Тест звукобуквенного кодирования и декодирования

Этот тест позволяет учителю изучить уровень развития у школьников тех учебных способностей, которые обеспечивают как правильное соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, так и отграничение этой буквы от всех других, особенно сходных по начертанию. С этой целью подобраны специальные задания для изучения состояния зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При этом в задания целенаправленно включен тот материал, который также позволяет всесторонне оценить степень сформированности у ребенка оптико-пространственных представлений, которые являются одной из необходимых предпосылок различения и усвоения букв.

Задание

Перед ребенком на столе раскладываются карточки № 1, № 2, № 3 (см. ниже), в верхних частях которых написаны разные сочетания из трех букв: больших печатных, больших рукописных и малых рукописных. Карточки № 2 и № 3 кладутся лицевой стороной вниз. Далее учитель говорит: «Посмотри внимательно и определи, какая буква за какой здесь написана (см. карточку № 1, верхняя часть), а теперь это сочетание букв отыщи в строчке из букв, написанных внизу карточки». После того как ребенок выполнит задание, учитель кладет карточку № 1 лицевой стороной вниз и открывает карточку № 2. Инструкция повторяется. После выполнения этого задания с аналогичной инструкцией открывается карточка № 3.

тест звукобуквенного кодирования и декодирования - student2.ru

Шкала оценивания

Количество правильно найденных буквосочетаний Оценка
Нашел нужные буквы на всех карточках, но не в заданном сочетании

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОГОВ

Цель: оценка сформированности навыков чтения (слого-слияния).

Материал:

Задания 16-22 со слогами и (или) касса букв и слогов:

прямыми;

обратными;

закрытыми;

со стечением согласных.

Техника:

1. Ребенку предлагаются слоги и инструкция: "Прочти слоги"или "Прочти, чтоя покажу".

2. Для исключения трудностей произношения ребенка

используется инструкция: "Покажи, где написано то,что я читаю".

Изучается, как протекает чтение слогов, характер чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений.

В набор предлагаемых для чтения слогов включаются слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками, а также слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (СА-ША, ДА-ТА).При этом особое внимание следует обращать на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки.

В качестве помощи может использоваться совместный зву-ко-буквенный анализ на составление слогов из букв разрезной азбуки.

Задание 16

ки на шу ча во ля
зо му цу жи бы хи
су до фа лю ха рю
ве кя шо ды сы тё
си то не те зе си
ра лё ня бе чи вэ

Задание 17

во – фо гя - кя

лу – ру дё - те

бы – пы жа – ша

са ча за
ша ца са ща жа са
           

Задание 18

an ел юс ем от ян ик
ар on юш юм ол им их
ах ил уп их эх ук як
ош ял ом ып ис am ус
яр юн аш ес ок уч оч

Задание 19

рок сер зер вис чим лык
пок пит бит мап лап дос
бок фол вёл жер хил дих
шул тес дec нак чес жан
чул гюл кюл дац дюх фёк
тул жас шас ныш маш рес
нир хяц кац рик щер пис
дир бюн пун гёр цах дяк
шир вэм фем люм фёк зим
цир дым тим хиц тюр шир

Задание 20

при кри гри орх юлп кни
пры плю блю ярп акр апч
про тка дка аст ипл ехт
трэ шпу жпу укс юлк лси
тря фче вче онщ орш тро
трё кна гня ихт юрт сло
сле сно знё ест итк онк
слю кну хню иск ягр ерш
слу пре брэ яхт ёнц фри

Задание 21

стра - стру - стры - стри ветра - ветре - ветру
вскры - вскри - вскра вздро - вздры - вздру
лыст хвут доск цинп крост
смых пурс чёрн бёрн шпрон
квич клон щирк вирт штупь

Задание 22

па – по ол – ле вуф – вюф Пи – Бы
но – ну ла – ям тод – дёт Во – Вё
за – зу – зы ди – бу - ды тя – ча – чи
та – ту – ты ша – жа – са су – зу – цу
ла – ма – на ко – го – хо зы – иш – сы


аж – уж – иж – их ов – ув – уд – од
aп – ат – ин – ун ши – иц – шу – ит
Ву – Ню – Ку – Гю ДО – да – ыд – ЭД
Рo – Гa – Гo –Ра ВЗЕ – ЭЗ – ЗЕФ
ВЫ – ВЬЕ –ВЕ БГЕ – ПЕГ – ПЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОВ

Цель:оценка сформированности навыков чтения, выяснения уровня техники и беглости чтения.

Материал:

Задания 23-27 со словами:

простыми по написанию и часто повторяющимися при чтении школьных учебников;

более сложными по слоговой структуре и звуковому составу;

малознакомыми, редкоупотребляемыми;

в написании которых сделаны ошибки: пропущен слог или буква, сделаны перестановки элементов.

Усложнение материала: задания даются с учетом этапа обучения ребенка. Сначала даются для чтения простые слова, одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; затем более сложные по звуковому и морфологическому составу, состоящие из трех-четырех слогов и со стечением согласных. Далее предъявляются многосложные и структурно близкие слова, т. е. схожие по написанию (переполох—перепонка—перепелка). При этом следует учитывать, что слова, выбранные для обследования чтения, должны включать, звуки, часто используемые в устной речи.

Техника:

Ребенку предлагаются слова и инструкция: "Прочти слова" ("Читай вслух слова")или "Прочти, что я покажу".

В ряде случаев, когда ребенок допускает при чтении значительное количество ошибок, грубо искажает слова или пользуется угадывающим чтением, применяются дополнительные приемы обследования, которые исследуют не акт чтения у ребенка, а то, что задерживает его формирование, причину, обусловливающую плохое чтение. Для этой цели используется прием чтения слов с пропущенными буквами, помогающий выявить возможность узнавания или готовность к узнаванию звуковых, словесных образов, известных ребенку из устного общения в звуко-буквенном их выражении.

Для чтения чрезвычайно существенным является активная познавательная деятельность читающего, направленная на восприятие и сопоставление воспринятого образа с хранящимся в памяти эталоном, в результате чего и наступает узнавание.

Материалом обследования могут служить слова такого типа:

те...дь (тетрадь), конве... (конверт), мед...дь(медведь), ...апочки (шапочки, тапочки), градус...к (градусник).

Выявляется, правильно ли ребенок выполняет указанную пробу или он затрудняется определить, какое слово предполагается в предъявленном ему с пропущенными буквами. Последнее свидетельствует о том, что в памяти читающего отсутствует эталон, т. е. полноценный звуковой образ, или же срабатывают механизмы сложных связей, что является результатом отсутствия переноса , навыков узнавания одного варианта знакомого звукового образа на другой, чем-либо напоминающий знакомый образ.

Задание 23

ау му ум да он
рак мак суп дом жор
дым лук сын ком бег
жук рот шум кот бык
кит сом сыр пол пар
мир сон тир шар сок
яма ива иду Ира ухо уха Аня
бусы духи лужа лицо Зина
вата дыни луна жаба липа
Вова куры лама сила муха
каша лапа Маша лисы совы
зубы Лиза Миша лоси кино
бант лифт мост порт бинт
марш парк зонт куст тигр
март шарф волк торт бокс

брат шнур двор стол
врач спор грач шкаф
флот крик гриб стог
банка вафли буква
башни вишни булки
бочка волны нитка
воздух брови машина
кактус труба радуга
журчит флаги рукава
лыжник клоун сапоги
сундук глина малина
жа ки То
ко сы ла па Ко ля
ни ма По
           

Задание 24

том – дом шаль – жаль балка – палка
жил – мил пыль – быль тепло – темно
жар – шар игра – икра башня – пашня
пир – мир боль – моль медаль – педаль
суп – дуб пень – тень малина – Полина
вот – вон ночь – дочь уголки – угольки

крыша – крыса катушка – подушка удочка – уточка
сайка – зайка нагнать – догнать калька – галька
бусина – бузина сыплют – щиплют клеит – греет
чечетка - щепотка подбивал – подпевал клюет – гниет

Задание 25

картина милиционер фланелеграф
снеговик аквариум университет
телевизор лекарство демонстрация
сковорода простокваша регулировщик
молотилка ежегодник землетрясение

белка – балка – булка – банка

бабочка – папочка – тапочка – шапочка

Наши рекомендации