Тест звукобуквенного кодирования и декодирования
Этот тест позволяет учителю изучить уровень развития у школьников тех учебных способностей, которые обеспечивают как правильное соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, так и отграничение этой буквы от всех других, особенно сходных по начертанию. С этой целью подобраны специальные задания для изучения состояния зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При этом в задания целенаправленно включен тот материал, который также позволяет всесторонне оценить степень сформированности у ребенка оптико-пространственных представлений, которые являются одной из необходимых предпосылок различения и усвоения букв.
Задание
Перед ребенком на столе раскладываются карточки № 1, № 2, № 3 (см. ниже), в верхних частях которых написаны разные сочетания из трех букв: больших печатных, больших рукописных и малых рукописных. Карточки № 2 и № 3 кладутся лицевой стороной вниз. Далее учитель говорит: «Посмотри внимательно и определи, какая буква за какой здесь написана (см. карточку № 1, верхняя часть), а теперь это сочетание букв отыщи в строчке из букв, написанных внизу карточки». После того как ребенок выполнит задание, учитель кладет карточку № 1 лицевой стороной вниз и открывает карточку № 2. Инструкция повторяется. После выполнения этого задания с аналогичной инструкцией открывается карточка № 3.
Шкала оценивания
Количество правильно найденных буквосочетаний | Оценка |
Нашел нужные буквы на всех карточках, но не в заданном сочетании | |
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОГОВ
Цель: оценка сформированности навыков чтения (слого-слияния).
Материал:
Задания 16-22 со слогами и (или) касса букв и слогов:
прямыми;
обратными;
закрытыми;
со стечением согласных.
Техника:
1. Ребенку предлагаются слоги и инструкция: "Прочти слоги"или "Прочти, чтоя покажу".
2. Для исключения трудностей произношения ребенка
используется инструкция: "Покажи, где написано то,что я читаю".
Изучается, как протекает чтение слогов, характер чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений.
В набор предлагаемых для чтения слогов включаются слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками, а также слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (СА-ША, ДА-ТА).При этом особое внимание следует обращать на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки.
В качестве помощи может использоваться совместный зву-ко-буквенный анализ на составление слогов из букв разрезной азбуки.
Задание 16
ки | на | шу | ча | во | ля |
зо | му | цу | жи | бы | хи |
су | до | фа | лю | ха | рю |
ве | кя | шо | ды | сы | тё |
си | то | не | те | зе | си |
ра | лё | ня | бе | чи | вэ |
Задание 17
во – фо гя - кя
лу – ру дё - те
бы – пы жа – ша
са | ча | за | |||
ша | ца | са | ща | жа | са |
Задание 18
an | ел | юс | ем | от | ян | ик |
ар | on | юш | юм | ол | им | их |
ах | ил | уп | их | эх | ук | як |
ош | ял | ом | ып | ис | am | ус |
яр | юн | аш | ес | ок | уч | оч |
Задание 19
рок | сер | зер | вис | чим | лык |
пок | пит | бит | мап | лап | дос |
бок | фол | вёл | жер | хил | дих |
шул | тес | дec | нак | чес | жан |
чул | гюл | кюл | дац | дюх | фёк |
тул | жас | шас | ныш | маш | рес |
нир | хяц | кац | рик | щер | пис |
дир | бюн | пун | гёр | цах | дяк |
шир | вэм | фем | люм | фёк | зим |
цир | дым | тим | хиц | тюр | шир |
Задание 20
при | кри | гри | орх | юлп | кни |
пры | плю | блю | ярп | акр | апч |
про | тка | дка | аст | ипл | ехт |
трэ | шпу | жпу | укс | юлк | лси |
тря | фче | вче | онщ | орш | тро |
трё | кна | гня | ихт | юрт | сло |
сле | сно | знё | ест | итк | онк |
слю | кну | хню | иск | ягр | ерш |
слу | пре | брэ | яхт | ёнц | фри |
Задание 21
стра - стру - стры - стри | ветра - ветре - ветру |
вскры - вскри - вскра | вздро - вздры - вздру |
лыст | хвут | доск | цинп | крост |
смых | пурс | чёрн | бёрн | шпрон |
квич | клон | щирк | вирт | штупь |
Задание 22
па – по | ол – ле | вуф – вюф | Пи – Бы |
но – ну | ла – ям | тод – дёт | Во – Вё |
за – зу – зы | ди – бу - ды | тя – ча – чи |
та – ту – ты | ша – жа – са | су – зу – цу |
ла – ма – на | ко – го – хо | зы – иш – сы |
аж – уж – иж – их | ов – ув – уд – од |
aп – ат – ин – ун | ши – иц – шу – ит |
Ву – Ню – Ку – Гю | ДО – да – ыд – ЭД |
Рo – Гa – Гo –Ра | ВЗЕ – ЭЗ – ЗЕФ |
ВЫ – ВЬЕ –ВЕ | БГЕ – ПЕГ – ПЕ |
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОВ
Цель:оценка сформированности навыков чтения, выяснения уровня техники и беглости чтения.
Материал:
Задания 23-27 со словами:
простыми по написанию и часто повторяющимися при чтении школьных учебников;
более сложными по слоговой структуре и звуковому составу;
малознакомыми, редкоупотребляемыми;
в написании которых сделаны ошибки: пропущен слог или буква, сделаны перестановки элементов.
Усложнение материала: задания даются с учетом этапа обучения ребенка. Сначала даются для чтения простые слова, одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; затем более сложные по звуковому и морфологическому составу, состоящие из трех-четырех слогов и со стечением согласных. Далее предъявляются многосложные и структурно близкие слова, т. е. схожие по написанию (переполох—перепонка—перепелка). При этом следует учитывать, что слова, выбранные для обследования чтения, должны включать, звуки, часто используемые в устной речи.
Техника:
Ребенку предлагаются слова и инструкция: "Прочти слова" ("Читай вслух слова")или "Прочти, что я покажу".
В ряде случаев, когда ребенок допускает при чтении значительное количество ошибок, грубо искажает слова или пользуется угадывающим чтением, применяются дополнительные приемы обследования, которые исследуют не акт чтения у ребенка, а то, что задерживает его формирование, причину, обусловливающую плохое чтение. Для этой цели используется прием чтения слов с пропущенными буквами, помогающий выявить возможность узнавания или готовность к узнаванию звуковых, словесных образов, известных ребенку из устного общения в звуко-буквенном их выражении.
Для чтения чрезвычайно существенным является активная познавательная деятельность читающего, направленная на восприятие и сопоставление воспринятого образа с хранящимся в памяти эталоном, в результате чего и наступает узнавание.
Материалом обследования могут служить слова такого типа:
те...дь (тетрадь), конве... (конверт), мед...дь(медведь), ...апочки (шапочки, тапочки), градус...к (градусник).
Выявляется, правильно ли ребенок выполняет указанную пробу или он затрудняется определить, какое слово предполагается в предъявленном ему с пропущенными буквами. Последнее свидетельствует о том, что в памяти читающего отсутствует эталон, т. е. полноценный звуковой образ, или же срабатывают механизмы сложных связей, что является результатом отсутствия переноса , навыков узнавания одного варианта знакомого звукового образа на другой, чем-либо напоминающий знакомый образ.
Задание 23
ау | му | ум | да | он |
рак | мак | суп | дом | жор |
дым | лук | сын | ком | бег |
жук | рот | шум | кот | бык |
кит | сом | сыр | пол | пар |
мир | сон | тир | шар | сок |
яма | ива | иду | Ира | ухо | уха | Аня |
бусы | духи | лужа | лицо | Зина |
вата | дыни | луна | жаба | липа |
Вова | куры | лама | сила | муха |
каша | лапа | Маша | лисы | совы |
зубы | Лиза | Миша | лоси | кино |
бант | лифт | мост | порт | бинт |
марш | парк | зонт | куст | тигр |
март | шарф | волк | торт | бокс |
брат | шнур | двор | стол |
врач | спор | грач | шкаф |
флот | крик | гриб | стог |
банка | вафли | буква |
башни | вишни | булки |
бочка | волны | нитка |
воздух | брови | машина |
кактус | труба | радуга |
журчит | флаги | рукава |
лыжник | клоун | сапоги |
сундук | глина | малина |
жа | ки | То | |||
ко | сы | ла | па | Ко | ля |
ни | ма | По | |||
Задание 24
том – дом | шаль – жаль | балка – палка |
жил – мил | пыль – быль | тепло – темно |
жар – шар | игра – икра | башня – пашня |
пир – мир | боль – моль | медаль – педаль |
суп – дуб | пень – тень | малина – Полина |
вот – вон | ночь – дочь | уголки – угольки |
крыша – крыса | катушка – подушка | удочка – уточка |
сайка – зайка | нагнать – догнать | калька – галька |
бусина – бузина | сыплют – щиплют | клеит – греет |
чечетка - щепотка | подбивал – подпевал | клюет – гниет |
Задание 25
картина | милиционер | фланелеграф |
снеговик | аквариум | университет |
телевизор | лекарство | демонстрация |
сковорода | простокваша | регулировщик |
молотилка | ежегодник | землетрясение |
белка – балка – булка – банка
бабочка – папочка – тапочка – шапочка