Раздел – Участие граждан в осуществлении местного самоуправления

5.1. Территориальное общественное самоуправление.

Накопленный в Иркутской области опыт развития территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма самоорганизации населения по месту жительства, занимающая весьма значимое место в системе муниципального управления.

Появление ТОСов было стимулировано в первую очередь реформой ЖКХ. Для выбора способа управления жильем требовалась самоорганизация граждан. Но, что особенно важно, нужны были какие-либо формы взаимодействия управляющих компаний с жильцами – заказчиками работ. ТОСы создавались и для сотрудничества и отстаивания в управляющих компаниях прав собственников.

Опыт дальнейшей работы ТОС в Иркутской области показывает, что основными направлениями их деятельности стало решение самых социально значимых для населения вопросов. Это вопросы благоустройства территорий, организации культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в микрорайонах и благотворительности. В частности, органы ТОС привлекают население к работам по благоустройству, озеленению микрорайонов, участвуют в создании общественных органов правопорядка, организуют работу с детьми и пенсионерами по месту жительства.

Например, в городе Черемхово через систему территориального общественного самоуправления была решена проблема жизнедеятельности поселков, удаленных от центра города. После закрытия угольных предприятий, расположенных возле города, поселки угольщиков фактически оказались брошенными: возникли сложности с транспортным обеспечением, со связью и другие. ТОСы взяли на себя решение этих проблем. Сегодня они созданы в 12 поселках Черемховского района. ТОСы решают сегодня вопросы обследование состояния жилого фонда, организация подвоза детей к школам, водоснабжение и другие. Надо сказать, что за годы деятельности территориального общественного самоуправления число проблем, носящих массовый характер – по теплоснабжению, водоотведению, транспортному обслуживанию и других, – серьезно снизилось.

Как показывает анализ деятельности ТОСов в Иркутской области, основным источником формирования имущества ТОС в денежной или иных формах являются добровольные имущественные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц.

В целях дальнейшего развития ТОС как одного из институтов гражданского общества на территории Иркутской области осуществляется поддержка ТОС в форме оказания социальной поддержки гражданам, участвующим в осуществлении ТОС. Так, в 2014 г., в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 г. № 559-пп «О поддержке территориального общественного самоуправления», в Иркутской области впервые на конкурсной основе была оказана поддержка гражданам, участвующим в осуществлении ТОС. Конкурс проводился отдельно по трем группам (сельские поселения, городские поселения, городские округа) в следующих номинациях:

– «Социальное партнерство»;

– «Формирование здорового образа жизни и работа с отдельными категориями граждан»;

– «Санитарное состояние и благоустройство территории»;

– «Организация охраны общественного порядка и пожарной безопасности».

По результатам конкурса денежные премии получили 20 ТОСов, добившихся положительных результатов в самоорганизации граждан по месту их жительства для решения вопросов местного значения. Размер премий составил: 1 место – 150 тыс. руб.; 2 место – 100 тыс. руб.; 3 место – 50 тыс. руб. В общей сложности из областного бюджета ТОСам перечислено 2,4 млн руб.

Положительная оценка участия ТОСов в конкурсе свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма самоорганизации населения по месту жительства. Жители муниципальных образований постепенно начинают осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение ряда проблем жизнедеятельности людей во многом зависит от них самих.

Так развитие территориального общественного самоуправления в Иркутске имеет достаточно продолжительный опыт. В 1995 году городской Думой было принято Положение "О территориальном общественном самоуправлении населения в г. Иркутске". В конце 90-х - начале 2000 годов по этому положению было создано несколько органов Территориального общественного самоуправления (ТОС «Юбилейный», Совет ТОС «Солнечный») и выбрано множество старших по домам и подъездам.

Отличительная черта первого этапа развития ТОС в Иркутске заключается в том, что территориальное общественное самоуправление активно создавалось в форме старших по домам и подъездам. Сегодня растет тенденция к созданию ТОС групп домов: от 2-х до 25-ти.

Впервые осуществление местного самоуправления в форме ТОС было применено на практике в Ленинском округе г. Иркутска. Так, в 2007 г. был официально зарегистрирован первый ТОС – «Пульс добрых сердец». С течением времени наблюдалась положительная динамика создания ТОС во всех административных округах Иркутска – активное взаимодействие председателей ТОС города позволило эффективно решать вопросы местного значения сообща. С 2010 г. развитие ТОС стало одним из важных направлений в общественной жизни города.

В настоящее время в Иркутске зарегистрировано 77 ТОС группы жилых домов, среди которых один ТОС имеет статус юридического лица — это ТОС «Рубин».

Интересен тот факт, что в последнее время движение ТОС становится наиболее распространенным не только среди иркутян старшего поколения, но и среди молодежи. Ярким примером являются ТОС «Жуковский актив» и ТОС «Ветер», председатели которых – студенты ВУЗов г. Иркутска.

В 2016 году одним из приоритетных направлений в работе ТОС стало взаимодействие с опорными пунктами по работе с населением. В городе Иркутске работает 43 опорных пункты (ОП), которые расположены во всех районах города и ориентированы на работу с населением. Председатели и жители ТОС совместно с начальниками опорных пунктов проводят работу по профилактике правонарушений, наркомании и токсикомании (рейды, профилактические беседы), организации спортивных соревнований, кинопоказов под открытым небом, субботников. В целях оказания содействия в вопросах охраны общественного порядка, благоустройства, и вовлечения населения в осуществление местного самоуправления на территории опорного пункта создается Совет общественности (СО). В состав СО могут входить: представители территориальных общественных самоуправлений (ТОС), общественных организаций, образовательных, медицинских учреждений, сотрудники библиотеки, участковые уполномоченные полиции, активные жители, представители бизнес структур, депутаты Думы г. Иркутска, представители Комитетов по управлению округами. Председатели ТОС стали полноправными и активными участниками Советов общественности.

В 2015 году ТОСы региона участвовали в конкурсе «Лучший проект территориального общественного самоуправления в Иркутской области». Три ТОСа выиграли в этом конкурсе и получили гранты в размере 150 тысяч рублей на реализацию своих идей. Так ТОС из Карлукского муниципального образования представлял проект по реставрации мемориального комплекса воинам ВОВ, два ТОСа Хомутовского муниципального образования выиграли проекты по обустройству детских игровых площадок.

В декабре 2015 года Благотворительный фонд развития Иркутского района проводил конкурс «Лучший новогодний проект», пять ТОСов Хомутовского муниципального образования стали победителями, им были вручены гранты в размере 5000 рублей на проведение праздничных мероприятий.

В 2016 году в июне Благотворительный фонд Красноштанова проводил конкурс на территории Иркутского муниципального образования «Сделаем вместе», 5 ТОСов с территории Хомутовского муниципального образования принимали участие и выиграли в данном конкурсе.

Кроме того в Иркутской области на протяжении нескольких лет реализуется проект «Народный бюджет» («Народные инициативы»), предусматривающий инициирование со стороны граждан решение различного рода вопросов местного значения, их широкое обсуждение на сходах (собраниях граждан) и выделение для этих целей средств из областного бюджета.

5.2. Сходы, общие собрания граждан.

Статья 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирует вопросы организации и проведения схода граждан.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования (ПО МО), в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Решения схода граждан являются прямым выражением воли населения муниципального образования и наравне с решениями местного референдума имеют юридический приоритет перед решениями органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Федеральный законодатель попытался придать институту сходов граждан терминологическую четкость и рассматривает сход в первую очередь как форму прямого осуществления муниципальной власти жителями небольших поселений. Тем не менее сход граждан может иметь и несколько иное правовое содержание. Возможно проведение сходов граждан в населенных пунктах, не имеющих статуса самостоятельного муниципального образования. Такие сходы проводятся только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Круг вопросов, рассматриваемых на них, и юридическая сила принимаемых решений определяются соответствующими нормами федерального закона.

Во всех муниципальных образованиях Иркутской области решения по жизненно важным вопросам принимаются решениями сходов граждан, что является прямым выражением воли населения муниципального образования.

На сходах в большинстве муниципальных образований рассмотрены предложения по изменениям и дополнениям в проекты Генеральных планов и Правил землепользования и застройки с обсуждением на собраниях жителей.

Проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципальных образований размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В отдаленных поселках постоянно в пожароопасный период проводятся сходы граждан по вопросам пожарной безопасности.

Так, например, в целях усиления мер пожарной безопасности, предупреждения и профилактики пожаров совместно с сотрудниками полиции осуществили рейды в самые отдаленные поселки Тулунского и других районов, проведены сходы граждан, на которых разъяснена оперативная обстановка, напомнены требования пожарной безопасности.

После схода жителей в каждом поселке проводятся рейды по жилому сектору.

В феврале 2017 года проводились сходы в целях информирования населения об организации на территории сельских поселений сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов.

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», установившего правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций в муниципальных образованиях области постоянно проводится работа по обследованию состояния ледовых переправ.

Администрации муниципальных образований совместно со спасателями, пожарными и инспекторами надзорной деятельности совместно с сотрудниками других ведомств проводят сходы граждан, занятия с учащимися школ области, профилактические беседы с отдыхающими, имеющими выход к водоемам или расположенных в непосредственной близости от водных объектов. Проводятся рейды по местам массового выхода на лёд, работа с рыбаками, выявление потенциально опасных мест и мест несанкционированных выездов транспортных средств на лед, а также их перекрытие и установка предупреждающих и запрещающих знаков и аншлагов.

В 2016-2017 годах в муниципальных образованиях области проводится активная работа по избранию старост и председателей уличных комитетов, которые осуществляют свою деятельность на соответствующей территории. В большинстве муниципальных образований утверждены Положения о старостах или председателях уличных комитетов, которые осуществляют свою деятельность согласно утвержденным Положениям.

Старосты обычно избираются в каждом или один на несколько населенных пунктов (с численностью населения менее 15 человек) на общем собрании жителей.

Таблица 5. Числовые показатели по 5 разделу[18].

Показатель Единица измерения Муниципальные районы Городские поселения Сельские поселения Городские округа Городские округа с делением[19] Внутригородские районы18 Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения18
Количество образованных ТОСов в МО[20] Ед.          
Ед.          
Количество юридически зарегистрированных ТОСов19 Ед.              
Ед.            
Количество ТОСов, фактически осуществляющих свою деятельность19 Ед.          
Ед.          
                       

Наши рекомендации