Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патологии

Предисловие

Устранение последствий врожденной расщелины губы и нёба предполагает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического дефекта. При этом нарушение, характеризующееся только увеличением носового резонанса голоса, квалифицируется как открытая ринофония,а включающее также искаженное звукообразование — как ринолалия.

По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринофония и ринолалия причислены к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. При врожденных расщелинах нёба или нёбно-глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики частота колебаний этого парного резонатора накладывается на частоту колебаний основного тона. В результате значительно изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации. Носовой резонанс или открытая назализация лишают голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим.

Но если при ринофонии нарушается только акустическая сторона речи, то при ринолалии к этому добавляются отклонения в аэродинамических условиях речеобразования: изменения направления воздушных потоков в полостях рта и носа, понижение давления воздуха в полости рта. Приспособление к создавшимся условиям приводит к грубым искажениям артикуляций.

Патофизиологические исследования последних лет выявили многие детальные особенности дыхания, голосообразования и артикуляции при ринофонии и ринолалии, но только небольшая часть из них нашла применение в логопедии.

Это привело к противоречивым рекомендациям по исправлению ринофонии и ринолалии. Кроме того, имеющаяся литература представлена большим количеством научных статей, каждая из которых посвящена определенному патологическому симптому и методическим приемам лишь по его коррекции.

Основной задачей настоящего пособия является последовательное изложение методики коррекционно-воспитательной работы по исправлению фонетической стороны речи при ринолалии. В ходе теоретической и практической разработки вопроса использовались методы восстановления голоса при различных его нарушениях (А. Т. Рябченко, Е. В. Лаврова), отдельные приемы вокальной педагогики (В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, Л. Б. Дмитриев), материалы исследований и методические указания отечественных и иностранных фониатров и логопедов (Е. Ф. Pay, З. Г. Нелюбова, М. Морли, М. Грин, А. Г. Ипполитова, Т. Н. Воронцова, Л. И. Вансовская, Д. К. Вильсон). Собственный многолетний практический опыт работы подтвердил эффективность предлагаемой методики.

Пособие состоит из пяти разделов, дидактического материала, списка рекомендуемой литературы и приложений.

В первом разделе описываются анатомо-функциональная роль нёбно-глоточного аппарата в норме и нарушения, вызванные врожденными расщелинами нёба. Особое внимание уделяется характеристике фонетической стороны речи при ринолалии.

Во втором разделе излагаются основы поэтапной коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии до и после пластической операции нёба.

Третий раздел посвящен методике постановки физиологически правильного голосоведения и коррекции голосовых нарушений при врожденных расщелинах нёба фонопедическими методами.

В четвертом разделе разбираются отдельные приемы постановки звуков при ринолалии.

Дидактический материал содержит изолированные слова, словосочетания, предложения, стихотворения и короткие рассказы, которые могут быть использованы при исправлении звуко-произношения детей с ринолалией.

В приложении представлены комплексы дыхательной и мимической гимнастики для детей с врожденными расщелинами нёба.

Автор выражает глубокую благодарность доктору биологических наук С. Л. Таптаповой за помощь в работе над этой книгой.

Звуки л', м, м', н, н', в', в

1. Валя, ванна, ваниль, воля, вонь, вон, война, вымя, Лева, мальва, новый, левый, ленивый, внимание, вволю.

Слова для анализа: ванна, мальва.

2. вон Валя вон мина вон моль ленивый Лева вон Лева вон малина вон ванна Валины мальвы

3. Вон мальвы и лилии. Мальвы и лилии увяли. Вон лиман. На лимане мель. На мели налим. Ваня и Веня меняли лимон на ваниль. В июне и июле ливни.

Звуки л', м, м’, н, н', в, в', ф, ф'

1. Фаня, Фаля, фамилия, фон, Фома, Филя, фильм, филин, финн, Феня, фен, олифа, лиф, миф, вафли, новь, лев.

Слова для анализа: фамилия, вафли, лиф.

2. вон Фаня вон филин вон вафли вон Фома вон олифа вон лев

У Оли фен. Олина фамилия Фалина. Лева и Фома увели Фаню на фильм. В фильме лев и филин. Веня и Аня ели ванильные вафли. Фома и Воля ели лимон.

Мама и няня намяли малину. Феня и Фаня ели малину. Они ели вволю.

Звуки м, м', н, н’, в, в', ф, ф', л', л

манил(а) малый
велел(а) вялый
налил(а) молния
вынул(а) навалом
увел(а) нанял(а)
волна валуй
милый валун
лама лом мыл(а)
лава ловля мел
Алла ловил(а) вол
мала ломал(а) финал
вилла мыло молва
молол(а) влево луна

Слова для анализа: лом, волна, мел.

1. Проспрягать: Я ловил(а) филина. Я ломал(а) мел. Я вынул(а) мыло. Я увел(а) Аллу.

Образец.

Я ловил(а) филина. Мы ловили филина. Ты ловил(а) филина. Вы ловили филина. Он (она) ловил (а) филина. Они ловили филина.

2. вон лама вон вилы вон мел вон мыло вон волна вон филин вон луна вон валун

Виля мал. Виля вынул вилы. Он ломал мальвы. Нина мала. Нина наломала мальвы и лилии. Мальвы и лилии увяли.

Вон лиман. На лимане волны. На лимане мель. На мели мы ловили налима. Алла ловила налима.

Аня мала. Она в мелу. Мама велела: «Алла, вымой Аню». Алла мыла Аню мылом. Мыла мало.

Няня вынула лимоны. Няня вымыла лимоны. Аня, Алла, Фаня и Ваня ели лимоны. А мама и няня ели малину.

Звуки м, м', н, н', л, л', в, в', ф, ф’, п, п'

папа поле напал(а) план пламя
павлин помпа липа попона плафон
Павел Поля плавил(а) полол(а) пыль
Павильон понял((а) пума лоб плавал(а)
пони упал(а) ампула пленный вопли
пуля пол пуф поляна плевал(а)
панель лампа панама пыл хлюпала
паленый Полина пальма полный плов
вон папа вон Поля вон лампа
вон павлин вон поле вон липа
вон Павел вон пони вон плафон
вон павильон вон пыль вон поляна
вон панама вон попона вон ампула
пила пение напев пень
пилюля пена выпь пенал
пилил(а) выпил(а) пельмени пелена
пиво пимы пел(а) пепел
вон пена вон пила
вон пень вон пимы
вон пенал вон выпь
           

1. Проспрягать: Я упал(а) на пол. Я упал(а) на пень. Я поливал(а) пионы. Я полол(а) мальвы.

Мы упали на пол. Вы упали на пол. Они упали на пол.

Образец.

Я упал(а) на пол. Ты упал (а) на пол. Он (она) упал (а) на пол.

Я вымыл(а) лампу и плафон. Я плавал(а) в волнах. Я ел(а) пельмени и плов.

У Вали пенал. У Лены пион. У Павла пила. Поля пела. Лева пилил. Ампула упала. Фаня напевала. На Лене панама. У Вовы пимы. На пони попона. На волне пена. На лампе плафон. На поляне выпь. Леля выпила пилюли. Пламя опалило ель. Пламя на поляне.

Вон пыль. Пыль на полу, на пуфе, на лампе, на пальме. Ляля вымыла пальму и плафон. Лена вымыла пол. Они полили пальму.

Вон поляна. На поляне ель. У ели пень. Валя упала на пень.

Поля полола пионы. Нина полола лилии. Валя поливала пионы, мальвы и лилии. Они пели.

Папа, мама, Валя и Вова ели плов. Павел и Валя ели пельмени.

В Павла попала пуля. Павел упал на поляне. Он попал в плен.

Сочетание ч—с

час чесал(а) чибис  
часть чеснок число  
часовой честный чисто  
часы честь чистота  
сочный сачок стучал сморчок
сочник сечь свечка сначала
песочница сочинение сдача спичка
пасечник сочувствие сачок лисичка
песочный сучок случай стучи

1. Песочные часы. Песня чибиса. Честный человек. Зеленый чеснок. Точные часы. Усатый пасечник. Песочное печенье.

Свечка сгорела дочиста. Дети с совочками возились в песочнице. Они пекли куличи. А лисички взяли спички (К. Чуковский). Чабан чесал овец. Восемь — четное число. Часовой стоит на часах. Честный чести не уступит (Й. Змай). Чибис сидит на сучке. Дятел стучит по сосне. Сима купила спички и взяла сдачу. Сначала стаял снег. Потом на чистом месте вылезли сморчки. Рыболов — не новичок, сам попался на крючок (А. Жаров).

2. Был в реке Усатый сом... Жил он в славе И в почете За успехи В устном счете. Сам любил похвастать сом Этим редким мастерством. (Б. Заходер)

На смолистой ели Новые качели. Это дед-паучок Их повесил На сучок: Пусть качаются Внучата — Озорные паучата. (А. Контиевский)

Сел комарик под кусточек На еловый на пенечек, Свесил ноги на песочек, Сунул носик под листочек — Спрятался!

Все у Вовы по часам.

Утро. Полвосьмого.

Вова ухо почесал,

Засыпает снова. (Л. Минаева)

Тучи-тучи-тучи-тучи! Черный конь большой, могучий! Через тучи скачет он. Кто не видел — выйди вон! (В. Полунина)

Дифференциация звуков ч — т'

мечеть чтение лечить чистить
утечка стечение учить чистюля
птичка печать мочить чистотел
плотвичка молчать точить читатель
птенчик качать челюсть чуть-чуть
учение получать чинить чуять

1. Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. Дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Девочка потеряла зонтик. Тема в тесноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. У тети есть котята, утята, телята, зайчата. Вечером, в темноте, Танечка и Олечка сбились с пути и налетели на плетень. Надо истопить печь и напечь гостям печенья. Пейте, дети, теплое молоко и ешьте печенье. Пойдите в чулан и возьмите чуточку мучки и чая/Учитель велел ученикам приготовить к понедельнику сочинение на свободную тему.

2. В этот час На всех часах Тихий час, Тихий час. Стрелки ходят На носках В этот час, Тихий час. (О. Дриз)

Чести золото не купит.

Честный чести не уступит.

Честь нужна ему как свет.

Рад продать ее бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет. (Й. Змай)

Ты зачем примчалась, птичка, К родничку, где льет водичка? — Прилетела я попить, Малых птенчиков умыть! (Ю. Кыркелан)

Сочетание ч-ш

чаша чашка частушка
чешуя чиж макушечка
лягушечка катушечка кадушечка
шапочка шашечка чашечка
избушечка шкатулочка ковшичек
кукушечка кошечка кувшинчик
мешочек пушочек шепчет
штучка пичужка  

1. Маша часто поет частушки. Луша, налила чай в чашки. У Наташи в клетке живут чиж и кукушка. Машенька и Тонечка приехали учиться в Москву из Чувашии. Беленькая кошечка катала по полу клубочки и катушечки. Наташа сложила катушечки и шпулечки с шелковыми ниточками в бабушкину шкатулочку, а клубочки — в мешочек. Мелкие вилнушечки засолили в маленькой кадушечке. У Маши на ладошке сидит крошечная лягушечка. Луша перелила простоквашу из кувшинчика в ковшичек. Маша шепчет Танюше: «Молчи, не болтай чуши!» Маленькая пичужка чистила перышки, сидя на скворечнике. В лесной избушечке жили не тужили петушок, лягушечка и кукушечка.

2. — Что ж ты, Еж, такой колючий? — Это я на всякий случай (Б. Заходер)

Ну и кошка, Вот так кошка, Даже страх берет немножко. И у этой кисочки На ушах по кисточке. (В. Лившиц)

Перед печкой вечерком Пляшут блошка со сверчком. Раздобыл себе сапожки, Шпоры медные сверчок. А у блошки-быстроножки Черный вязаный платок. (С. Маршак)

Булки, сайки, калачи, Не шалите вы в печи! Сильным жаром пышет печь, Надо корочку беречь. Ну, румяньтесь, не шалите! А не то вы подгорите. Будете, бедняжки, Просто замарашки. Напугаете народ, И никто вас не возьмет. (О. Приз)

Куличи, Как мячи, Поддаю ногою! Скучно делать куличи, Дайте лучше кирпичи — Дом построю. Я кладу кирпичи Очень осторожно: Ведь кирпич — Не кулич, Ушибиться можно! Вот четыре кирпича Вырастают до плеча, До макушки пятый — Самый краснопятый! Вырос под моим окном Маленький домишко. У большого дома Есть теперь братишка! (Е. Григорьева)

Автоматизация звука ч

Тонкая девчонка,

Белая юбчонка,

Красный нос.

Чем длиннее ночи,

Тем она короче

От горючих слез. (Свечка) (С. Маршак)

Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо

По дороге,

Голова торчит

Да ноги. (Черепаха)

Энык очень

Озабочен:
И, пожалуй,

Он не прочь

Сделать день

В двенадцать ночи,

Ну, а в полдень

Сделать ночь. (О. Дриз)

В лесочке, над речкой, Построена дачка. На дачке живет Небольшая Собачка. Собачка довольна И летом, и дачей, Но есть огорчения В жизни собачьей... Но дайте Собачке Кусочек печенья И сразу окончатся Все огорченья. (Б. Заходер)

Я из тростинки дудочку

Сегодня смастерил:

Подул — сначала чуточку,

Потом — что было сил!

И вдруг — На голос дудочки

(Прекрасный инструмент!)

Ко мне приплыли уточки,

Чтоб слушать мой концерт!

Я говорю: «Минуточку! Лишь дух переведу!»

И снова дую в дудочку — Веселую дуду! (А. Кондратьев)

Черен пахарь в день рабочий — Золото в его руках. Пусть черны рыбачьи ночи — Серебро в их челноках. (С. Маршак)

У мальчика не было дудочки. Он нашел зеленую палочку и сыграл на ней чудесную песенку.

Утром я поднял эту палочку и поставил ее в бутылочку с водой, потому что на ней появились десять свежих почек. (О. Дриз)

3. Сегодня мама очень устала. Она мыла полы, окна, чистила и выколачивала половички. Обметала потолки и стены. Мама учитывала, что пыль и паутина скапливаются в темных уголочках. Она доставала их тряпочкой на палочке.

Каким чистым стал дом! Но мама очень устала и присела хоть чуточку отдохнуть.

— Поставь-ка, дочка, чайник. Очень хочется горячего чаю!

Галочка взяла спички, поставила чайник на плиту. Она постелила на стол чистую скатерть, достала чашки, сахарницу, клубничный джем.

Иди, мамочка, все готово.

Дочка, у нас есть пачка сливочного печенья и сдобные булочки. Давай-ка и их сюда.

До чего вкусно попить вечером свежего чаю!

4. Танечка давно мечтала побывать на море.

Папа получил путевку в пансионат на Черном море для себя и дочки.

Вечером начали укладывать чемоданы. Взяли мячик, удочку, тапочки, книгу «Приключения Чиполлино», ручку и бумагу для писем. Мама дала им яички, черный хлеб, соль, булочки, молочка, баночку земляничного варенья и конфеты «Золотой ключик».

Через четыре дня Танечка прислала маме открыточку со своими впечатлениями об отдыхе. Дочка писала: «Мамочка, здесь чудесно! Мы много гуляем, купаемся. Я почти научилась плавать. Из окна нашей комнаты видны пароходы с цветными флагами на мачтах. Вчера мы катались на рыбачьей лодке. Над нами летали и кричали чайки. Мамочка, я очень по тебе скучаю, но отдыхаем мы замечательно!»

Дифференциация звуков щ — ч

гуща — куча Пищать — печать
Угощать — укачать Помещать — помечать
Тащу — точу щетка — четко
мощеный — моченый щегол — чехол
щенок — челнок тащить — точить
Чаща Чаще
Чащоба Чище
Чищенный Чистильщик
щелчок щелочь
Очищение счетчик
щипчики счищать
счастливчик точильщик

1. Щепотка чая. Колючая щетка. Щебечущий щегол. Чищеные овощи. Меченые вещи. Пучок щавеля. Куча щебенки. Колючая щепка. Чистый плащ. Почтовое извещение. Плачущий человек. Чистильщик обуви. Ученый щенок. Чугунный щит. Точный подсчет. Мощный человек. Сухощавый человек. Чистое помещение. Овощная начинка.

Овощи свалили в чулан. Щенок бежал за чабаном. Положи счетную машинку в чехол. Очистив щуку, леща и чавыку, мама выкинула чешую. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы! Лечо — блюдо из овощей. Лена взяла щипчиками кусочек печенья из вазочки. Дедушка учил внучонка читать и считать. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Щеглы ищут в листьях овощей личинок бабочек и мух и клюют их. Ученик получил отличную оценку за удачно сделанное сообщение. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

2. Месяц заблудился

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий...

Понял, что попался...

И над спящим лугом

До утра качался,

Бледный от испуга. (Т. Золотухина)

Тьма все гуще, гуще Дождь все чаще, чаще, Хищники ночные Где-то бродят в чаще. (Б. Заходер)

Добрый врач, бывалый врач, Чуть услышит детский плач, В ранний час и в полночь Поспешит на помощь. (В. Титов)

— Лютик, лютик, что хохочешь?

— Да ведь ты меня щекочешь!

Так листочки ты щекочешь,

Что не хочешь — захохочешь!

(И. Токмакова)

Коль хотите, чтобы вас

Укусили в руку,

Разыщите щучью пасть,

Суньте руку в щуку. (А. Сергеев)

3. Маленький мальчик давно мечтал поймать щуку или леща. Ему часто доводилось ловить уклеечек, окуньков, плотвичек, но никогда не попадались щука или лещ.

Теплым летним днем мальчик пошел на ручей. На ивовых веточках, опущенных в воду, он искал ручейников, снимал и складывал личинок в баночку. Вечером он приготовил удочки, крючки, поплавочки.

Утром, когда еще только начало светать, мальчик сидел на песочке под кусточком возле омута. Он взял в щепотку личинку ручейника, насадил на крючок, закинул удочку, и почти через минуту поплавочек закачался и утонул. Мальчик знал, что это не щука. Щука и лещ — хищники, а личинки не пища для хищников.

Мальчик вытащил из воды маленькую плотвичку. Он тщательно насадил ее на крючок, закинул крючок подальше в омут и стал внимательно следить за поплавочком.

Поплавочек спокойно плыл по ручью. Внезапно над омутом он ушел в воду. Его кто-то утащил. Мальчик потянул удочку, но кто-то тащил ее вниз, в глубину. Мальчик потащил изо всех сил, и на песочек выскочил золотистый лещ! Такой большой, что не умещался в обычном -ведерочке.

Лещ таращил глазищи, щенок Чубчик кружился волчком вокруг леща и часто-часто тявкал. А мальчик улыбался и думал: «Вот счастье!»

Дифференциация звуков р — л

лад – рад Лак – рак Ламарама
Лука – рука Пал – пар Дал – дар
Жал – жар Вал – вар Укол – укор
лов – ров лоза – роза ложь – рожь
юла — Юра мала — Мара игла — игра
ложки – рожки мил – мир пил – пир
палаты — парады балка — барка полка — порка
жил – жир сел – сер булки — бурки
колко — корка телка — терка Валя — Варя
Лева – рева жаль – жарь валят — варят
Лечь – речь удаль – ударь малина — Марина
Лейка – рейка уголь – угорь  
Солить – сорить палить - парить
Валить – варить шалить - шарить
Жалить – жарить калить - корить
Прялка Грелка Тарелка Рулетка
Картофель Крыло Карлик Карелия
Правило Валерий Лариса форель
Лукерья лорнет корабль карамель
проблема варил(а) горел(а) орёл
жарил(а) стрелка журнал журавль
карусель столяр словарь кролик
слесарь парламент лавр кастрюля
глазурь кормила лазурь проблема

Слова для анализа: лазурь, рыболов, журнал, правило, слесарь, календарь.

1. Заливная рыба. Горелые сухари. Умелый слесарь. Оранжевый апельсин. Спелый персик. Первый класс. Кислый крыжовник. Белый кролик. Вареный картофель. Крупная форель. Ласковый ребенок. Лиловые ирисы. Шустрая белка. Стальные рельсы. Резное крыльцо. Больное горло. Старое кресло. Горный орел. Рулон кальки. Прелая листва. Мелкий брод. Полезная руда. Серебряный браслет. Бронзовая люстра. Соленая брынза. Стеклянный графин. Летняя гроза. Хлебные крошки. Полевая крыса. Белый мрамор. Лимонное ситро. Полосатый матрас. Лесной дрозд. Гладкая дорога. Старательный ученик. Сливочное мороженое. Лавровый лист. Эмалированная кастрюля. Журнальная иллюстрация. Полированная мебель. Глубокий ров.

Проспрягать: Я рисовал(а) корабль. Я сварил(а) картофель. Я резал(а) соленую брынзу. Я вырвал(а) лист из тетради. Я рассматривал(а) картинки в журнале.

Образец.

Я разбил(а) тарелку. Мы разбили тарелку. Ты разбил(а) тарелку. Вы разбили тарелку. Он (она) разбил(а) тарелку. Они разбили тарелку.

2. У Милы жар. Рома упал. Рая поступила в первый класс. Лена стирала белье. Марина сварила варенье из малины. Юра на полу играл юлой. Маленькая Маринка играла в куклы. Валя и Варя играли на бульваре. Лука руками ловил раков. Корабль сел на мель. Плетистые розы опутали перила крыльца. Лева поливал огурцы из лейки теплой водой. Рома строил планер, кругом были стружки. Лора натерла на терке морковку для Леры. Ирина шила пелерину и укололась иглой. Марина увлеклась игрой и забыла про уроки. Варя на прогулку одела теплые бурки. Пекарь вынул из духовки горячие булки. Вера жарила картофель. Орел парил над горами. Журавль взмахнул крыльями. Кира накрыла на стол. В плите сгорели сухари. Кира уехала на каникулы в Карелию. Коля кормил кроликов. Маляр покрасил двери белилами. Снегири склевали ягоды рябины. Ворона уселась на верхушку ели. Лукерья бросила в кастрюлю лавровый лист. Дело мастера боится. Сражайся смело за правое дело. Мал золотник, да дорог. За морем телушка полушка, да рубль перевоз. Ворона хоть за море летала, а все белой не стала. Орел на горе, перо на орле. Толст тот, кто ест торт (В. Бахревский). Наловил Валерий полведра форели. Угостил форелью Дарью и Лукерью (Н. Егоров).

3. За деревней, за поселком Пела, пела перепелка. Перепел прилетел, Перепелку перепел. В знойном поле Через перекати-поле Прыгали перепела С перепелятами. (Ю. Аленков)

По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак)

Пищит комар: - Я слаб! Я мал! Мне ветер крылья обломал! (С. Питиримов)

Ослик, ослик дорогой, Рот, пожалуйста, открой, Затруби и загуди, Всех лентяев разбуди. (С. Маршак)

Солнце в прорубь провалилось, Солнце крепко простудилось. (В. Шульжик)

У нашего луня, У милого друга, Сорок кадушек Соленых лягушек, Сорок амбаров Сухих тараканов, Пятьдесят поросят — Только ножки висят.

На горе Стоит Егорка, Он обижен И надут: Убежали Лыжи с горки, А на горку Не идут. (А. Клюшев)

У девчонки, у Варюши, Потерялись варежки. Помогали две Валюши Искать Варе варежки. (А. Тараскин)

Сел на красный клевер, замер шмель. Яблоню обвил веселый хмель. Песенка затихла вдалеке, Девочка уснула в гамаке. (Э. Дубровина)

Прыг на горку, с горки — скок! Покатился колобок! Хочет знать скорее, Кто его хитрее! (А. Кондратьев)

Говорит слонихе слон: С детства я люблю бульон. Сто кастрюлек съел бы сразу, Но не пробовал ни разу. (В. Нестеров)

Орел на лягушку обижен и зол: Лягушкой хотел пообедать орел, Лягушка взяла от орла удрала, Лягушка обед отняла у орла. (А. Сергеева)

Я семь недель ловил форель. Не мог ее поймать я. Я весь промок и весь продрог. И все порвал я платье. (И. Токмакова)

С возу яблоко упало И, как водится, пропало, Потому что не попало Ни в повидло, Ни в компот. Хорошо, что не попало, Превосходно, что пропало, Расчудесно, что упало — Видишь, Яблоня растет. (В. Левановский)

Хорошо и легко мне, И мороз не берет.

Лыжи — верные кони Так и рвутся вперед.

Над равниною белой, Над сплетеньями троп...

Я и впрямь полетела, Только. ..носом в сугроб. (Г. Осинина)

Летний ливень лужи — налил — Целые моря! Дача встала у причала, Бросив якоря. Только мой корабль отважный Борется с волной. И неважно, что бумажный Парус надо мной. (И. Токмакова)

Подарил мне дедушка Туесок, Я пойду по ягоды Во лесок. Я найду поляночку Во бору, Земляники-ягоды Наберу. Наберу малины я Во лесу И в подарок дедушке Отнесу. (А. Леонтьев)

Взлетает грозная машина В голубизны немой простор И под крылом плывет долина, Темнеет, чуть синея, бор. Как птица, в небо улетая, Летит, сверкая, самолет. И, плавно скорость набирая. Он с шумом режет небосвод. Когда шасси земли коснется, Когда закончится полет, Пилот ромашкам улыбнется. И рапорт отдавать пойдет. (С. Иванов)

Когда трубочист бывает чист?

Когда трубочист бывает бел?

Только по праздникам чист трубочист

И утром пока почернеть не успел.

Сам он чернее своей же метлы.

Чистит он черные трубы.

Только белки трубочиста белы,

Только белы его зубы.

— Трубочист веселый и проворный,

Почему не белый ты, а черный?

— Если трубочист бывает белый, Значит, плохо трубочиста дело. (Д. Родари)

Мельник, мельник, ты белее мела Почему не черный ты, а белый?

Если мельник черный, а не белый, Значит, плохо мельниково дело. (Д. Родари)

На стекле узоры — Реки и озера. А вокруг дозором — Голубые горы. И вплотную там и тут Папоротники растут.На стекло подуй разок — Будет маленький кружок. Реки затуманятся, Горы поломаются. А в кружок увидишь двор, Горку, санки и забор. (Н. Полякова)

Ай, люли, ай, люли, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота. Возле норки Крота Встала горка крута: Проходите, кто хотите, В золотые ворота! (А. Прокофьев)

В тайге с утра до вечера Дежурит дед Лука. Дремучий лес доверчиво Встречает лесника. Летит сорока прыткая Без страха к леснику. Стрекочет белка, прыгая В ладони к старику. И еж — смешная мордочка — Не дыбится, дрожа, Когда Лука на корточках Рукой берет ежа... Глухими коридорами — По тропам, по траве — Идет с глазами добрыми, Идет с руками добрыми Хороший человек. (Л. Зубкова)

К вечеру пришла большая туча. Поднялся ветер. Смутилось озеро: ветер на ветер, волна на волну. Молния распахнула небо, гром ударил. Иволга перестала петь, унялись стрижи. А соловей пел до самого конца, пока, наверно, его по затылку не ударила громадная теплая капля. И полилось, как из ведра (По М. М. Пришвину).

8. Крылатый чудак — коростель-дергач — чуть не пешком приходит весной из Африки. Дергач летает тяжело и не очень быстро. Ястреб или сокол легко поймает его на лету. Зато дергач замечательно быстро бегает и отлично умеет прятаться в траве. Поэтому он предпочитает путешествовать, где можно, пешком, незаметно пробираясь по лугам и кустарникам. А на крылья он поднимается только ночью.

В июне дергач целыми днями кричит в траве: «Крек-крек! Крек-крек!» Слышать его можно, а выпугнуть из травы и рассмотреть, какой он,— попробуй-ка! (По В. Бианки).

ПРИЛОЖЕНИЯ

(СНОСКА: Приложения составлены врачом Э. Я. Золотарёвой)

Приложение I. КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

№ п/n Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания
Стоя, руки опущены вдоль туловища Ходьба обычная, на носочках, в полуприседе, опять обычная с постепенным замедлением 3 минуты по залу Корпус держать прямо, дыхание свободное
 
 
Стоя Поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, опустить руки — выдох 4 раза Темп медленный
Стоя Развести руки в стороны — вдох, наклонить туловище вниз — выдох, выпрямиться. 4-5 раз Вдох обычный, на выдохе имитировать свист
Стоя, руки на поясе Повороты туловища в стороны 5-6 раз в каждую сторону Темп средний
 
Стоя, руки на поясе Подниматься на носки, опускаться на пятки — «перекатываться» 8-10 раз Корпус держать прямо
 
Стоя, руки опущены вдоль туловища На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом 4-5 раз каждой ногой Темп средний
 
 
Стоя, руки опущены вдоль туловища Наклоны туловища в стороны — «насос» 5-6 раз в каждую сторону Темп средний
 
 
Стоя, руки опущены вдоль туловища Спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «жжук» 4—5 раз Медленно
Стоя, руки на поясе Спокойно вдохнуть, на выдохе приседать с вытянутыми вперед руками 5-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
 
п/n Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания
Стоя, руки на поясе Ходьба на месте с высоким подниманием колена 1—2 минуты Следить за дыханием
 
Стоя, руки на поясе Прыжки на месте, ритмичные, легкие 10—15 раз Дыхание свободное, темп средний
 
Стоя, руки опущены вдоль туловища Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох 5—6 раз Темп средний
Стоя, руки к плечам Круговые движения локтями По 4 раза в каждую сторону Дыхание свободное
 
Стоя, руки опущены вдоль туловища Ходьба с движениями рук к плечам, в стороны, вниз; с подниманием рук вверх, опусканием и расслаблением 2—3 минуты Темп медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный
 
 

Приложение 2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ ПРИ РУБЦАХ В ОБЛАСТИ НЁБНЫХ ДУЖЕК

1. Открыть рот и закрыть.

2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3. Открыть рот и закрыть.

4. Надуть щеки и расслабить.

5. Открыть рот и закрыть.

6. Движения нижней челюсти вбок.

7. Открыть рот и закрыть.

8. Втянуть щеки и расслабить.

9. Открыть рот и закрыть.

10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.

11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот — голову прямо.

Весь комплекс повторять 3—4 раза в день перед зеркалом. Каждое упражнение повторять 5—6 раз.

Предисловие

Устранение последствий врожденной расщелины губы и нёба предполагает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического дефекта. При этом нарушение, характеризующееся только увеличением носового резонанса голоса, квалифицируется как открытая ринофония,а включающее также искаженное звукообразование — как ринолалия.

По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринофония и ринолалия причислены к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. При врожденных расщелинах нёба или нёбно-глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики частота колебаний этого парного резонатора накладывается на частоту колебаний основного тона. В результате значительно изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации. Носовой резонанс или открытая назализация лишают голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим.

Но если при ринофонии нарушается только акустическая сторона речи, то при ринолалии к этому добавляются отклонения в аэродинамических условиях речеобразования: изменения направления воздушных потоков в полостях рта и носа, понижение давления воздуха в полости рта. Приспособление к создавшимся условиям приводит к грубым искажениям артикуляций.

Патофизиологические исследования последних лет выявили многие детальные особенности дыхания, голосообразования и артикуляции при ринофонии и ринолалии, но только небольшая часть из них нашла применение в логопедии.

Это привело к противоречивым рекомендациям по исправлению ринофонии и ринолалии. Кроме того, имеющаяся литература представлена большим количеством научных статей, каждая из которых посвящена определенному патологическому симптому и методическим приемам лишь по его коррекции.

Основной задачей настоящего пособия является последовательное изложение методики коррекционно-воспитательной работы по исправлению фонетической стороны речи при ринолалии. В ходе теоретической и практической разработки вопроса использовались методы восстановления голоса при различных его нарушениях (А. Т. Рябченко, Е. В. Лаврова), отдельные приемы вокальной педагогики (В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, Л. Б. Дмитриев), материалы исследований и методические указания отечественных и иностранных фониатров и логопедов (Е. Ф. Pay, З. Г. Нелюбова, М. Морли, М. Грин, А. Г. Ипполитова, Т. Н. Воронцова, Л. И. Вансовская, Д. К. Вильсон). Собственный многолетний практический опыт работы подтвердил эффективность предлагаемой методики.

Пособие состоит из пяти разделов, дидактического материала, списка рекомендуемой литературы и приложений.

В первом разделе описываются анатомо-функциональная роль нёбно-глоточного аппарата в норме и нарушения, вызванные врожденными расщелинами нёба. Особое внимание уделяется характеристике фонетической стороны ре

Наши рекомендации