Принципы отбора детей и комплектования групп

Раздел 7

ОРГАНИЗАЦИЯ логопедической работы в дошкольно-образовательных учреждениях

Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных групп детского сада.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта. Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:

— отбор и комплектование групп;

—комплексное обследование детей;

—составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;

—основной этап, связанный с реализацией планов занятий;

—контроль — обеспечение промежуточного и итогового контроля;

—результативно-аналитический (анализ результатов коррекциониого обучения, составление сводных характеристик на детей).

Помимо непосредственной работы с аномальными детьми в деятельность логопедов входит:

—проведение медико-психолого-педагогических комиссий;

—консультативно-педагогическая работа с родителями;

—ведение текущей документации;

—оказание консультативно-методической помощи воспитателям;

— учебно-методическая работа со студентами в рамках договора о сотрудничестве и взаимопомощи с кафедрой коррекционной педагогики;

— проведение экспериментальной научно-методической работы под руководством кафедры коррекционной педагогики, разработка и апробация результатов экспериментальных работ.

Перспективы развития логопедического направления работы детского сада связаны с ориентацией на совершенствование содержания и методик обучения и развития детей с речевой патологией.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Медико-психолого-педагогическая комиссия (МППК) по отбору детей и комплектованию групп для детей с нарушениями речи организуется при областном (краевом, городском, районном) отделе образования. В ее состав входят:

— председатель комиссии— представитель отдела образования;

— члены комиссии: детский психоневролог, руководитель специализированного дошкольного учреждения (директор детского дома, заведующая детским садом, яслями-садом), старший логопед (области, города, района), логопеды дошкольных учреждений, логопед поликлиники;

— секретарь комиссии.

Персональный состав МППК утверждается отделами образования по согласованию с отделами здравоохранения.

В дни работы МППК члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.

Мсдшсп-психолого-педагогические комиссии работают по определенному графику, начиная с февраля, (один-два раза в месяц, но не чаще одного раза в неделю).

На первом заседании МППК ежегодно утверждаются состав МППК и распределение обязанностей между членами МППК на очередной срок (с 1 января по 31 декабря текущего года в дошкольных учреждениях на учебный год).

Обсуждается и утверждается план работы МППК на год, в котором устанавливается:

— сколько раз в месяц (в неделю) проводятся заседания МППК по отбору детей в дошкольные учреждения;

— по выпуску детей из дошкольных учреждений;

— по выводу детей из дошкольных учреждений с нарушениями речи после уточнения диагноза;

— с какими речевыми нарушениями обследуются дети (их возраст) в тот или иной день и другие организационные вопросы.

Журнал регистрации детей

№ п/п Когда взят на учет Фамилия, имя ребенка, дата рождения, домашний адрес и телефон. Сведения о родителях (где и кем работают, рабочие телефоны) Кем направлен, диагноз или заключение специалистов Медико-психолого-педагогическая комиссия по приему детей Медико-психолого-педагогическая комиссия по выпуску детей примечание
№ поликлиники № детского сада логопедом психоневрологом отолорингологом окулистом педиатром № протокола и дата заседания заключение Решение и рекомендации № протокола и дата заседания   заключение Решение и рекомендации  
                                 

Форма 2

Протокол №_____

заседания МППК «___»_______200_г. По отбору детей в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи[1]

Обследованы следующие дети

№ п\п Фамилия, имя ребенка, дата рождения Речевое развитие Состояние слуха Умственное развитие Состояние интеллекта Заключение, решение и рекомендации Особенности поведения ребенка в момент обследования
Понимание обращенной речи ребенком Связная речь Словарный запас Грамматический строй Произношение звуков Слоговая структура и звуконаполняемость слов (при заикании) навыки пользования ситуативной речью Количественный счет и счетные операции Конструктивная деятельность Простейшие обобщения
                               

Форма 1

Форма 3

Путевка-направление МППК

От _____ (Дата)

Фамилия, имя, отчество____________________________________________

Домашний адрес _________________________________________

Состояние слуха _________________________________________

Состояние интеллекта _________________________________________

Заключение МППК_________________________________________________

Направлен в дошкольное учреждение №______________________________

в логопедическую (логопункт) группу ___________________________-

Срок пребывания______ ____________________________

Председатель МППК_____________________________________________

Секретарь_____________ ____________________________

На заседании МППК по отбору детей в дошкольные учреждения и выводу из них заполняется протокол (форма 3). Остальные вопросы, рассматриваемые на заседаниях МППК, протоколируются обычным порядком.

Оформление протокола (форма 3) позволяет с меньшей затратой времени и более целенаправленно вести обследование детей при отборе их в специальные группы. Форма протокола позволяет достаточно полно и последовательно раскрыть состояние речи детей.

По окончании заседаний МППК на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в различные группы. Список на каждую группу составляется в трех экземплярах: один экземпляр сдается в отдел образования, другой — в детский сад, третий остается у секретаря (логопеда) МППК. На основании списка в отделе образования детям выписываются путевки-направления в указанное МППК дошкольное учреждение.

Требования к оборудованию кабинета

Заседания МППК по отбору и выпуску детей проводятся в отделе образования или в детском саду (яслях-саду, детском доме). Выбор места определяется следующими условиями: необходимо просторное помещение для обследования ребенка и отдельное помещение для ожидающих приема родителей с детьми; помещение должно быть оборудовано соответствующей для детей дошкольного возраста мебелью — стульями, столами; в нем должны находиться наборы наглядных и дидактических пособий для обследования разных сторон речи, слуха и интеллекта детей любого дошкольного возраста.

Большое значение в работе МППК по отбору и комплектованию логопедических групп в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи имеют обстановка и оформление кабинета, расположение игрушек и наглядно-иллюстративного материала, предназначенного для обследования детей.

Кабинет для медико-психолого-педагогического обследования, оформляется так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, легко вступал в контакт с членами комиссии.

Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещается на столе членов комиссии, а игрушки — на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать. Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые ипознавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т. д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор дидактического материала обеспечивает точность и результативность речевого обследования, интеллектуального развития, состояния слуха при минимальных энергетических и временных затратах.

Для определения уровня речевого развития, состояния слуха и интеллектуальных возможностей ребенка необходимо иметь. специальный набор игрушек, дидактических пособий, картинок. Рекомендуютсякартинки с изображением отдельных предметов и действий, знакомых детям из окружающей их домашней обстановки; сюжетные картинки и серии картин, доступные их пониманию, настольные дидактические пособия типа лото: «Ботаническое...», «Зоологическое...», «Лото на четырех языках», «Лото малышам», настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно для работы», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.

Для обследования интеллекта используются пирамидки из 4—6 колец, матрешки 2—6-составные, разнообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики, «почтовый ящик» (коробка с крышкой, на которой есть прорези в виде геометрических фигур — треугольника, ромба, шестиугольника, прямоугольника, полукруга — и соответствующие им объемные геометрические тела, вставляющиеся в эти прорези), счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы и др.), дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды и др., дидактические материалы (мозаика, геометрические фигурки разного цвета, величины и формы и др.).

Для обследования слуха рекомендуется иметь звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен, кошка, птичка) и специально подобранные картинки.

Наладить контакт с ребенком помогут сюжетные или образные игрушки — куклы разной величины, мишки, зайки и др.; технические игрушки — машины разного размера и назначения (грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и др.); строительные материалы — напольные, настольные, разной величины, формы и цвета; игрушки-забавы — мишка заводной, лягушка-попрыгушка, заводные машины, персонажи кукольного, плоскостного, пальчикового или теневого театров и др.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧИСЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением принципов отбора.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3—4 года обучения; со II уровнем недоразвития речи — с 3—4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития — с 4—5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи— с 4—5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией — на 3 года.

Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5—6 звуков.

Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 4—5 лет. Срок их обучения — полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения — один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.

Работа с родителями

Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.

Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп.

Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.

Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.

Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.

Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.

Отчет логопеда

В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).

3. Количество выпущенных детей, из них:

а) с хорошей речью;

б) со значительным улучшением;

в) без значительного улучшения.

4. Рекомендовано направить:

а) в массовую школу;

б) в речевую школу;

в) во вспомогательную школу;

г) в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.

6. Количество детей, выбывших в течение года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.

В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.

3. Основные функции старшего логопеда:

а) знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций;

б) участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;

в) изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;

г) регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;

д) составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;

е) проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2—3 месяца;

ж) систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;

з) оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;

и) составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;

к) поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп.

СЕНТЯБРЬ

IV неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти:

а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»);

б) подбор парных картинок (лото «Малышам»).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Части тела и лица».

Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз);

б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз);

в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой);

г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки).

4. Расширение математических представлений:

а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе;

б) учить пользоваться словами «один», «много».

Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация.

5. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики.

ОКТЯБРЬ

I неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти.

а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине);

б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи».

Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи».

Дидактическая игра (лото «Овощи»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением:

Мы флажками так помашем

И тихонечко попляшем,

А теперь маши быстрее

И пляши повеселее;

в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1—3 (на материале «Овощи»);

б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»).

5. Работа над звукопроизношением:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д.

6. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;

в) обводка и раскрашивание овощей.

II неделя

1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы;

б) игра «Угадай, что делает кукла Маша».

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;

а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»;

б) загадки по теме «Овощи»;

в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине.

3. Развитие моторики:

а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»);

б) сочетание речи с движением:

Капля — раз, капля —два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом — Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем;

в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц.

4. Расширение элементарных математических представлений:

а) счет предметов 1—3 (овощи);

б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная—короткая», «широкая—узкая».

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация парных согласных и и б.

6. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая;

б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок.

III неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Где позвонили?»;

б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Фрукты».

Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи— фрукты».

3. Развитие моторики:

а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»);

б) движения по подражанию с флажками и без флажков;

в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»);

г) подвижная игра «Обгони»;

д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов.

4. Расширение элементарных математических понятий:

а) счет 1—4 (по теме «Фрукты»);

б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1—4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив);

в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты.

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) постановка звука с;

в) дифференциация глухих и звонких согласных т—д, п—б в слогах, словах, стихотворениях.

6. Домашнее задание:

а) повторение упражнений для постановки звука с;

б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов.

IV неделя

1. Развитие зрительного и слухового внимания:

а) подбор полосок, кружков по цвету:

б) игра «Узнай по голосу».

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Осень».

Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»).

3. Развитие моторики:

а) подвижная игра («Осенние ласточки»);

б) сочетание речи с движением:

Бей в барабан, Бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра-та-та, тра-та-та!;

в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев.

4. Расширение элементарных математических представлений:

а) закрепление счета 1—4;

б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник;

в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек).

5. Звукопроизношение:

а) закрепление звука с в слогах, словах и чиетоговорках;

б) выделение гласного а из ряда звуков.

6. Домашнее задание:

а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки);

б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее).

7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи

Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету.

3. Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку.

4. Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц.

5. Развитие математических представлений: закрепление понятий много—один—ни одного; много—мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке.

б I 'азвитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» — тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) — 2—3 раза; «капля» — капля — раз, капля — два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово).

7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки.

.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи

Основные направления Содержание работы
Фонетика Работа по воспитанию правильного произношения шипящих звуков, дифференциации ш—ж изолированно, в слогах и словах
Развитие зрительного внимания и памяти Игры: «Чего не стало на столе?», «Что изменилось?» с подбором игрушек, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж»
Лексика Закрепление словарного запаса по теме «Зима»: 1) беседа по картине «Зима»; 2) беседа: кто где и как зимует (ежик, заяц, лиса, белка, медведь); 3) Практическое овладение навыками словообразования: мама — лиса, папа — лис, лисенок, лисья; |4) загадки о диких животных (Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?; Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок; Под соснами, под елками бежит мешок с иголками и др.)
Грамматический строй Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже
Математические представления Закрепление счета до 5, закрепление понятий один — много, больше—меньше, одинаково, спереди—сзади, длинный — короткий
Развитие общей моторики Движения по подражанию: игры снежками (подбрось и поймай, попади в цель)
Подвижные речевые игры Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так; зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: вот так, вот так; зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: вот так, вот так. 1. «Выпал беленький снежок». 2. Хороводная игра «Зайцы»
Лепка, аппликация, рисование Снежная баба, елочка, звери наших лесов

В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе).

Утверждены и направлены в отделы образования типовые положения о специальных учреждениях и группах для детей дошкольного возраста:

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха» — Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. № 130-М. Данное положение опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию» (М.: Просвещение, 1972).

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» — приказом министра просвещения СССР № 36 от 26 мая 1970г. (также опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию»).

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» — приказом министра просвещения СССР № 40 от 15 апреля 1974 г. Было опубликовано в «Сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» № 21 за 1974 г. Кроме того, в 1978 г. в отделы образования данное положение направлено как приложение к совместному приказу Министерств здравоохранения и просвещения РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения» № 300/112 от 4 мая 1978 г.

[1] Протокол заседания МППК по выпуску детей из дошкольного учреждения заполняется по этой же форме.

Раздел 7

ОРГАНИЗАЦИЯ логопедической работы в дошкольно-образовательных учреждениях

Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных групп детского сада.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта. Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:

— отбор и комплектование групп;

—комплексное обследование детей;

—составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;

—основной этап, связанный с реализацией планов занятий;

—контроль — обеспечение промежуточного и итогового контроля;

—результативно-аналитический (анализ результатов коррекциониого обучения, составление сводных характеристик на детей).

Помимо непосредственной работы с аномальными детьми в деятельность логопедов входит:

—проведение медико-психолого-педагогических комиссий;

—консультативно-педагогическая работа с родителями;

—ведение текущей документации;

—оказание консультативно-методической помощи воспитателям;

— учебно-методическая работа со студентами в рамках договора о сотрудничестве и взаимопомощи с кафедрой коррекционной педагогики;

— проведение экспериментальной научно-методической работы под руководством кафедры коррекционной педагогики, разработка и апробация результатов экспериментальных работ.

Перспективы развития логопедического направления работы детского сада связаны с ориентацией на совершенствование содержания и методик обучения и развития детей с речевой патологией.

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ДЕТЕЙ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП

Отбор детей с общим недоразвитием речи, с дизартрией, ринолалией в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляются на основе соблюдения следующих принципов:

I. Отграничение детей с нарушениями речи от детей с принципы отбора детей и комплектования групп - student2.ru другими аномалиями (в дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект).

В детские сады, ясли-сады и отдельные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7 лет, причем в одну группу зачисляются дети одинакового возраста. Например, в младшую группу — от 2 до 3 лет, во вторую младшую — от 3 до 4 лет, в среднюю — от 3~до 5 лет, в старшую — от 5 до 6 лет и в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.

В настоящее время в дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, в группы с общим недоразвитием речи принимаются дети. с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в

Наши рекомендации