Развитие педагогической мысли в России во второй половине 19 века (Н.Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, Н. А. Корф)
Деятели педагогической науки этого периода внесли вклад в обоснование научных основ построения земской школы как образовательной системы демократического типа, ее целевого, содержательного и процессуального аспектов. Одним из видных земских деятелей по народному образованию был Николай Александрович Корф (1834—1883). Он много сделал по организации земских школ и улучшению учебной и воспитательной работы в них. В 1867 году Корф был избран от земства членом училищного совета Александровского уезда (бывш.Екатеринославской губ.), а затем председателем этого совета. Благодаря его энергии и руководству в Александровском уезде (прежний Александровск, теперь Запорожье) было открыто свыше 40 земских школ. Им был создан тип земской трехлетней школы, занятия в которой велись одним учителем одновременно с учащимися трех классов. Корф разработал подробные планы таких занятий, был крупным методистом по первоначальному обучению. Своими «Отчетами Александровского уезда училищного совета», методическими книгами и статьями, книгой для классного чтения «Наш друг» Корф оказал большое положительное влияние на земские школы и других губерний. В 1872 году земская деятельность Корфа прекратилась: он был забаллотирован реакционной частью земства, недовольной его либеральной деятельностью по народному образованию. Видным педагогом начальной школы второй половины XIX века был Николай Федорович Бунаков (1837—1904). Он оказал большое влияние на развитие земской школы, внес значительный вклад в методику начального обучения. Бунаков пользовался большой популярностью и любовью среди учителей. Н. Ф. Бунаков был последователем педагогических взглядов Ушинского. Он подробно разработал методику объяснительного чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского он усовершенствовал ее. Его методическая работа «Родной язык, как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом», а также его «Азбука и уроки чтения» пользовались большой известностью среди учителей. Бунаков был сторонником звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и страстным защитником идеи всеобщего обучения. С 1884 года Бунаков поселился в своем небольшом имении в селе Петине Воронежской губернии и на свои средства построил здесь начальную школу и сам учил детей. При школе была создана библиотека, которой пользовались и крестьяне, устраивались чтения с демонстрацией «волшебного фонаря», вечера, посвященные русским писателям, работала общеобразовательная школа для взрослых. Бунаков был организатором одного из первых в России самодеятельных крестьянских театров (1888). По распоряжению министра внутренних дел Бунакову в 1902 году было запрещено заниматься педагогической и просветительской деятельностью; школа и культурно-просветительные учреждения, созданные им, были закрыты полицией, а он сам выслан из Петина в один из уездных городов Воронежской губернии под надзор полиции. Педагогическая и просветительская деятельность Бунакова является примером самоотверженного служения делу образования и просвещения народа.
40. Движение за реформу школьного образования в начале 20 века (Западная Европа и США)
Поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса на Западе в первой половине XX в. был направлен на обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания, развитие творческого отношения детей к учебе. Первая новая школа для мальчиков была создана Сесилем Редди (1858—1932) в 1889 г . в сельской местности Абботсхолем (Англия). Много времени уделялось спорту, эстетическому воспитанию учащихся. В школе существовало ученическое самоуправление. В 1893 г . в Англии была открыта Бидэльская новая школа (руководитель Дж. Бэдли). Бэдли первый в Англии приступил к совместному обучению мальчиков и девочек в средней школе. По примеру Абботсхольма в Англии и континентальной Европе был открыт ряд новых школ. Наиболее известная среди них — Де Рош (открыта в 1898 г . Э. Демоленом (1852 — 1907). Было расширено преподавание новых языков и сокращено изучение латыни и древнегреческого. Был увеличен объем естественнонаучного образования. Общая учебная нагрузка была сокращена. Высвободившееся время отводилось на трудовое обучение, занятия искусством и культурный досуг. Оригинальный тип экспериментального среднего учебного заведения был создан в 1920 г . Е. Паркхест в г. Дальтоне — Дальтон-план (США). Суть Дальтон-плана состояла в выполнении учебной программы, разбитой на подряды (контракты). Порядок, темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся. Интенсивный поиск шел в Западной Европе и США на базе экспериментальных начальных школ. Так, в Англии одним из наиболее известных экспериментальных учебных заведений начального образования стала открытая Б. Расселом (род. в 1872 г .) в 1927 году школа в Бикон-Хилле. Каждый ученик должен был сделать что-то полезное для школьного сообщества. На протяжении первой половины XX в. нарастали масштабы эксперимента в начальном образовании в США. На рубеже XIX — XX вв. в США был создан ряд экспериментальных учебно-воспитательных учреждений начального образования: лабораторная школа в Чикаго (руководитель Д. Дьюи, 1896 г .), органическая школа (основательница М. Джонсон, 1907 г .), игровая школа (руководитель К. Пратт, 1913 г .), детская школа (руководитель М. Наумберг, 1915 г .) и др. Работа экспериментальных школ привела к созданию организаций для обобщения и распространения их опыта: Всемирной Ассоциации новых школ, Бюро педагогических экспериментов (США), Кооператива светского образования (последователи С. Френе) и др.