Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции

После разработки доступного нёбно-глоточного смыкания, овладения направленной воздушной струей, произнесением гласных без носового резонанса и постановки дыхания приступают к упражнениям III этапа. Основной целью его является коррекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных. Возникающие при этом кинестезии обеспечивают воспроизведение фонетически правильной речи. Подобных ощущений ребенок с ринолалией никогда ранее не испытывал, в его памяти их нет. Это означает, что на III этапе происходит выработка и закрепление новых речедвигательных и речеслуховых связей, которые должны привести к созданию нового речевого стереотипа.

Артикуляционные упражнения для усиления нёбно-глоточного смыкания теряют на III этапе свое первостепенное значение. При подвижной нёбной занавеске от них вообще можно отказаться. Основные приемы вызывания согласных звуков даны в разделе «Особенности постановки звуков при ринолалии».

Введение новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции — между двумя гласными.

В процессе работы над согласными фонемами от подготовки их до автоматизации наиболее трудным представляется введение звука в прямой открытый слог, т. е. соединение его с последующим гласным. Это объясняется необходимостью более высокого поднятия нёбной занавески по сравнению с обратным слогом, большей слитностью фонем в прямом слоге и попыткой обучающегося компенсировать приглушенное звучание усиленным выдохом и утрированной артикуляцией.

При проговаривании сочетания «согласный — гласный» дети с ринолалией обнаруживают также попытку дополнительно воспроизвести старую патологическую артикуляцию в момент переключения от согласного звука к гласному, т. е. они опираются на старые связи. Преодолеть эту трудность помогают повторения звукосочетаний при фонации в грудном регистре с согласной фонемой интервокальной позиции. В таких условиях легче удерживать подъем нёба благодаря уже поставленным гласным звукам.

Наиболее легко удается повторение упражнений с сонорами л, л' и фрикативными в, в', ф, ф' поставить которые после операции удается легче и проще других звуков. Ребенок имеет возможность произносить эти фонемы длительнее, чем обычно, плавно переходя к артикуляции гласного:

ава авя ала аля афа афя

авэ аве алэ але афэ афе

аво авё ало алё афо афё

аву авю алу алю афу афю

авы ави алы али афы афи

Взрывные согласные фонемы вводятся в упражнения после фрикативных.

Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко сидит на стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает мелкую вибрацию.

Затем отрабатывают произнесение с уменьшением силы голоса на первом гласном звуке и увеличением на втором. Исходное положение прежнее:

аВА аВЯ аЛА аЛЯ аФА аФЯ
аВЭ аВЕ аЛЭ аЛЕ аФЭ аФЕ
аВО аВЕ аЛО аЛЕ аФО аФЕ
аВУ аВЮ аЛУ аЛЮ аФУ аФЮ
аВЫ аВИ аЛЫ аЛИ аФЫ аФИ

Аналогичные упражнения выполняют со всеми согласными по ходу работы над ними. Так ребенка подводят к беззвучному проговариванию первой гласной фонемы и переходят к повторению открытых слогов, что завершает введение гласных в слоги.

Чтобы облегчить произнесение открытых слогов, надо стремиться вызывать звук по возможности не изолированным, а в сочетании с гласным. Тогда согласные гораздо легче вводятся в спонтанную речь, поскольку именно слог является единицей артикуляционной программы.

Стремясь как можно быстрее ввести вызванные фонемы в слова и предложения, с детьми проговаривают короткие фразы. Так как помимо правильного резонанса следует закрепить нормальное положение языка, при введении фонемы в речевой материал предлагаются слова, включающие только поставленные звуки. Исключение может составлять только р, если этот звук заменяется проторным или одноударным звуком без носового оттенка. Эти упражнения облегчают слуховой и кинестетический контроль, обеспечивают постоянное повторение и фиксацию только правильных двигательно-звуковых моделей, что создает прочные слухоречедвигательные связи.

Поэтому приходится индивидуально для каждого ребенка подбирать слова и фразы, учитывая также его возраст и уровень развития, что при наличии даже небольшого количества дидактической литературы не составляет особых трудностей.

Располагая в начале III этапа еще ограниченным числом фонем, нужно проговаривать как можно больше словосочетаний и фраз из них, чтобы не фиксировать выработку нового навыка на произнесении стабильного дидактического материала, а максимально приблизиться к условиям разговорной речи. При этом используются повторения словосочетаний по данному образцу и перестановка слов.

Приводим пример подобных упражнений. Подразумевается, что обучающийся владеет произнесением фонем в, в', ф, ф', л, л' и гласных:

Валя Ляля Филя вон Валя Валя ловила Алю

Вова Аля лев вон Вова Вова вел Лялю

воля Лева Уфа вон лев Филя вынул вилы

левый вилы увела вон вилы Ляля увела Филю

Особенно важен период введения звука в слова для младших дошкольников. Звуки и слоги, лишенные конкретного смысла, представляют для них абстракцию, не связанную с речью. Поэтому в словах звуки у них часто звучат лучше, чем изолированные.

Развитие фонематического слуха на III этапе направлено на сопоставление звукопроизношения ребенка и нормального. Дети с ринолалией могут свободно различать фонемы и их особенности в чужой речи, а себя считать нормально говорящими. Для успешной же постановки звуков, которая занимает основное место в занятиях III этапа и основы которой изложены в отдельной главе данного пособия, ребенок должен уметь оценить, правильно ли он сам произнес звук.

Начинается обучение с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Приходится спрашивать ребенка: «До каких зубов дотронулся язык: до верхних или до нижних? Какой был ветерок: холодный или теплый? Где почувствовал ветерок: в горле или на языке?»

Затем побуждают ребенка прислушаться к себе при выполнении упражнений. «Подуй, похлопай губами и послушай. Какой звук получается? Он звучит как всегда или по-другому? А какой тебе больше нравится: новый или старый? Как, по-твоему, какой правильнее?» Во время такой беседы фонему несколько раз повторяют, и так постепенно закрепляется связь артику-лемы со звучанием.

Каждый раз, произнеся новый звук, ребенок должен получить оценку «правильно» или «неправильно». В этот период весь материал занятий он проговаривает за логопедом. Каждый звук, слог, слово он слушает, воспроизводит и слушает, оценивает. Полезно переспрашивать: «Ты правильно сказал?» Ни одного случая дефектного произнесения не должно остаться без внимания. Логопед может даже переспросить слово, произнося его так, как сказал ребенок.

Вновь упражняются в различении правильных и дефектных фонем в словах и слогах, произносимых взрослым. Но на III этапе еще рано анализировать звучание слов со стечением согласных фонем или содержащих несколько акустически близких фонем. Парные звуки дифференцируют лишь при заменах. Например, вызывали г, а ребенок пользуется им вместо к.

Пока не достигнуто четкое произношение звука, все ответы на задания должны быть жестовыми: поднять руку, хлопнуть в ладоши и т. п.

Бывает, что ребенок оказывается неспособным к фонематическому анализу собственной речи. В этих случаях вся работа опирается на кинестетические и тактильные ощущения. Зрительный анализатор лишь временно участвует в обучении. Контролю спонтанной речи он активно не помогает.

Занимаясь с таким ребенком, приходится очень четко продумывать и формулировать инструкции. Обычные замечания: «Делай, как я, посвисти, подуй. Послушай и скажи...» — не помогают, потому что дутье означает для ребенка выдох горлом, а фонемы он не различает. Он просто воспроизводит свои неправильные навыки. Приходится прибегать к неестественным формулировкам, например: «подуй на язык, подуй зубами, плюнь» и т. п. Дети лучше понимают их и выполняют, что требуется. Работая с такими детьми, нельзя называть звук, который подготавливается, пока ребенок не будет в состоянии произнести его.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения на III этапе подростков и взрослых обучают навыкам правильного голосоведения или проводят фонопедические упражнения для исправления недостатков голоса. Основы фонопедической методики при ринолалии изложены на с. 44—55.

Наши рекомендации