Раздел – Судебная практика, взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
Направление судебной практики органов местного самоуправления Иркутской области обширно. Органы местного самоуправления выступают как в качестве истцов, ответчиков так и третьих лиц.
Из наиболее часто встречающихся, можно выделить дела о признании незаконными нормативные правовые акты в сфере земельных правоотношений (предоставление земельных участков в аренду, виды разрешенного использования земельного участка, оспаривание кадастровой оценки земельного участка и т.д.), в сфере налогового законодательства в части взыскания земельного налога и налога на имущество физических лиц, в сфере закупок товаров и услуг, по спорам, возникающим в связи с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по искам о доведении заработной платы до уровня не ниже МРОТ.
В рамках взаимодействия органов местного самоуправления с контрольно- надзорными органами, в ряде муниципалитетов заключены соглашения с прокуратурой Иркутской области в сфере законности нормативных правовых актов.
Выявленными нарушениями бюджетного законодательства органами местного самоуправления, как правило, является следующее:
- направление средств субвенции на общее образование на оплату труда и страховых взносов работников образовательных учреждений, относящихся к категории вспомогательного персонала;
- выплаты за счет средств субсидии на выплату заработной платы основного персонала работников культуры заработной платы работникам, замещающим должности, относящиеся к категории вспомогательного персонала;
-расходование бюджетными и автономными учреждения, подведомственными министерству по физической культуре, спорту и молодежной политики и министерству культуры и архивов Иркутской области, средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания.
На современном этапе, является актуальной проблема систематизации и учета муниципальных нормативно-правовых актов, принятых в муниципальных образованиях. В этой связи в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации наделены с 1 января 2009 г. полномочиями по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов. В связи с чем, на федеральном уровне был принято Постановление Правительства РФ «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» от 10 сентября 2008 года № 657», в котором было закреплено создание федерального регистра муниципальных правовых актов, который состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В данном Постановлении был определен федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение и методическое обеспечение регистра — Министерство юстиции РФ.
Согласно п. 8 данного Постановления Министерство юстиции РФ Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:
а) сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
б) ввод информации в регистр;
в) гарантированное хранение информации в регистре;
г) ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;
д) ведение информационного портала регистра;
е) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;
ж) режим защиты сведений, содержащихся в регистре.
Согласно ст. 43.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим, в субъектах РФ были приняты нормативно- правовые акты, которые бы регулировали отношения по поводу ведения региональных регистров муниципальных нормативно- правовых актов.
Несмотря на то, что определен перечень актов, которые необходимо отправлять в муниципальный регистр субъекта, на практике достаточно часто возникает большое количество вопросов, касающегося того, какие документы следует направлять, в связи с тем, что понятие «муниципальный нормативный правовой акт» в федеральном законодательстве отсутствует. На практике отсутствие четких критериев нормативности дезориентирует работников органов местного самоуправления, что влечет направление правовых актов, не подлежащих включению в регистр.
Хотелось бы подчеркнуть, что зачастую на практике возникают сложности, в связи тем, что отдельными главами муниципальных образований деятельность по взаимодействию с уполномоченным органом по ведению Регистра не всегда отвечает требованиям действующего законодательства, в результате чего грубо нарушаются сроки направления МНПА для включения в Регистр.
В результате чего высшие должностные лица муниципальных образований привлекаются к административной ответственности по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергаются административному штрафу.
На практике возникают проблемы в связи с тем, что нарушаются сроки предоставления муниципальными органами принятых актов в орган субъекта, уполномоченный на ведение регистра, либо муниципальные нормативно-правовые акты предоставляются не в полном объеме, без надлежащего заверения, часто отсутствуют электронные варианты сведений, направляется значительное количество ненормативных актов.
Процесс систематизации и учета нормативно — правовых актов является актуальной на современном этапе и, поэтому, необходимо выстроить эффективное взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти в сфере формирования информации о нормативно-правовых актов для того, чтобы улучшить жизнь граждан на местах.
Таблица 4. Числовые показатели по 4 разделу[15].
Показатель | Единица измерения | Муниципальные районы | Городские поселения | Сельские поселения | Городские округа | Городские округа с делением[16] | Внутригородские районы15 | Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения15 | |
Проверки и запросы | |||||||||
Общее количество проверок органов МСУ[17] | Ед. | ||||||||
Ед. | |||||||||
Количество запросов в органы МСУ16 | Ед. | ||||||||
Ед. | |||||||||
Судебные решения | |||||||||
Общее количество судебных решений, вынесенных в отношении органов МСУ16 | Ед. | ||||||||
Ед. | |||||||||
Количество поданных прокурором заявлений в суд16 | Ед. | ||||||||
Ед. | |||||||||
Приблизительное количество денежных средств, необходимых на исполнение судебных решений16 | Тыс. Руб. | 12292570,10 | 6199205.00 | 893921.84 | 61895931.00 | ||||
Тыс. Руб. | 47336760,00 | 1799052.52 | 79612364.60 | ||||||
Исполнение судебных решений | |||||||||
Количество исполнительных производств в отношении органов МСУ16 | Ед. | ||||||||
Ед. | |||||||||
Меры прокурорского реагирования | |||||||||
Количество поданных прокурором протестов / представлений в отношении органов МСУ16 | Ед. | ||||||||
Ед. | |||||||||
Ответственность ОМСУ и должностных лиц | |||||||||
Количество возбужденных административных производств в отношении должностных лиц органов МСУ16 | Ед. | ||||||||
Ед. | |||||||||
Общее количество штрафов | |||||||||
Количество штрафов16 | Ед. | ||||||||
Сумма штрафов16 | Тыс. Руб. | 1271905,00 | 305300.00 | 462.000 | |||||
Количество штрафов16 | Ед. | ||||||||
Сумма штрафов16 | Тыс. Руб. | 665900.00 | 415.500 |