Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Координация движений с речью. Преодоление нарушений слоговой структуры слов

В подготовительный и первый период работы по постановке звуков вся коррекционная работа по развитию голоса и дыхания строится на гласных и правильно произносимых согласных звуках. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов полезно сочетать произнесение звуковых и слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением, например:

— с рисованием ломаных линий и спиралей фломастером или карандашом или с рисованием на столе пальцем таких же линий;

— с раскладыванием палочек;

— с рисованием пальцем узоров в пшенной крупе, насыпанной в мелкую коробку.

Наиболее интересны детям такие игровые задания:

«Певцы» (пенис гласных звуков и слогов ля-ля-ля-ля и одновременное дирижирование рукой);

«Песенки зверят», «Учим Катю петь»;

«Лепим комок» (па-пы-по-пу);

«Катаем снежную бабу» (бу-ба-бы-бо);

«Мастерим домик» (тук-тук-тук, тук-тук-тук);

«Забиваем гвоздики молотком» (та-да-та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, то-до-то-до-то-до, так-ток-тук);

«Музыканты», «Дирижеры» (имитация игры на балалайке, гитаре, гармошке, трубе, барабане, тромбоне, трубе и т. д.);

«Радисты», «Телеграфисты» (та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, то-до-то-до);

«Боксеры» (тах-тох-тух);

«Жонглеры» (подбрасывать шарики и произносить: «Пип! Пып! Пуп! Пап!»);

«Играем в теннис» (Ба-ба-ба-ба-ба! Бы-бы-бы-бы! Бо-бо-бо-бо-бо! Би-би-би-би-би!);

«Разговор Шмеля с Жуком» (ш-ж-ш-ж-ш-ж-ш-ж);

«Пилим дерево пилой» (за-жа-за-жа-ж-жа, зы-жи-зы-жи-зы-жи).

Полезно произносить слоги в сочетании с движением и со сменой интонации и мимики, выражающих различные эмоции: печаль — радость, возмущение — спокойствие, уверенность — робость, ликование — печаль, измученность — бодрость, спокойствие — рассерженность, пристыженность, подозрительность, осторожность, смущенность и т. д.

Материал преподносится детям в виде разговора, участниками которого могут быть мама и малыш, ребенок и инопланетянин или же одушевленные предметы окружающего мира такие, как Стол и Стул, Ручка и Карандаш, Береза и Воробей и т. д.

Развитие голоса

У детей, имеющих речевой диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Задачи по развитию голоса у детей:

— формировать звонкий, сильный голос;

— формировать плавность и слитность произношения;

— развивать мелодико-интонационную сторону речи;

— формировать навык владения голосовыми модуляциями;

— развивать слуховой контроль.

Развитие звуковысотного слуха

Задачи:

— различать звучание музыкальных инструментов;

— уметь определять несоответствие сказанной фразы, чистоговорки или стихотворения по громкости или скорости их произнесения.

Игровые упражнения

«На чем я играла?», «Какой инструмент звучал?»;

«Вьюга и Метелица»; «Комар и комарик»;

«Ауканье» (от лица девочки и папы);

«Узнай по интонации» (Узнай, кто говорит «Ай!» — больной, веселый или сердитый человек);

«Играем на барабанах» (бум-бум-бум — звучит большой барабан, бум-бум-бум — звучит маленький барабанчик);

«Кто позвал?»;

«Шагаем по этажам». Произнесение слоговых сочетаний с повышением и понижением голоса (сопровождается движением руки);

«Узнай по голосу».

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара —

Закричала: «Ква, ква, ква!»

Кто из детей сказал ква?

«Колокола и колокольчики». Произнесение слоговых сочетаний бам-бом-бум, бым-бам-бом в одной тональности с повышением и с понижением голоса;

Произнесение педагогом фразы: «Сегодня идет дождь» («Как я говорила? Громко или тихо, быстро или медленно?»);

«Скажи, как я» («Как ты говорил? Быстро или медленно, громко или тихо?»);

«Радио» («Внимание! Внимание! К нам приехала Снегурочка. Кто сообщил по радио эту новость — Белка, Заяц или Медведь?»).

Работа над силой голоса

Основная задача педагога в работе над силой голоса — сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: умеренно громко отвечать на занятиях, тихо говорить в спальне, умеренно — в общественном месте и т. д.

Приемы работы:

— произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо и громко);

— произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса;

— произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;

— произнесение слов громко и тихо, договаривая их в процессе чтения специально подобранных стихов, чистоговорок или загадок;

— произнесение коротких фраз с разной силой голоса;

— воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

— чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;

— выполнение установки — читать стихотворение громко или тихо;

— повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Игровые упражнения

«Горлышко болит». Артикуляция гласных звуков [а], [о]. Произнесение гласных звуков [а], [о] шепотом и тихо. Произнесение гласных звуков [а], [о] тихо и громко (горлышко болело, горлышко вылечили).

«Песня ветра и ветерка», «Гудок». Произнесение звука [у] громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы.

«Малыш плачет». Произнесение звука [а] тихо, затем громко, без паузы.

«Баюкаем малыша». Произнесение звука [а] в средней тональности, затем тихо.

«Вьюга». Пришла зима. Налетела вьюга, завыла у-у-у-у, застонали дубы: м-м-м (громко, тяжело), застонали березки: м-м-м-м (мягко, высоко).

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою-ягой.

Воет Вьюга з-з-з-з (с усилением звука и разными оттенками голоса). Стала стихать вьюга с-с-с-с, с-с-с-с, с-с-с-с и затихла.

«Собаки рычат». Большая собака рычит громко: р-р-р-р-р, маленькая — тихо: р-р-р-р-р.

«Кто сказал мяу — кошка или котенок?»

«Угадай, чей это голос — мамы или детеныша».

«Кто в домике живет». Звукоподражания утке и утятам, собаке и щенку, корове и теленку, овце и ягненку, козе и козленку, курице и цыплятам.

«Играем на пианино». Произнесение вслед за педагогом простейших слогов с протягиванием гласного звука в последнем слоге (па-па-па-аааааа, ля-ля-ля-ля ааааааа).

«Птички и птенчики». «Фью-фью-фью», «Чик-чирик», «Динь-динь-динь».

«Песенки птиц». (Звукосочетания соответствуют голосам птиц. Записаны орнитологом В.М. Храбрым.)

Скопа — кай — кай — кай ...

Осоед — кине-е, кине-е... .

Перепелятник — кик-кик-кик ... .

Канюк — кии-кии ... .

Ржанка — тьюю-тьюю... .

Поручейник — ти-ти-ти ... .

Камнешарка — тюке-тюке, тюке-тюке ... .

Бекас — такс-та-ке-та-ке ... .

Болотная сова, сыч — бу-бу-бу ... .

Ушастая сова — глухое ху-хууу... .

Неясыть — ху-ху-ху, хау-хау-хау ... .

Морская чайка — ха-га-га, кау... .

Озерная чайка — киа-киа, кья-кья, кек-кек ... .

Зеленый дятел — гнусавое киэй, киэй-киэй ... .

Удод — уп-уп-уп ... .

Деревенская ласточка — звонкое тви-вит ... .

Зарянка — резкое тик-тик-тик ... .

Ястребиная сова — ки-ки-ки, уль-уль-уль ... .

Домовой сыч — ку-вить, ку-вить ... .

Белая сова — кра-ау ... .

Ходулочник — яи-яи-яи ... .

«Паровоз и паровозик», (чух-чух-чух-чух)

Произнесение слогов с ударением на последнем слоге. «Забиваем гвоздики» (та-та-та-так, га-га-га-га-гак, да-да-да-дак).

«Играем в теннис». Произнесение слогов ба-ба-ба-ба-баб, бу-бу-бу-бу-буб, бы-бы-бы-бы-быб, би-би-би-би-биб.

Настенные, большие часы тикают громко: Тик-так, тик-так, будильник — умеренно, наручные часы — тихо.

Работа над выделением ударного слога. Выделение голосом ударного слога в слоговом ряду: та-та-та, та-та-та, та-та-та.

Выделение голосом ударного слога в словах: машина, замок, замок и др.

Работа над логическим ударением в предложении. Во дворе много снегу. Во дворе много снегу. Во дворе много снегу.

«Кто тебя позвал — папа-Медведь, мама-Медведица или Мишутка?»

«Позовите Машеньку домой» (голосом мамы, дедушки или бабушки).

«Скажи так, чтобы Медведи отпустили Машеньку домой». Попроси Медведей отпустить Машеньку. Прикажи медведям отпустить Машеньку.

Произнесение фразы «Не садись на пенек, не ешь пирожок» от лица Машеньки с разной силой голоса.

Чтение строк стихотворения: «Дон-дон-дон, загорелся кошкин дом» сначала громко, затем с уменьшением силы голоса.

«Эхо». Чтение стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма. Прочитать тихо, как будто это читает Зайка. Прочитать громко, как будто это читает Медведь.

Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу.

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

А. Барто

Кто читает стихотворение — Зайка или Медведь?

Ух! Ух! Ух!

Мчатся санки во весь дух!

Ух! Ух! Ух!

Снег под горкой, словно пух!

Работа над высотой голоса

«Миша дома?» («Дома, дома!», — отвечают папа, мама, дедушка, сестричка или братик).

Чтение чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким — Медведь, Волк, Тигр.

«Разговор по телефону Белочки со Слоном». Белочка приглашает Слона приехать на елку. Что ответил ей Слон?

«Угадай, кто читает чистоговорку — Лиса, Заяц или Медведь».

Каким голосом могли бы произнести чистоговорку Медведь, Заяц, Лиса, Белка, Зайчонок, Медвежонок, Лисенок и Бельчонок?

«Командир». Отдай приказ команде корабля: «Поднять паруса!», «Лево руля! Право руля!»

Инсценировка сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок» и др.

«Большие и маленькие ноги». Слова сопровождаются речью: сначала низким голосом, медленно, затем высоким голосом с убыстрением темпа.

Большие ноги

Шагали по дороге:

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

«Кто читает стихотворение — Волк или Красная шапочка?»

— Что ж ты, Еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

Тихий час

Сто ребят

И сто девчат

Все лежат

И все молчат, (очень тихо)

Ты лежишь,

И я лежу...

Ты молчишь,

И я молчу, (тихо)

Муха села мне (погромче)

На палец

И спросила: «Вы проспались?» (громко)

Пальцем муху

Отгоняю

И опять я засыпаю, (тихо)

Сплю.

А. Барто

Наши рекомендации