Педагогические течения конца 19- начала 20 века.
Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов. Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека. Петр Францевич Лесгафт(1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Петр Федорович Каптерев (1849 – 1921)– теоретик и историк воспитания и образования, занимающий видное место в русской педагогике. м предложена концепция антропологического обоснования воспитания. По его мнению, педагогика, как прикладная отрасль человеческого знания, должна опираться на данные физиологии и психологии. Воспитанием, считал ученый, должны заниматься, прежде всего, родители, а не государство. Основные педагогические работы Каптерева: «Дидактические очерки», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) – сторонник идеи свободного воспитания. Он отвергал старую школу, настаивал на организации учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами.
42. Экспериментальный поиск новых подходов к обучению и воспитанию (Дальтон-план, Йена-план и др.)
Экспериментальная педагогиказаняла В Германии, Англии, США с конца XIX века значительное место. Она ставила перед собой задачу найти новые методы изучения ребенка путем эксперимента и отвергала другие методы научно-педагогических исследований. Но положительной стороной деятельности педагогов этого направления было осуществление ряда исследований, которые способствовали более глубокому пониманию отдельных сторон педагогического процесса. Вместе с тем следует отметить, что они рассматривали ребенка вне общественных условий, трактовали воспитание не как социальное, а как чисто биологическое явление. Автор — Елена Паркхерст [1887- 1973], американский педагог. При Дальтон-плане:
Отсутствует точное расписание занятий,
Роль учителя принижена, он оказывается в роли инструктора и консультанта.
Вместо учебных классов создаются предметные лаборатории во главе с учителями-консультантами.
По каждому предмету учащиеся получают индивидуальное задание, которое они самостоятельно выполняют в лабораториях (по 1 или нескольку дней в каждой) в течение недели и до месяца. Поэтому дальтон-план имеет и другое название: «лабораторный план». Задания выполняются как индивидуально, так иногда в малой группе.
Учащиеся при работе по Дальтон-плану имеют свободу выбора занятий, очередности изучения учебных предметов.
Ученик в начале учебного года заключает с учителем «контракт» (договор) о выполнении задания в намеченный срок. Выполнение задания отмечается в «рабочей книжке» ученика.
На групповых занятиях учащиеся отчитываются о выполнении задания.
Хотя основную работу по выполнению задания ученик выполняет индивидуально, но классы сохранялись для совместных занятий, например, по гимнастике, музыке, домоводству, для проведения игр и решения организационных и воспитательных задач.
Иена-план (Iena Plan) разработал в 1918 г. П. Петерсен, профессор Иенского университета (Германия). Для занятий учащиеся делятся не на классы, а на небольшие разновозрастные группы. Уровень знаний учащихся тоже разный. Для общего ознакомления с новым материалом проводятся и специальные занятия. Большое значение при обучении детей по Иена-плану придается играм, праздникам.