Раздел – Судебная практика, взаимодействие с контрольно-надзорными органами.

Направление судебной практики органов местного самоуправления Иркутской области обширно. Органы местного самоуправления выступают как в качестве истцов, ответчиков так и третьих лиц.

Из наиболее часто встречающихся, можно выделить дела о признании незаконными нормативные правовые акты в сфере земельных правоотношений (предоставление земельных участков в аренду, виды разрешенного использования земельного участка, оспаривание кадастровой оценки земельного участка и т.д.), в сфере налогового законодательства в части взыскания земельного налога и налога на имущество физических лиц, в сфере закупок товаров и услуг, по спорам, возникающим в связи с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по искам о доведении заработной платы до уровня не ниже МРОТ.

В рамках взаимодействия органов местного самоуправления с контрольно- надзорными органами, в ряде муниципалитетов заключены соглашения с прокуратурой Иркутской области в сфере законности нормативных правовых актов.

Выявленными нарушениями бюджетного законодательства органами местного самоуправления, как правило, является следующее:

- направление средств субвенции на общее образование на оплату труда и страховых взносов работников образовательных учреждений, относящихся к категории вспомогательного персонала;

- выплаты за счет средств субсидии на выплату заработной платы основного персонала работников культуры заработной платы работникам, замещающим должности, относящиеся к категории вспомогательного персонала;

-расходование бюджетными и автономными учреждения, подведомственными министерству по физической культуре, спорту и молодежной политики и министерству культуры и архивов Иркутской области, средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания.

На современном этапе, является актуальной проблема систематизации и учета муниципальных нормативно-правовых актов, принятых в муниципальных образованиях. В этой связи в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации наделены с 1 января 2009 г. полномочиями по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов. В связи с чем, на федеральном уровне был принято Постановление Правительства РФ «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» от 10 сентября 2008 года № 657», в котором было закреплено создание федерального регистра муниципальных правовых актов, который состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В данном Постановлении был определен федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение и методическое обеспечение регистра — Министерство юстиции РФ.

Согласно п. 8 данного Постановления Министерство юстиции РФ Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:

а) сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

б) ввод информации в регистр;

в) гарантированное хранение информации в регистре;

г) ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;

д) ведение информационного портала регистра;

е) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;

ж) режим защиты сведений, содержащихся в регистре.

Согласно ст. 43.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим, в субъектах РФ были приняты нормативно- правовые акты, которые бы регулировали отношения по поводу ведения региональных регистров муниципальных нормативно- правовых актов.

Несмотря на то, что определен перечень актов, которые необходимо отправлять в муниципальный регистр субъекта, на практике достаточно часто возникает большое количество вопросов, касающегося того, какие документы следует направлять, в связи с тем, что понятие «муниципальный нормативный правовой акт» в федеральном законодательстве отсутствует. На практике отсутствие четких критериев нормативности дезориентирует работников органов местного самоуправления, что влечет направление правовых актов, не подлежащих включению в регистр.

Хотелось бы подчеркнуть, что зачастую на практике возникают сложности, в связи тем, что отдельными главами муниципальных образований деятельность по взаимодействию с уполномоченным органом по ведению Регистра не всегда отвечает требованиям действующего законодательства, в результате чего грубо нарушаются сроки направления МНПА для включения в Регистр.

В результате чего высшие должностные лица муниципальных образований привлекаются к административной ответственности по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергаются административному штрафу.

На практике возникают проблемы в связи с тем, что нарушаются сроки предоставления муниципальными органами принятых актов в орган субъекта, уполномоченный на ведение регистра, либо муниципальные нормативно-правовые акты предоставляются не в полном объеме, без надлежащего заверения, часто отсутствуют электронные варианты сведений, направляется значительное количество ненормативных актов.

Процесс систематизации и учета нормативно — правовых актов является актуальной на современном этапе и, поэтому, необходимо выстроить эффективное взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти в сфере формирования информации о нормативно-правовых актов для того, чтобы улучшить жизнь граждан на местах.

Таблица 4. Числовые показатели по 4 разделу[15].

Показатель Единица измерения Муниципальные районы Городские поселения Сельские поселения Городские округа Городские округа с делением[16] Внутригородские районы15 Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения15
Проверки и запросы                
Общее количество проверок органов МСУ[17] Ед.      
Ед.      
Количество запросов в органы МСУ16 Ед.      
Ед.      
Судебные решения                
Общее количество судебных решений, вынесенных в отношении органов МСУ16 Ед.      
Ед.      
Количество поданных прокурором заявлений в суд16 Ед.      
Ед.      
Приблизительное количество денежных средств, необходимых на исполнение судебных решений16 Тыс. Руб. 12292570,10 6199205.00 893921.84 61895931.00      
Тыс. Руб. 47336760,00 1799052.52 79612364.60      
Исполнение судебных решений                
Количество исполнительных производств в отношении органов МСУ16 Ед.      
Ед.      
Меры прокурорского реагирования                
Количество поданных прокурором протестов / представлений в отношении органов МСУ16 Ед.      
Ед.      
Ответственность ОМСУ и должностных лиц                
Количество возбужденных административных производств в отношении должностных лиц органов МСУ16 Ед.      
Ед.      
Общее количество штрафов                
Количество штрафов16 Ед.      
Сумма штрафов16 Тыс. Руб. 1271905,00 305300.00 462.000      
Количество штрафов16 Ед.      
Сумма штрафов16 Тыс. Руб. 665900.00 415.500      

Наши рекомендации