количество выпущенных детей, из них:
а) с хорошей речью;
б) со значительным улучшением;
в) без значительного улучшения.
4. Рекомендовано направить:
а) в массовую школу;
б) в речевую школу;
в) во вспомогательную школу;
г) в массовый детсад.
5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.
6. Количество детей, выбывших в течение года.
7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.
В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.
3. Основные функции старшего логопеда:
а) знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций;
б) участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;
в) изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;
г) регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;
д) составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;
е) проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2—3 месяца;
ж) систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;
з) оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;
и) составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;
к) поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп.
СЕНТЯБРЬ
IV неделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти:
а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»);
б) подбор парных картинок (лото «Малышам»).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Части тела и лица».
Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»).
3. Развитие моторики:
а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз);
б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз);
в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой);
г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки).
4. Расширение математических представлений:
а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе;
б) учить пользоваться словами «один», «много».
Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация.
5. Домашнее задание:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики.
ОКТЯБРЬ
I неделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти.
а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине);
б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Овощи».
Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи».
Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи».
Дидактическая игра (лото «Овощи»).
3. Развитие моторики:
а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением:
Мы флажками так помашем
И тихонечко попляшем,
А теперь маши быстрее
И пляши повеселее;
в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1—3 (на материале «Овощи»);
б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»).
5. Работа над звукопроизношением:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д.
6. Домашнее задание:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;
в) обводка и раскрашивание овощей.
II неделя
1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания:
а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы;
б) игра «Угадай, что делает кукла Маша».
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Овощи».
Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;
а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»;
б) загадки по теме «Овощи»;
в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине.
3. Развитие моторики:
а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»);
б) сочетание речи с движением:
Капля — раз, капля —два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом — Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем;
в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц.
4. Расширение элементарных математических представлений:
а) счет предметов 1—3 (овощи);
б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная—короткая», «широкая—узкая».
5. Звукопроизношение:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) дифференциация парных согласных и и б.
6. Домашнее задание:
а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая;
б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок.
III неделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания:
а) игра «Где позвонили?»;
б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Фрукты».
Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи— фрукты».
3. Развитие моторики:
а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»);
б) движения по подражанию с флажками и без флажков;
в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»);
г) подвижная игра «Обгони»;
д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов.
4. Расширение элементарных математических понятий:
а) счет 1—4 (по теме «Фрукты»);
б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1—4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив);
в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты.
5. Звукопроизношение:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) постановка звука с;
в) дифференциация глухих и звонких согласных т—д, п—б в слогах, словах, стихотворениях.
6. Домашнее задание:
а) повторение упражнений для постановки звука с;
б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов.
IV неделя
1. Развитие зрительного и слухового внимания:
а) подбор полосок, кружков по цвету:
б) игра «Узнай по голосу».
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Осень».
Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»).
3. Развитие моторики:
а) подвижная игра («Осенние ласточки»);
б) сочетание речи с движением:
Бей в барабан, Бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра-та-та, тра-та-та!;
в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев.
4. Расширение элементарных математических представлений:
а) закрепление счета 1—4;
б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник;
в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек).
5. Звукопроизношение:
а) закрепление звука с в слогах, словах и чиетоговорках;
б) выделение гласного а из ряда звуков.
6. Домашнее задание:
а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки);
б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее).
7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи
Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету.
3. Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку.
4. Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц.
5. Развитие математических представлений: закрепление понятий много—один—ни одного; много—мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке.
б I 'азвитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» — тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) — 2—3 раза; «капля» — капля — раз, капля — два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово).
7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки.
.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи
Основные направления | Содержание работы |
Фонетика | Работа по воспитанию правильного произношения шипящих звуков, дифференциации ш—ж изолированно, в слогах и словах |
Развитие зрительного внимания и памяти | Игры: «Чего не стало на столе?», «Что изменилось?» с подбором игрушек, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж» |
Лексика | Закрепление словарного запаса по теме «Зима»: 1) беседа по картине «Зима»; 2) беседа: кто где и как зимует (ежик, заяц, лиса, белка, медведь); 3) Практическое овладение навыками словообразования: мама — лиса, папа — лис, лисенок, лисья; |4) загадки о диких животных (Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?; Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок; Под соснами, под елками бежит мешок с иголками и др.) |
Грамматический строй | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже |
Математические представления | Закрепление счета до 5, закрепление понятий один — много, больше—меньше, одинаково, спереди—сзади, длинный — короткий |
Развитие общей моторики | Движения по подражанию: игры снежками (подбрось и поймай, попади в цель) |
Подвижные речевые игры | Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так; зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: вот так, вот так; зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: вот так, вот так. 1. «Выпал беленький снежок». 2. Хороводная игра «Зайцы» |
Лепка, аппликация, рисование | Снежная баба, елочка, звери наших лесов |
В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе).
Утверждены и направлены в отделы образования типовые положения о специальных учреждениях и группах для детей дошкольного возраста:
«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха» — Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. № 130-М. Данное положение опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию» (М.: Просвещение, 1972).
«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» — приказом министра просвещения СССР № 36 от 26 мая 1970г. (также опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию»).
«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» — приказом министра просвещения СССР № 40 от 15 апреля 1974 г. Было опубликовано в «Сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» № 21 за 1974 г. Кроме того, в 1978 г. в отделы образования данное положение направлено как приложение к совместному приказу Министерств здравоохранения и просвещения РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения» № 300/112 от 4 мая 1978 г.
[1] Протокол заседания МППК по выпуску детей из дошкольного учреждения заполняется по этой же форме.
Раздел 7
ОРГАНИЗАЦИЯ логопедической работы в дошкольно-образовательных учреждениях
Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных групп детского сада.
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).
Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта. Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:
— отбор и комплектование групп;
—комплексное обследование детей;
—составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;
—основной этап, связанный с реализацией планов занятий;
—контроль — обеспечение промежуточного и итогового контроля;
—результативно-аналитический (анализ результатов коррекциониого обучения, составление сводных характеристик на детей).
Помимо непосредственной работы с аномальными детьми в деятельность логопедов входит:
—проведение медико-психолого-педагогических комиссий;
—консультативно-педагогическая работа с родителями;
—ведение текущей документации;
—оказание консультативно-методической помощи воспитателям;
— учебно-методическая работа со студентами в рамках договора о сотрудничестве и взаимопомощи с кафедрой коррекционной педагогики;
— проведение экспериментальной научно-методической работы под руководством кафедры коррекционной педагогики, разработка и апробация результатов экспериментальных работ.
Перспективы развития логопедического направления работы детского сада связаны с ориентацией на совершенствование содержания и методик обучения и развития детей с речевой патологией.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ДЕТЕЙ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП
Отбор детей с общим недоразвитием речи, с дизартрией, ринолалией в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляются на основе соблюдения следующих принципов:
I. Отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими аномалиями (в дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект).
В детские сады, ясли-сады и отдельные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7 лет, причем в одну группу зачисляются дети одинакового возраста. Например, в младшую группу — от 2 до 3 лет, во вторую младшую — от 3 до 4 лет, в среднюю — от 3~до 5 лет, в старшую — от 5 до 6 лет и в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.
В настоящее время в дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, в группы с общим недоразвитием речи принимаются дети. с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в