Открытие центров речи. Восприятие и воспроизведение речи

А. Центры речи.Более100 лет назад Брока впервые обнаружил, что левостороннее поражение нижних отделов третьей лобной извилины приводит к потере речи (афазия). Такие больные пони­мают обращенные к ним слова, однако спонтанно говорить прак­тически не могут. Если их попросить что-либо сказать, они неуве­ренно и с большим усилием произносят короткие фразы, состоя­щие из самых необходимых имен существительных, глаголов и прилагательных («телеграфная речь»). Это называется моторной афазией,а область мозга, поражение которой приводит к такому синдрому, -двигательным центром речи. Как видно на рис. 6.15, я, он расположен непосредственно спереди от участков двига­тельной коры, управляющих мышцами лица, челюсти, языка, нёба и глотки, т.е. мускулатурой, участвующей в артикуляции. Однако моторная афазия при поражении центра Брока не связана с параличом этих мышц. Даже при повреждении «лицевого» участка прецентральной извилины возникают лишь небольшие контралатеральные нарушения, поскольку представительства лицевой мус­кулатуры есть в обоих полушариях и одностороннее нарушение может компенсироваться непострадавшей половиной мозга.

Вскоре после открытия Брока Всрнике описал другой тип афазии, характеризующийся тяжелыми нарушениями понимания речи при сохранении у больного способности бегло, хотя и не­сколько искаженно, спонтанно говорить. Такая сенсорная афа­зиясовпадает с поражением левой височной доли, особенно задней части первой височной извилины в непосредственной близости от слуховой коры (слуховой центр речи; см. рис. 6.15, а). Это свидетельствует о том, что центры сенсорной речи расположены лишь в одном из полушарий, тогда как зоны коры, обеспечивающие артикуляцию, т. е. произнесение слов. - в обоих (см. рис. 6.15, а). Более того, «просодические» характеристики речи (ударения, интонация), по-видимому, зависят в основном от процессов в правом полушарии. Если повреждаются зоны и Брока, и Вернике (обе они снабжаются кровью срединной моз­говой артерией), возникает полная (глобальная) афазия,при ко­торой страдает как образование речи, так и ее восприятие. На­конец, нарушения в области теменно-височной ассоциативной коры могут приводить к амнестической афазии,характеризую­щейся расстройством подбора нужных слов. Такие больные за­меняют названия предметов «словами-паразитами» («эта шту­ка»), более общими понятиями («птица» вместо «голубь») или иносказаниями («то, чем пишут» вместо «карандаш»).



Открытие центров речи. Восприятие и воспроизведение речи - student2.ru Рис. 6.15. Речевые центры (выделено серым) в левом, доминантном в отношении речи полушарии (а) и соответствующие области в правом, «нсговорящсм» полушарии (б) (по ХУ.РепЛсШ, Ь.ЯоЪсгК 1959; с изменениями). Центры управления голосовы-

ми мышцами расположены с обеих сторон – в предцентральных извилинах. У каждой половины лица в отличие от остальных частейтела также двустороннее представительство. Возможно, височная речевая область занимает гораздо ббльшую площадь, особенно в височной доле. Области Брока и Верпике соединены дугообразным пучком

В осуществлении речипринимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, ана­лизаторам чувствительности, слуха, зрения; бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, язы-коглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.

В.Восприятие речиосуществляется с помощью речеслухового анализатора,воспроизведение - с помощью речедвигательного.Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической форме информации и осуществ­ляется височно-теменно-затылочными областями левого полу­шария у правшей, у левшей - правым, левым или обоими. Цен­тры Вернике и Брока связаны дугообразным пучком.

Звуки речи воспринимаются первичными слуховыми центрами коры, затем сигналы поступают в зону Вернике, что обеспечивает осмысление речи. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, откуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается, как при слуховом восприятии. По-видимому, в речевой функции при­нимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.

Наши рекомендации