Восприятие и воспроизведение ритмов

Восприятие (оценка) ритмов по слуху. «Скажи, по сколько раз я стучала?»

// // // //____________________ /// /// /// ///_______________________

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу: «Послушай и простучи так же»

// // //_____________________/// /// ///__________________________

// / // /___________________/// // /// //___________________________

Воспроизведение ритмов по словесной инструкции:

Простучи по 2 раза__________________по 3 раза________________

По 2 раза сильно и по 3 раза слабо____________________________

Фонематическое восприятие

с—с' с—з с'—з' с—ц ш—ж ч—щ ч—т' щ—т' с—ш з—ж с'—ч с'—щ ц—ч
                       

Твердые и мягкие согласные:

п—б, п'—б' т—д, т'—д' ф—в, ф'—в' к—х—г, к'—г' л—л' р—р' л—р, л'—р' м—н, м'—н' Гласные
                 

Фонематические анализ, синтез, представления

(по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения).

Выделение первого звука в слове:

Алик   Март   Банка  
Оля   Город   Стакан  
Иней   Волк   Крыша  
Удочка   Сани   Цапля  
Эхо   Луна   Щука  

Выделение последнего звука вслове:

Мак   Пух   Руки  
Кот   Шар   Шары  
Нос   Мука   Муха  
Сок   Сарай   Пальто  

Последовательный анализ (определение последовательности звуков в слове):

Мак   Дом   Кот  
Сом   Шуба   Окно  
Сумка   Торт   Ткач  
Клеши   Щипцы   Дверь  
Бабушка   Карточка   Дружба  
Гнездо   Кастрюля   Чернильница  

Определение количества гласных и согласных в анализируемом слове

Подбор слов с заданным количеством звуков (3, 4, 5)

Звуковой синтез:

Н—О—С__________Л—У—Н—А________О—С—А____________

Л—А—П—А_______С—Ы—Р_________С—У—М—К—А_______

К—О—Т______ Т—Р—О—П—А_______Л—У—Г______________

С—Т—Р—Е—Л—К—А_____________________________________

ЧТЕНИЕ

Наличие навыков чтения — имеются, недостаточные, отсутствуют_________________________________________________

Характер, техника чтения:

побуквенное, послоговое, целыми словами;

с переходом на слоговое при чтении трудных по звуко-слоговой структуре или незнакомых слов;

целыми словами с паузами (двойное чтение с использованием скрытого побуквенного чтения);

медленное, быстрое, среднего темпа;

плавное, выразительное, монотонное, угадывающее.

Темп (скорость) и объём чтения (вслух, про себя)_______________

____________________________________________________________

Характер ошибок:

фонематические (артикуляторно-акустические):

замены букв________________пропуски букв___________________

пропуски слогов_______________перестановки букв_____________

перестановки слогов________________________________________

добавления, повторы слогов, слов_____________________________

грамматические (аграмматизм при чтении)_____________________

оптические (замены букв, слов)_______________________________

мнестические______________________________________________

семантические_____________________________________________

Осмысление содержания текста (на уровне знания отдельных слов или общий смысл прочитанного)________________________________

Пересказ прочитанного (полный или краткий, __________________ последовательный, ___________________ логичный, _______________ соответствующий тексту)

примеры: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы на вопросы по прочитанному и понимание отдельных слов в контексте, примеры:_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Умение обобщать и делать выводы: ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

ПИСЬМО

Анализ письменных работ (диктантов, списывания, изложения, сочинения)___________________________________________________

Наличие и характер специфических ошибок    
Замены букв    
Пропуски букв    
Пропуски слогов и частей слова    
Добавление букв, слогов    
Раздельное написание частей слова    
Слитное написание слов    
Аграмматизм на письме    
Графические замены букв    
Ошибки по начертанию    
Зеркальное письмо    

Неспецифические ошибки____________________________________

Самостоятельное письмо (сочинение) — адекватность изложения____

____________________________________________________________

степень его развернутости______________________________________

правильность построения фраз__________________________________

согласование слов в предложении и отражение логико-грамматических отношений____________________________________

____________________________________________________________

Общее оформление письменных работ_________________________

темп______________________________________________________

объём_____________________________________________________

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Предполагаемая причина, время появления заикания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Течение заикания — постоянное, постепенное усиление, волнообразное, скачкообразное, рецидивирующее_________________

____________________________________________________________

Особенности проявления заикания, ситуации, усугубляющие его проявление__________________________________________________

Особенности общего и речевого поведения — организованность, общительность, замкнутость, импульсивность_____________________

____________________________________________________________

Адаптация к условиям общения, отношение ребенка к речевому дефекту_____________________________________________________

Локализация и тип судорог (клонические, тонические, смешанные) ____________________________________________________________

Судороги дыхательного аппарата_____________________________

Голосового аппарата________________________________________

Артикуляторные судороги языка, губ__________________________

В каких видах речи выражено заикание: шепотная, сопряженная, отраженная, спонтанная, ответы на вопросы, пересказ, стихотворная речь, чтение__________________________________________________

"Трудные" звуки, слоги, слова________________________________

Эмболофразия (речевые уловки)______________________________

Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)__________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

ПЛАН РАБОТЫ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования____________________________________________

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бессонова Т.П., Ястребова А.В. Комплект материалов для логопеда. — М., 1996.
  2. Визель Т.Г. Как вернуть речь. — М., 1998.
  3. Городилова В.И., Кудрявцева М.3. Чтение и письмо. — М., СПб., 1995.
  4. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.
  5. Зайцева Л.А. Методические указания по обследованию детей с различной речевой патологией. — Мн., 1992.
  6. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. — М., 1987.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
  8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.
  9. Мали Л.Д., Арямова О.С. и др. Речевое развитие младших школьников. — Пенза, 1994.
  10. Материалы для проведения психологического обследования детей, поступающих в первый класс, и учащихся начальных классов. — М., 1995.
  11. Методы обследования нарушений речи у детей / Отв. ред. Т.А.Власова, И.Г.Власенко, Г.В.Чиркина. — М., 1982.
  12. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по преодолению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
  13. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. — М., 1992.
  14. Психолого-методико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. — М., 1999.
  15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995.
  16. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. — М., 1996.
  17. Усанова О.Н. Специальная психология. — М., 1990.
  18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................... 3

Обследование чтения................................................................ 7

1. Исследование чтения букв.................................................. 8

Тест звуко-буквенного кодирования и декодирования ........ 18

2. Исследование чтения слогов.............................................19

3. Исследование чтения слов.................................................24

4. Исследование чтения фраз и текста..................................28

Обследование письма...............................................................38

1. Исследование возможностей списывания с предъявленного образца................................................................38

2. Исследование возможностей письма под диктовку........39

3. Исследование самостоятельного письма..........................41

Схема обследования речи младшего школьника ...................53

Литература.................................................................................74

Наши рекомендации