Восприятие и воспроизведение ритмов
Восприятие (оценка) ритмов по слуху. «Скажи, по сколько раз я стучала?»
// // // //____________________ /// /// /// ///_______________________
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу: «Послушай и простучи так же»
// // //_____________________/// /// ///__________________________
// / // /___________________/// // /// //___________________________
Воспроизведение ритмов по словесной инструкции:
Простучи по 2 раза__________________по 3 раза________________
По 2 раза сильно и по 3 раза слабо____________________________
Фонематическое восприятие
с—с' | с—з с'—з' | с—ц | ш—ж | ч—щ | ч—т' | щ—т' | с—ш | з—ж | с'—ч | с'—щ | ц—ч |
Твердые и мягкие согласные:
п—б, п'—б' | т—д, т'—д' | ф—в, ф'—в' | к—х—г, к'—г' | л—л' | р—р' | л—р, л'—р' | м—н, м'—н' | Гласные |
Фонематические анализ, синтез, представления
(по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения).
Выделение первого звука в слове:
Алик | Март | Банка | |||
Оля | Город | Стакан | |||
Иней | Волк | Крыша | |||
Удочка | Сани | Цапля | |||
Эхо | Луна | Щука |
Выделение последнего звука вслове:
Мак | Пух | Руки | |||
Кот | Шар | Шары | |||
Нос | Мука | Муха | |||
Сок | Сарай | Пальто |
Последовательный анализ (определение последовательности звуков в слове):
Мак | Дом | Кот | |||
Сом | Шуба | Окно | |||
Сумка | Торт | Ткач | |||
Клеши | Щипцы | Дверь | |||
Бабушка | Карточка | Дружба | |||
Гнездо | Кастрюля | Чернильница |
Определение количества гласных и согласных в анализируемом слове
Подбор слов с заданным количеством звуков (3, 4, 5)
Звуковой синтез:
Н—О—С__________Л—У—Н—А________О—С—А____________
Л—А—П—А_______С—Ы—Р_________С—У—М—К—А_______
К—О—Т______ Т—Р—О—П—А_______Л—У—Г______________
С—Т—Р—Е—Л—К—А_____________________________________
ЧТЕНИЕ
Наличие навыков чтения — имеются, недостаточные, отсутствуют_________________________________________________
Характер, техника чтения:
побуквенное, послоговое, целыми словами;
с переходом на слоговое при чтении трудных по звуко-слоговой структуре или незнакомых слов;
целыми словами с паузами (двойное чтение с использованием скрытого побуквенного чтения);
медленное, быстрое, среднего темпа;
плавное, выразительное, монотонное, угадывающее.
Темп (скорость) и объём чтения (вслух, про себя)_______________
____________________________________________________________
Характер ошибок:
фонематические (артикуляторно-акустические):
замены букв________________пропуски букв___________________
пропуски слогов_______________перестановки букв_____________
перестановки слогов________________________________________
добавления, повторы слогов, слов_____________________________
грамматические (аграмматизм при чтении)_____________________
оптические (замены букв, слов)_______________________________
мнестические______________________________________________
семантические_____________________________________________
Осмысление содержания текста (на уровне знания отдельных слов или общий смысл прочитанного)________________________________
Пересказ прочитанного (полный или краткий, __________________ последовательный, ___________________ логичный, _______________ соответствующий тексту)
примеры: _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на вопросы по прочитанному и понимание отдельных слов в контексте, примеры:_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Умение обобщать и делать выводы: ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
ПИСЬМО
Анализ письменных работ (диктантов, списывания, изложения, сочинения)___________________________________________________
Наличие и характер специфических ошибок | ||
Замены букв | ||
Пропуски букв | ||
Пропуски слогов и частей слова | ||
Добавление букв, слогов | ||
Раздельное написание частей слова | ||
Слитное написание слов | ||
Аграмматизм на письме | ||
Графические замены букв | ||
Ошибки по начертанию | ||
Зеркальное письмо |
Неспецифические ошибки____________________________________
Самостоятельное письмо (сочинение) — адекватность изложения____
____________________________________________________________
степень его развернутости______________________________________
правильность построения фраз__________________________________
согласование слов в предложении и отражение логико-грамматических отношений____________________________________
____________________________________________________________
Общее оформление письменных работ_________________________
темп______________________________________________________
объём_____________________________________________________
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ
Предполагаемая причина, время появления заикания
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Течение заикания — постоянное, постепенное усиление, волнообразное, скачкообразное, рецидивирующее_________________
____________________________________________________________
Особенности проявления заикания, ситуации, усугубляющие его проявление__________________________________________________
Особенности общего и речевого поведения — организованность, общительность, замкнутость, импульсивность_____________________
____________________________________________________________
Адаптация к условиям общения, отношение ребенка к речевому дефекту_____________________________________________________
Локализация и тип судорог (клонические, тонические, смешанные) ____________________________________________________________
Судороги дыхательного аппарата_____________________________
Голосового аппарата________________________________________
Артикуляторные судороги языка, губ__________________________
В каких видах речи выражено заикание: шепотная, сопряженная, отраженная, спонтанная, ответы на вопросы, пересказ, стихотворная речь, чтение__________________________________________________
"Трудные" звуки, слоги, слова________________________________
Эмболофразия (речевые уловки)______________________________
Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)__________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования____________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
- Бессонова Т.П., Ястребова А.В. Комплект материалов для логопеда. — М., 1996.
- Визель Т.Г. Как вернуть речь. — М., 1998.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.3. Чтение и письмо. — М., СПб., 1995.
- Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.
- Зайцева Л.А. Методические указания по обследованию детей с различной речевой патологией. — Мн., 1992.
- Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. — М., 1987.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.
- Мали Л.Д., Арямова О.С. и др. Речевое развитие младших школьников. — Пенза, 1994.
- Материалы для проведения психологического обследования детей, поступающих в первый класс, и учащихся начальных классов. — М., 1995.
- Методы обследования нарушений речи у детей / Отв. ред. Т.А.Власова, И.Г.Власенко, Г.В.Чиркина. — М., 1982.
- Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по преодолению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
- Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. — М., 1992.
- Психолого-методико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. — М., 1999.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995.
- Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. — М., 1996.
- Усанова О.Н. Специальная психология. — М., 1990.
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................................................................... 3
Обследование чтения................................................................ 7
1. Исследование чтения букв.................................................. 8
Тест звуко-буквенного кодирования и декодирования ........ 18
2. Исследование чтения слогов.............................................19
3. Исследование чтения слов.................................................24
4. Исследование чтения фраз и текста..................................28
Обследование письма...............................................................38
1. Исследование возможностей списывания с предъявленного образца................................................................38
2. Исследование возможностей письма под диктовку........39
3. Исследование самостоятельного письма..........................41
Схема обследования речи младшего школьника ...................53
Литература.................................................................................74